Библейские проповеди
Мы не бываем одиноки
20.10.2019

Можно испытать чувство удивления при чтении рассказа о том, как первые три из десяти египетских язв коснулись и израильтян, проживавших в земле Гошен. Однако, когда наступает время для четвертой язвы, то Бог говорит Моисею, что вызванные ею полчища мух не затронут Его народ (Исх. 8:22,23). Что могли думать сами евреи о причинах, по которым первые три язвы распространились и среди них тоже?

Возможно, Бог всем этим свидетельствовал Своему народу о той силе, которой Он обладал. Нетрудно представить себе облегчение, испытанное израильтянами после того, как все остальные язвы обрушились уже на одних лишь египтян. Вполне можно вообразить и то, как они с удивлением наблюдали за постепенным, шаг за шагом, превращением Египта в опустошенную и измотанную страну. Каждая из десяти язв была направлена против того или иного египетского божества и призвана была явить силу Всемогущего Бога в сравнении с полной беспомощностью идолов, которым поклонялись египтяне. Критический момент наступил с последней – десятой по счету – язвой, при которой погибли первенцы каждой египетской семьи и первородное от каждой скотины, будь то коровы, овцы или другого домашнего животного. Бог снабдил израильтян указаниями о том, что им следовало предпринять для избегания подобной участи и для спасения от ангела смерти, посетившего каждый дом в египетской земле. Это событие положило начало самому важному празднеству в истории еврейского народа – Пасхе, которую иудеи отмечают и поныне.

Тот день стал самым важным днем в году. Народ получил строгие наставления о том, что ему следовало есть в такой особый день, как именно нужно было поедать пищу и как требовалось поступить с любыми её остатками. Они должны были выказывать полное послушание данным требованиям, причем не только в первое празднование Пасхи в Египте, но и во все последующие годовщины этого события в их дальнейшей истории. То, как с ними по-рабски обращались в Египте, как они были при этом Божьим народом и как Бог явил Свое могущество посредством обрушенных на их угнетателей казней с последующим исходом Израиля из Египта – всё это должно было наполнить народ израильский вечной благодарностью к своему Избавителю.

Переходя к сегодняшним чтениям, мы обнаруживаем, что заповедь о ежегодном праздновании Пасхи исполнялась в Израиле и во время жизни Иисуса. Написанное об этом празднике в Евангелии от Иоанна позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, Иисус знал о том, что должно было произойти. Можно лишь догадываться, какие чувства переполняли его в преддверии неотвратимо приближавшегося испытания. Сколь замечательным на этом фоне является свидетельство Иоанна, знавшего вполне достаточно, чтобы сказать: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Иоан. 13:1).

Иоанн продолжает и говорит, что Иисус готовится сотворить нечто необычное. Вскоре Господь начинает омывать своим ученикам ноги. Я уверен, что каждый из нас, окажись он в подобной ситуации, испытывал бы примерно те же ощущения, что и Пётр. Но гораздо более примечательным выглядит то обстоятельство, что Господь омыл и ноги Иуды тоже. Этот жест со стороны Иисуса словно являет собой последнюю попытку вызвать у того раскаяние и отказаться от замысла предать Христа на смерть. Иисус сделал всё возможное, чтобы спасти его. В отношении к нему Господа, поистине, проявляется «любовь до конца». Это не та любовь, про которую мы прежде всего думаем, когда слышим это слово, но она означает страстное желание делать всё от нас зависящее с тем, чтобы помогать своим братьям и сестрам по вере, а также и окружающим нас в нашей жизни людям. Относимся ли мы к ним так, как это делал Господь? К тому брату или к той сестре, которые всегда выглядят недовольными или даже позволяют себе говорить о других людях неприемлемые вещи? К сожалению, Иуда не стал менять своего решения даже после того, как Иисус произнес фразу «вы чисты, но не все» (Иоан. 13:10). Окружавшие его ученики, однако, не поняли сказанного Господом. Дальнейшее чтение вызывает у нас еще большее изумление перед лицом столь явной неспособности учеников понимать слова Иисуса, и даже когда он дал им верный знак посредством куска обмакнутого в миску хлеба, они подумали, будто он всего лишь велел Иуде пойти и раздать подаяние нищим. Спрашивается, если бы мы находились среди учеников в тот момент, то получилось бы у нас оказаться хоть сколько-нибудь прозорливее их? Насколько вообще мы лучше в плане понимания уроков, которые преподносит нам Библия?

Почти сразу после того как Иуда вышел из горницы, Иисус поведал своим ученикам, что вскоре он будет забран от них. В Иоан. 13:31 Господь говорит о прославлении. Дословно это звучит так: «Ныне прославляется Сын Человеческий, и Бог прославляется в нем. Если Бог прославляется в нем, то и Бог прославит его в Себе, и вскоре прославит его» (KJV). Выделенные жирным шрифтом слова, особенно «если», говорят об отсутствии у Иисуса самоуверенности в том, что даже он способен выдержать предстоящее ему испытание. Трудно представить себе более тяжкие страдания человека. В Евр. 4:15 говорится, что он «подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Тем не менее, он справился с возложенным на него вместо нас ужасным наказанием, и по этой причине ученики его обнаружили впоследствии, что он был воскрешен Богом к вечной жизни. Он воистину был прославлен Богом. И какой должна быть наша реакция на это? Несомненно, что прежде всего мы должны полагать в него всю свою веру, а кроме того – исполнять его заповеди, первая из которых гласит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:34,35).

Любить друг друга в нашем мире не всегда легко. Возможно, мы длительное время остаемся в статусе безработного. Или, напротив, наша работа требует от нас сверхурочного пребывания на своем месте. Может быть наши коллеги по работе не проявляют никакого интереса к нашим попыткам рассказать им о Библии. Но несмотря на разочарование, вызванное их равнодушием, мы вполне можем испытывать чувство благодарности за то, что нам дана столь замечательная надежда. Очень полезно (хоть и не всегда возможно) встречаться хотя бы время от времени пусть даже с одним братом или одной сестрой по вере в Иисуса, если таковые живут неподалеку от нас, потому что именно с такими людьми мы можем говорить о всём том, что представляет для нас наивысшую ценность. Это один из примеров тому, как мы можем выказывать свою любовь нашим братьям и сестрам. Какими бы ни были наши обстоятельства, даже в случае вынужденного проживания вдали от своих по вере, мы имеем благословение в виде возможности помнить о них. Во Второзаконии 31:6 говорится о том, что Бог никогда не оставляет и не покидает нас. С этими словами Бог обратился к Моисею, чтобы он передал их народу Израилеву незадолго до своей смерти.

Давайте рассмотрим одни из последних слов Иисуса, которые он посвятил своим ученикам: «По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35). Как прекрасно, что по прошествии столь длительного времени эти слова остаются настолько же важными и истинными для нас сегодня, насколько они были и для апостолов! И признают ли в нас учеников Иисуса окружающие люди, когда глядят на наше поведение?

Возвращаясь к последней вечере, следует вспомнить заключительное обращение Иисуса к Иуде, который находился с ними постоянно. Иисус омыл его ноги и, вскоре после этого, когда все они сели за стол, сказал об одном из присутствующих, что он «поднял на меня пяту свою» (Иоан. 13:18). Разумеется, все присутствовавшие ученики захотели узнать, кого именно Господь имел ввиду. Иисус взял кусок хлеба и, обмакнув его, передал Иуде, для которого данный жест стал последней возможностью раскаяться в своих намерениях. Он мог отказаться от этого куска и остаться вместе со всеми, однако его последовавший уход означал, что он и не думал что-либо менять. Иисус сделал всё, что было в его силах, и ничего другого уже не оставалось. Как сказано в первом стихе этой главы: «Иисус… возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Иоан. 13:1).

Час, в который ему надлежало принести себя в жертву, приближался неумолимо. Наш Господь, повинуясь своему Отцу, прошел через ужасную агонию, чтобы каждый из нас обрел надежду на вечную жизнь в Его Царстве. Существует ли бóльшая любовь, которую можно было бы проявить к нам?

И теперь, когда мы собираемся разделить между собой хлеб и вино, означающие совершенное послушание и прощение, наши сердца наполняются благодарностью. И каким образом мы можем выказать и проявить свою признательность? Мы не сможем сделать ничего большего, чем исполнять в своей жизни заключительную заповедь Господа о том, чтобы любить друг друга и словом, и делом, и упоминанием друг о друге в наших каждодневных молитвах. Да благословит нас Господь и да направляет на всех путях наших! И да наступит Его Царство скорее!

В оставшееся же нам время будем утешаться последними словами, с которыми Иисус обратился к своим ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28:20).

Марк Баклер (20.10.2019г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.