Библейские проповеди
Лоза истинная (Иоанн 15:1)
20.10.2018

Библейские чтения: 2 Паралипоменон 14,15; Иезекииль 47; Иоанн 15,16.

Мы удостоены прочесть у Иоанна 14-17 о самой задушевной беседе, которую вел Иисус со своими учениками перед своей смертью. Мы буквально ощущаем нервозность учеников в то время, хотя они и не понимали быстро меняющейся ситуации. Это непонимание видно во время Тайной вечери, когда Пётр не хотел, чтобы Иисус мыл его ноги: «Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Иоанн 13:7).

Вот и позже, уже на горе Елеонской: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (16:12). Что важно заметить, даже перед своей тяжелой смертью Иисус пекся о своих учениках, которые сопровождали его во время его служения. Ведь им предстоит нести Благую весть о Спасении, когда он уйдет к Отцу своему. В главе 14 Иисус сказал ученикам, что он готовит им место в Доме Отца своего. Это был его ответ на вопрос Филиппа: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (стих 8), когда Иисус объяснил, что он и есть воплощение Отца и что он собирается к Отцу (стих 12): «Я к Отцу Моему иду…». Но его отшествие не оставит учеников беспомощными, ибо: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (стих 26). Такая помощь возможна лишь для тех кто пребывает на лозе истинной: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Иоанн 15:4).

Поэтому глава 15:1 начинается так: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь». Каждый древний еврей был знаком с символом виноградной лозы, которая символизирует Израиль, и которую окучивает Бог, Божественный виноградарь (Псалом 79:9). Символически, Израиль – это виноградная лоза, принесенная из Египта и высаженная в приготовленную землю дабы пустила глубокие корни и наполнила землю: «очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю. Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии; она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки» (стихи 10-12).

Исаия 5:1,2 широко развивает эту тему: «Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды».

В этом была трагедия. Бог мог заботиться о винограднике, но мог поступить и иначе: «…отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем… ждал Он правосудия, но вот кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль» (Исаия 5:5-7).

Во времена Иисуса иудеи полагали себя носителями слова Божия и толкователями Его заветов. Они ужасались поведению своих предков и утверждали, что живи они раньше, они уж точно себя бы так не вели, и все же и они погрузились в свой собственный вид отступничества и теперь собирались убить Иисуса: «…охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе» (Псалом 79:16). Поэтому Иисус, цитируя псалмы и пророков, им ответил: «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Maтфей 21:43).

Поэтому и появилась новая Лоза, новый Завет, новый Израиль, который как и старая лоза получил бы уход, который лелеял «лозу из Египта». Поэтому Иисус и говорит у Иоанна 15:1,2: «Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает». Об остальных же ветвях надо хорошо заботиться: «всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (стих 2). Очищали эти ветви моя их водой с мылом, чтобы убить грибки. Так и Иеремия, говоря «дикая лоза», имеет в виду очищающийся Израиль: «хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною» (Иеремия 2:22).

Иисус уже «омыл» своих учеников и будет его дальше делать: «омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Иоанн 13:10). Но этот жизненно важный урок надо еще усвоить: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне». Если этого не уяснят ученики прошлые и нынешние – трагедия случится. Во времена духовного упадка худшее, что ученик может сделать это потерять связь между ним и Лозой Истинной, как частью мировой семьи христадельфиан. Но это часто первая автоматическая реакция человека, который попал в беду – человек пытается карабкаться сам и отдаляется от Бога. Иисус не сказал «Я ствол», он сказал «Я лоза», то есть часть большого организма, у которого ученики это ветви. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанн 15:5). Это было истиной тогда, это истина и сейчас!

Хлебопреломление – это важная связь Иисуса с учениками. Это право Иисус ввел у Иоанна 13 и теперь подтвердил (Иоанн 15:9-14). Суть высшего значения этого права в том, что оно подтверждает нашу приобщенность к лозе истинной: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (стих 10).

Оставаться при его любви это делить хлеб между собой с радостными ожиданиями. В Новом Завете слово «радость, радоваться» упоминается очень часто в смысле единения за столом Господним. Это истинная радость человеческого общения, как сказал Иисус: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Maтфей 26:29). Каждый раз когда мы делим хлеб и вино в воспоминание об Иисусе, мы подтверждаем нашу приобщенность к лозе истинной – Телу Христову – и заветам его.

Элф Элфри (21.10.2018г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.