Библейские проповеди
Две притчи о молитве
24.09.2022

Библейские чтения: 1-я Паралипоменон 8; Иезекииль 21; Ев. от Луки 18.

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Луки 18 Иисус рассказывает две притчи. Притчи – это не простые истории. В них содержатся важные уроки для нас. В Евангелии от Матфея 13:10 ученики спросили Иисуса: «Для чего притчами говоришь им?» Его ответ в стихах 11-16 показывает, насколько важны притчи для тех, кто следует за Ним: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано… потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат».

Притчи, которые рассказывал Иисус, были предназначены для того, чтобы скрыть «тайны» или «секреты» Царства Божьего от тех, кто не интересовался их истинным значением. Но в то же время Иисус дал ключ к разгадке каждой притчи тем, кто действительно хотел понять. Интересно, что в сегодняшнем чтении Иисус процитировал слова Бога, обращенные к Исаии. Он объяснил (стихи 14,15), что Бог всегда хранил Свои тайны от тех, кто не ищет Его понастоящему. Люди, которые закрывают свои уши и глаза на истину Божьего Слова и просто не интересуются Им, останутся во тьме. Однако Бог справедлив. Как Он сказал через Исаию, если люди действительно поймут (стих 15) и обратятся, тогда Он с радостью исцелит их. Он простит их грехи. Дело в том, что Бог хочет, чтобы те, кто поклоняется Ему, поклонялись искренне и в соответствии с истиной (Иисус Навин 24:14; 1 Коринфянам 5:8).

Вдова и несправедливый судья

Первая притча, которую Иисус привел в Евангелии от Луки 18, подчеркивала следующий момент: «…должно всегда молиться и не унывать» (стих 1). «Унывать» здесь означает быть «слабым» или «потерпеть неудачу». В притче был судья, судящий по закону. Иисус описал его в стихе 6 как «неправедного», а в стихе 2 – как человека, который: «…Бога не боялся и людей не стыдился».

Затем Иисус описал вдову, которая пришла к этому судье с просьбой «отомстить» за нее ее противнику. В библейские времена вдовы были очень уязвимы. Не существовало национальной системы, которая поддерживала бы их финансово. Эти женщины теряли своих мужей, обеспечивавших их доход, и боролись за выживание. По этой причине Бог дал Своему народу Израилю особые заповеди в Законе Моисея, чтобы защитить вдов, сирот и бедных. Милосердный характер Бога виден в этих законах. В книге Притчей Соломон написал: «Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит» (Притчи 15:25). Вдова из притчи Иисуса должна была знать о несправедливой репутации этого судьи. И все же не было никого другого, к кому она могла бы обратиться. И у нее не было денег, чтобы заплатить ему большую взятку, чтобы он действовал от ее имени. Все, что она могла сделать, это постоянно умолять его, надеясь, что он поступит вопреки своему несправедливому характеру и вынесет справедливый приговор ее противнику. В конце концов, ее неоднократные обращения привели к тому, что несправедливый судья услышал ее мольбы и ответил на них.

Цель этой притчи состоит в том, чтобы мы «непрестанно молились». Если даже несправедливый судья в конце концов начал действовать по причине того, что ему надоела настойливая вдова, справедливый Бог всей земли тем более обязательно услышит и отомстит за Свой избранный народ. Урок для нас состоит в том, чтобы никогда не ослабевать в наших молитвах и не прекращать молиться. Нам необходимо настойчиво молиться. Мы должны помнить, что Бог не такой, как мы. Он «долготерпит к ним» (подстрочный перевод) – говорится в стихе 7. Он не устанет от наших постоянных молитв. Конечно, наши молитвы всегда должны быть направлены на то, что правильно в глазах Бога. Иисус в Гефсимании молился: «Отче, если хочешь, отними от меня чашу сию; впрочем, да будет воля не моя, а твоя» (Луки 22:42). Особый аспект молитвы, о котором Иисус упоминает в этой притче, заключается в том, чтобы просить Бога отомстить за Своих избранных, тех, кого Он призвал быть Его детьми. Несправедливо, что злые люди могут убивать верных верующих и выходить сухими из воды. Это то, о чем мы просим, когда молимся о наступлении Царства Божьего. Мы хотим, чтобы Его воля исполнялась на земле так же, как она исполняется на небесах.

Бог терпелив с нами, что и означает греческое слово, переведенное как «долготерпит к ним». На самом деле, Он хочет, чтобы мы постоянно молились. Мы не должны прекращать молиться только потому, что ничего не происходит (1 Фессалоникийцам 5:17). Это испытание нашей веры.

Иисус завершает притчу открытым вопросом: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (стих 8). В основе притчи лежит вера Божьих избранников. Эта вера проявляется, когда они молятся о том, чтобы Бог избавил их от испытаний и невзгод, которые они претерпевают как ученики Иисуса Христа.

В притче Иисус говорил о Божьих «избранных». Апостол Петр написал избранным Богом в своем первом письме: «Петр, Апостол Иисуса Христа… избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1 Петра 1:1-2).

Те, кто избран Отцом, драгоценны для Него. Павел писал об этом: «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Ефесянам 1:4-5).

Бог избрал нас во Христе «прежде основания мира». Бог знает конец в начале (Исаия 46:10). Он знает всех нас еще до того, как мы родились (Иеремия 1:5; Римлянам 9:10-13). Это источник утешения для нас, когда мы молимся о Его помощи.

Фарисей и мытарь

Вторая притча в этой главе (Лука 18:9-14) была сказана против тех, кто «…уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других» (стих 9). В истории Иисуса фарисей и сборщик налогов оба вошли в храм, чтобы помолиться. Фарисеи настаивали на том, чтобы люди соблюдали все заповеди Закона Моисея. Они гордились своим религиозным образом жизни. Но Иисус часто подчеркивал их лицемерие (см. Матфея 23:25-27). Они только казались в глазах людей праведниками. Бог знает сердце каждого, и может видеть, действительно наше сердце праведно или нет. На самом деле, никто, кроме Господа Иисуса, не исполнил Закон во всей его полноте. Фарисей в притче думал, что он праведен. Но сборщик налогов остро осознавал свой грех. Ему было так стыдно, что он стоял один и не мог даже поднять голову.

Мы замечаем разницу между этими двумя молитвами. Фарисей ничего не просил у Бога. Его молитва заключалась в том, чтобы поблагодарить Бога за то, каким праведным он был! Мытарь, с другой стороны, осознавал свою нужду в Божьей милости. Он был так опечален своими грехами, что бил себя в грудь. Иисус сказал, что именно сборщик налогов был оправдан перед Богом, а не фарисей (стих 14). Бог ненавидит тех, кто горд. Он любит тех, кто подобен сборщику налогов, который был подавлен и поражен духом по причине своих грехов. Он смирил себя перед Богом.

Иисус говорит, что он вернулся в свой дом оправданным. Бог услышал его молитву и простил его. Но фарисей вернулся домой непрощенным.

Вспоминая нашего Господа в хлебе и вине, мы должны быть бедными и сокрушенными духом, как сборщик налогов. Подобно вдове, мы должны постоянно молиться о дне, назначенном Богом, «в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деяния 17:31).

Ричард Синглтон, 25.09.2022г.

Книги:  |

Комментарии закрыты.