Библейские проповеди
Евангелие от Матфея, глава 20
18.07.2015

Ежедневные чтения Писаний: 2Царств 3, Иеремия 9 и Матфея 20.

Матфей представляет нам Иисуса как обетованного Мессию, а потому – Сына Божьего. Он дает неопровержимые доказательства, используя множество цитат и сотни ссылок из Ветхого Завета для подтверждения этого факта. Исполнение сказанного в Писаниях об Иисусе, Его воскресении и даровании Святого Духа стало совершенным доказательством правдивости Евангелия и восстановления Царства Божьего (Лука 24:44-49). Евангелие от Матфея основано на десяти избранных цитатах, которые исполнились в жизни Иисуса. Это важное послание, основанное на воскресении Иисуса, доступно и сегодня. Оно способно изменить жизнь людей, преобразуя их сердца и разум, чтобы они вступили на путь Божий (Римлянам 12:1,2).

«Так будут первые последними, и последние первыми» (Матфея 19:30 и 20:16)

Матфей умышленно использует выражение «царство небесное» (буквально означающее «небеса») перед своей еврейской аудиторией, особенно, Своими учениками. Тем самым Он подчеркивает, что Его учение – не о материальном, а о духовном. «Еще подобно Царство Небесное…» – многократно повторяющееся выражение Иисуса, который учит Своих учеников важным принципам праведности (Матфей 13:44). Центром иудейского поклонения был Храм в Иерусалиме. Их поклонение стало очень торжественным: полным внешних ритуалов и парадности. Книжники и фарисеи своими преданиями сделали замысел бездейственным (Матфей 15:6). Их постановления способствовали благочестивым и высокомерным, исключительным отношениям. Ученики Иисуса и в те времена, и сейчас должны знать, учиться и быть движимыми божественными принципами, которые гораздо ценнее мира, в котором мы живем.

Слово Божье перевоспитывает нас, и его использование в нашей жизни должно помочь нам взрастить Духовные плоды, угодные Богу (Галатам 5:22,23). Эти ценности были приведены в его учении в Евангелии от Матфея 19:3-20:28, когда Иисус с учениками перебрался из Галилеи в Иудею, пройдя через Иерихон и, наконец, достигнув Иерусалима (20:17,29 и 21:1). Он учит истинным ценностям Царства применительно к супружеству (19:3-12), человеческим отношениям (19:13-15), богатству (19:16-26) и вознаграждению (19:27-30). Мысль о вознаграждении с точки зрения учеников побуждает Иисуса рассказать притчу о работниках в винограднике (20:1-16).

Ценности праведности Царства идут вразрез с ценностями мира. Они несовместимы. Компромисс здесь невозможен. Мы не можем служить и Богу, и маммоне (6:24). Иисус говорит ученикам в Матфее 20:16, что «будут последние первыми, и первые последними«, повторяя сказанное раньше в стихе 19:30, но переставив слова. Между этими двумя выражениями зажата притча о работниках в винограднике, притча, упомянутая только в Евангелии от Матфея.

Притча о Работниках в Винограднике (Матфей 20:1-16)

Эта притча следует за разговором о вознаграждении за ученичество и вопросом Петра в 19:27: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» Это иллюстрирует полное изменение человеческих ожиданий относительно принципов Царства. С человеческой точки зрения, чем тяжелее работа и дольше рабочий день, тем выше должна быть зарплата, поэтому естественно согласиться с доводами тех, кто трудился целый день. Как работодателю следует вознаградить своих работников в таком случае? Обычно за день честной работы полагается справедливая дневная зарплата. Но Царство Божье образовано не на коммерческой основе. Бог действует из благодати, а не за наши заслуги. Иудеи рассматривают свою религию исходя из результатов работы, в то время как «награду» Царства заработать нельзя, и она несоразмерно велика по отношению к человеческим усилиям. Бог с радостью дает Своим слугам гораздо больше, чем они могли бы когда-то заслужить. Благодатью Божьей мы спасены в Иисусе Христе. Это дано нам даром, и, как подарок, этого нельзя получить в качестве платы. Спасение от греха и возмездие за грех, смерть, – это дар Божий.

Хозяин дома, владевший виноградником, договаривается с первыми нанятыми работниками о динарии. Работники согласились на его условие. Позже, в другое время дня, хозяин нанял других работников. За час до конца рабочего дня он решил дать работу еще нескольким работникам, которые простаивали. Возможно, они остались без работы, потому что другим хозяевам показалось, что они физически слабы. Этим работникам работодатель сказал, что заплатит им, сколько следует. Они положились на честность хозяина. В конце концов, все на рынке были наняты. Работодатель проявил щедрость и сочувствие, наняв всех, кто «простаивал», не имея работы. Когда пришло время платы, те, кто был нанят последними, получили по своему динарию, а за ними – те, кто работал весь день. Работавшие в самую жару, стали роптать из-за несправедливости происходящего. Обратите внимание, в стихе 15 сказано: «глаз твой завистлив от того, что я добр?» («аще око твое лукаво есть, яко аз благ есмь?», Церковно-славянский перевод Библии).

Объяснение работодателя подчеркивает комментарий Иисуса в 19:29 о том, что никто не проигрывает, становясь учеником. Бог никому ничего не должен и удивительно щедр к нам. Его суждения не могут быть оспорены сравнением «вознаграждений», так как в этом состоит злой глаз человеческих мыслей. Это отношение к скупости и щедрости уже было проявлено в учении о «сокровище на небесах» (Матфей 6:19-24), где говорится о чистоте глаза, который наполняет светом всё тело. Резким контрастом является «худое око«, наполняющее всё тело темнотой. Таков образ света и тьмы греха в Евангелии и его значение. Никто не может служить двум господам. Урок для нас очевидный и сложный в сегодняшней жизни, когда стоимость намного превышает ценность.

Интересно отметить в Колоссянам 3:22 и Ефесянам 6:5, что Павел использует чистоту сердца, говоря о слугах, которые должны повиноваться своим земным господам «в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники«. Это наставление обращено и к нам как служителям нашего Господа, Бога. Содержание этой притчи похоже на притчу о Блудном Сыне (Лука 15:11-32), где старший сын, к которому относились справедливо, возмутился щедростью отца по отношению к младшему сыну. Это особенно касалось иудейских лидеров, которые возражали против непредубежденности Иисуса по отношению к недостойным. Тот же принцип может быть применен к притче из Евангелия от Матфея, которая также обращена к тем, кто не разделяет Божью щедрость (в первую очередь, к иудеям, живущим в соответствии с Законом Моисея). Они считали спасение и статус вознаграждением за работу.

Третье предсказание Иисуса (Матфей 20:17-19)

Сам Иисус ясно говорит своим ученикам по пути в Иерусалим, что он будет распят. Он говорил ученикам об этом дважды до того (16:21 и 17:22-23), но теперь эти события были уже совсем близко. В этот раз он добавляет подробности об участии язычников согласно Псалму 2 и его объяснение в Деяниях 4:24-30. Ученики не понимали смысла истинной работы Мессии. Изначально он пришел служить и дал нам совершенный пример раба, смирив себя. Он стал послушным даже до смерти, отдав жизнь для искупления многих (Матфея 20:28). Так Иисус страданиями научился послушанию, но Отец превознес его и дал ему имя выше всякого имени (Филиппийцам 2:1-11). Сейчас Иисус ожидает исполнения своей цели – стать Царем всей земли.

Рабы, ни на что не годные (Лука 17:5-10)

Когда мы исполним всё повеленное нам, мы всё еще останемся рабами, ничего не стоящими (ст.10). Это говорит о том, что нашего труда в Господе никогда не бывает достаточно, и мы не можем заработать спасение. Мы ни на что не годны из-за нашей бесполезности и бессилия в освобождении себя от рабства греха и смерти. Сделано это правдою Иисуса, которая есть дар благодати, данный всем (Римлянам 5:12-21). Божье предвиденье заранее подготовило наши роли в Царстве исходя из нашего отношения и смирения перед Словом Божьим. Его место в нашей жизни должно проявляться в любви, которая является визитной карточкой последователя Христа. В Матфее 5:48 говорится, чтобы мы были совершенными. «Совершенными» в смысле зрелости или духовной полноты. Это включает наше духовное развитие и мир (покой) и наши попытки, насколько это возможно, быть подобными Христу. Наша надежда состоит в том, чтобы в служении Господу, Божьей силе, которая воскресила Иисуса из мертвых, мы бы воскресли тоже. Тогда мы тоже будем прославлены, разделив чудеса Царства навеки (Римлянам 8:1-11).

Майк Экклистон (19.07.2015г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.