Библейские проповеди
Последняя вечеря
19.08.2012

Отрывки для чтения: 3 Царств 14, Иеремия 40 и Марк 14.

В начале евангелия от Марка, главы 14, иудейские лидеры обсуждали свое решение убить Иисуса. Они постановили убить этого Человека несмотря на то – был Он Мессией или нет. Но они решили не убивать его в день Пасхи, так как народ мог поднять восстание. Поэтому им показалось, что Бог даровал им хорошую возможность привести их план в действие, когда один из собственных учеников Иисуса (т.е. Иуда) пришел к ним с предложением сообщить им место пребывания Иисуса (Матфей 26:14-15).

Некоторые люди, читающие Библию, предполагают, что Иуда пытался заставить Иисуса защищаться, захватив политическую власть. Но не существует какого-либо возможного оправдания его ужасному предательству. Предложение Иуды позволило бы иудейским лидерам арестовать Иисуса поздно ночью – когда рядом будет несколько людей, чтобы быть свидетелями их действиям.

В течение своей последней недели в Иерусалиме, Иисус, несмотря на то, что учил в храме в течение дня, не оставался в городе на ночь. Он всегда возвращался в Вифанию, и даже там, стремясь защитить своих друзей, вполне возможно, что он проводил ночные часы за пределами этой деревни, в саду Гефсиманском. Но сейчас, когда приближался его последний вечер, он хотел провести его со своими учениками. Для него было важно сохранить место и время встречи в секрете, особенно от Иуды, его предателя. Так как другие ученики не знали, что Иуда являлся предателем, Иисусу приходилось скрывать свои точные планы и от них. Следовательно, он тщательно всё продумал, и Пётр с Иоанном были отправлены в город не по конкретному адресу, а чтобы встретить человека, несущего кувшин воды. Мужчина, несущий кувшин воды, явно выделялся среди толпы, так как в том обществе воду обычно носили женщины.

Иоанн повторяет несколько раз в своем Евангелии, глава 19:14,31 и 42, что распятие Господа Иисуса произошло в день приготовления, пятницу – в день, когда закалался пасхальный агнец. Это был день перед Субботой, в которую иудеи ели пасхальную пищу. Возможно, несмотря на то, что Иисус попросил Петра и Иоанна приготовить пасхального агнца, он предчувствовал, что ученики думали о том, что произойдет (включая Иуду), беря их в город в тот самый вечер четверга, чтобы они могли разделить свою последнюю трапезу вместе. Иисус назвал свое тело «преданным» за учеников (Лука 22:19) в том же смысле как агнец был приносим в жертву за грех (Левит 4:32). Он приписывал к печеному ягненку все духовные значения Пасхи (Исход 12:3-11). В то время как в Пасху праздновалось избавление Израиля Богом во дни Моисея, последняя трапеза, разделенная Иисусом с его учениками, символизировала работу Иисуса по спасению людей от рабства греху. Он завершил свою работу как истинный Агнец Божий (Иоанн 1:29 и 36).

К сожалению, в Евангелии от Луки 22:24 мы читаем о том, что даже в такой торжественный момент ученики спорили между собою, кто из них больше. Иисус говорит им в стихах 25-27, что величайшим из них является тот, кто служит другим. Несомненно, величайшим из них был сам Иисус, и в продолжение вечери он омывает ученикам ноги, одному за другим! В Евангелии от Иоанна 13:4-5 говорится, что Иисус «встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». Но почему никто не позаботился о том, чтобы умыть всем ноги вначале? Возможно, Иисус организовал всё так, чтобы в том доме не было раба, который по обыкновению выполнял эту работу – чтобы он мог проверить своих учеников и увидеть, возьмет ли кто-то на себя эту обязанность. Если бы это было так, Иисус – разочаровался, что никто не сделал этого, поэтому Иисус сделал это сам. Как он продолжает в стихах 13-15: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Это яркое послание и смиренный пример, данные Иисусом, развеяли между учениками все последующие разногласия о том, кто из них более велик!

Господь Иисус занял свое место среди учеников, а затем сослался на то, что скоро один из них предаст его, один из тех, кому он только что омыл ноги. Они были шокированы, не могли поверить в это, спрашивая, кто же может совершить столь ужасный поступок. Они несомненно смотрели друг на друга, а затем думали о себе, спрашивая, могли ли они быть виновны в таком преступлении. Разумеется, Иуда уже знал, что он являлся тем самым предателем. В Евангелии от Иоанна 13:26 говорится, что Иисус взял кусок хлеба, обмакнул его в мясную подливку и подал Иуде. В их культуре человек делал такое во время трапезы для своего лучшего друга. Таким образом, даже на столь позднем этапе Иисус в последний раз призывал Иуду свернуть с пути предательства, на который тот уже ступил. У Иуды еще было время раскаяться. Как мы знаем из 1-го Послания Коринфянам 10:13, искушение совершить грех является общим для всех, но Бог не позволит кому-либо из нас быть искушаемым сверх того, что мы можем вынести, он всегда предложит нам возможность избежать греха. К сожалению, в случае с Иудой, даже приняв маленький кусочек вкусного хлеба от Иисуса, он по-прежнему был намерен идти по пути предательства. Поэтому Иисус говорит ему в Евангелии от Иоанна 13:27 идти и делать свое дело скорее. Заметьте также: в стихе 30 говорится, что уже была ночь. Это пересекается со словами Иисуса в Евангелии от Иоанна 3:19, что люди предпочитают тьму свету, чтобы совершать свои злые дела.

После того, как Иуда ушел, Иисус и остальные ученики могли обсудить какие-то личные вопросы. Теперь Господь мог посвятить оставшееся время тем, кто останется верным ему. Им необходимо было взять на себя важную миссию – нести Евангелие миру, и Иисус готовил их к этому. Память о том, что было сказано и сделано в ту печальную ночь, осталась с учениками и позже сделала их более решимыми и верными, несмотря на преследования, которым они подвергались.

В Евангелии от Луки 22:15-16 говорится: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». Греческое слово, переведенное как «желание» – самое яркое и сильное, которое Господь мог использовать в данном случае. Иисус ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотел вкусить пасхальной пищи с учениками перед своим распятием. Какой контраст с нашим отношением – иногда мы не очень-то и хотим совершать хлебопреломление! Но почему Господь так подчеркнул свое желание? Возможно, потому что он знал, что очень скоро претерпит ужасные страдания, и хотел чтобы всё поскорее закончилось. Как сказано в Евангелии от Луки 12:50 – «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!»

Также вполне может быть, что он хотел создать между учениками новый вид общения, чтобы укрепить их отношения между собой перед предстоящими гонениями. Иисус знал, что, несмотря на то, что ему придется пройти через суд и распятие без единого человека рядом, простой обряд преломления хлеба и пригубления вина, устанавливаемый им, был очень важен. С того времени хлебопреломление будут совершать все будущие братья и сестры, с благодарностью вспоминая проявление его великой любви по отношению к ним.

Это должно было стать новым видом трапезы воспоминания. По Закону Моисееву, иудейская Пасха праздновалась в кругу семьи. Но сильным желанием Иисуса было совершить новую Пасху с его духовной семьей – братьями и сестрами. Некоторые из его кровных родственников до сих пор не верили, что он являлся Мессией. Поэтому неудивительно, что Иисус обратился к тем, кто полностью верил в него – его верным последователям, которых он считал своими друзьями, своими братьями и сестрами. Этот принцип работает и сегодня – в то время как у нас есть обязанности по отношению к нашим кровным родственникам, наши отношения с Богом, Господом Иисусом, а также нашими братьями и сестрами во Христе гораздо важнее. Поэтому мы должны каждый день находить время для того, чтобы читать Библию и молиться. Как минимум раз в неделю мы должны вспоминать нашего Господа Иисуса в символах хлеба и вина, даже если мы живем далеко от других христадельфиан.

Записи Евангелия о последней трапезе, разделенной Иисусом с его учениками, являются кратким изложением их детального разговора. Господь Иисус взял хлеб, который является символом его собственного тела, распятого за грехи мира. Он вознес молитву благословения Отцу прежде, чем преломить его (Марк 14:22) и дал по кусочку разломленного хлеба каждому из своих учеников. Затем, по прошествии некоторого времени, он взял чашу с вином и снова вознес молитву благодарности, прежде нежели передать ее ученикам, чтобы те сделали из нее по глотку (стих 23). Он объяснил в стихах 24-25, что вино является символом его крови, пролитой за нас, и что он больше не будет пить от этого вина до самого Царства Божьего, когда сможет разделить вино снова со своими учениками (Откровение 19:7-9). Христадельфиане следуют той же процедуре, которую совершил Иисус, когда мы делаем хлебопреломление – благодарим Бога за хлеб и все съедаем маленький кусочек от этого хлеба, затем благодарим за вино и все делаем глоток из чаши.

Пища, разделенная с их Господом, оказала глубокое влияние на учеников. Господь Иисус заменил Закон Моисеев (с приношениями животных) Законом Христовым, где он сам являлся жертвой и посредником между Богом и человеком (1 Тимофею 2:5-6). Посредством принесения себя в качестве Агнца Божия, он понес на себе все грехи мира (Иоанн 1:29). Его ученики делают хлебопреломление каждую неделю, чтобы помнить об этом.

Питер Балливент (19.08.2012г.)

Книги: , ,  |

Комментарии закрыты.