Библейские проповеди
Девора и Варак (Книга Судей 4,5)
2.06.2007

Ханаанские враги притесняли народ Израильский двадцать долгих и тяжелых лет. Если внимательно прочитать песнь Деворы и Варака (Судей 5), можно увидеть некоторые проблемы Израиля. На больших дорогах всё время подстерегала опасность нападения (стих 6); для того чтобы набрать воды из колодца, тоже приходилось рисковать жизнью (стих 11). Похоже, что время от времени жители покидали свои дома в городах и селениях, чтобы спрятаться, пока их враги обирали плоды их урожая (стих 7).

Иавин, царь Ханаанский, угнетал северные районы земли и в частности колена Завулона и Неффалима. («Иавин» – титул, такой же как «фараон» или «император»). Такое положение вещей, казалось, не имело конца, ибо у них не было даже нормального оружия, тогда как у Сисары, военачальника Иавина, было войско, вооруженное в том числе и железными колесницами.

Народ оказался в таком плачевном положении потому, что отступили от своего Бога, а потому и Господь «предал» их в руки языческих северных царей. Печально знакомое слово «предал» встречается в Судей 2:14; 3:8; 4:2 и 10:7. В первые дни Иисуса Навина Асор (крепость Иавина) был полностью разрушен (см. Навин 11:1-11), и насколько ужасно было то, что ему дали возможность вновь возродиться и обзавестись войском и колесницами.

Во время войны безжалостно нападали на женщин, насилуя их. Об этом можно судить со слов «умных женщин», сказанных в утешение матери Сисары, когда он не вернулся с поля битвы: «По девице, по две девицы на каждого воина» (Судей 5:30). Как же удивительно, что Бог руками двух женщин, Деворы и Иаили, даровал окончательную победу!

Первое, что мы узнаем о Деворе, что она была на горе Ефремовой (Судей 4:4-5), немного южнее от места, где происходили главные военные события. Она жила под известной всем Пальмой и была также известной пророчицей. Ее муж вообще не участвует в истории, единственное, что о нем сказано, – его звали Лапидоф, что означает «факел» или «головня». Она жила между Рамой (холм или высоты) и Вефилем (дом Божий). Девора пророчествовала так, что ее народ духовно возрастал и приближался к Богу, общаясь с Ним и другими в одном и том же праведном духе.

Характерные черты Деворы видны в значении ее имени, которое означает «пчела». Пчелы очень деятельные создания, производящие сладкий мед для людей. Они трудятся в улье, не поодиночке, а все вместе, работая сообща не ради себя, а друг для друга. Как правило, пчелы безобидны, но если их рассердить, могут и ужалить. Так и Девора была готова к войне, была готова рисковать своей жизнью ради своего народа.

По милости Божией Девора призвала Варака, сына Авиноамова, чтобы получить от него совет. Имя Варака означает «вспышка молнии», и он был этой «вспышкой», небесным светом, как в духовном, так и в военном предводительстве. Его имя также говорило о том, как будет побежден Сисара – подобно удару молнии, урагану и буре.

Она повелела Вараку пойти, взойти на гору Фавор и взять с собою 10000 человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых (Судей 4:6). Варак согласился сделать так, но только после согласия Деворы пойти вместе с ним. Его удивительная мольба записана в Судей 4:8: «Если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду». Это не было признаком слабости. Наоборот, это являет его разум и веру. Девора была пророчицей, а Варак нуждался в близости слова Божия. Тогда же Вараку было сказано, что Сисару убьет женщина (стих 9).

Когда Варак собрал своих людей на горе Фавор, это побудило Сисару привести все свои колесницы в долину Изреельскую к подножию горы, как о том и сказала Девора. Плоские долины были идеальным местом для несущих смерть колесниц. Сисара, должно быть, ни капли не сомневался в победе, так как колена Завулона и Неффалима очень скоро были окружены. Если бы Иудеи остались на горе, они бы погибли в осаде. Если бы они спустились воевать, то не имея оружия, что было известно Сисаре, они были бы истреблены колесницами. Расположение, занятое Вараком, казалось совершенной глупостью.

Хевер Кенеянин донес Сисаре о местоположении Варака (Судей 4:12). Имя «Хевер» означает «товарищ». Этот недалекий человек был родственником тестя Моисея, Иофора, и знал о Боге Израиля. Многие поколения его народ жил среди колена Иудина, однако он предпочел отделиться от народа Божия и стать другом Иавину и Сисаре. Название «Цаанним» означает «удаленный», так что получается, что Хевер принял опасное решение удалиться от народа Израильского. Его новая дружба, скорее всего, не нравилась его жене, Иаиль.

Когда войска Варака и Сисары расположились по воле Господа, в стихе 14 говорится о боевом кличе Деворы: «Встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдет пред тобою». Слова «это тот день» будут вновь сказаны, когда Бог в будущем погубит Гога, как о том написано в Иезекииль 39:8. Веруя, люди устремились вниз с горы без мечей и без копий и одержали удивительную победу. Читая песнь Деворы и Варака в Судей 5:20-23, понимаешь, что они победили не без вмешательства Бога, не без Его «бурной» помощи. Внезапный гром, молния и сильный ливень подняли уровень потока Киссон. Колесницы Сисары стали бесполезны в залитой водой долине Изреельской. Люди Варака убивали врагов, но не только своими силами. Из слов песни Деворы в Судей 5:8 можно сделать вывод, что в сражении приняли участие 40000 человек, поэтому, видимо, из других колен к ним присоединилось еще 30000 человек. Так что народ Божий победил своих врагов благодаря вере и Божьему благословению.

Удивительно, но Сисаре удалось убежать с поля боя, спасая свою жизнь. Он очень устал и вошел в шатер Иаили, чтобы отдохнуть. Твердо веря в Господа, Иаиль мужественно пригласила его, дала попить молока и накрыла, чтобы он спал. Пока он спал, она взяла молоток работников, кол от шатра и вбила его ему в висок. Из победной песни, стихи 26-27, видно, что потребовалось несколько ударов, чтобы поразить его и убедиться, что он мертв. Только представьте, как страшно было сделать это! Однако она показала большое мужество и веру. Имя Иаиль означает «горный козел». Подобно горному козлу, твердо стоящему на ногах, но в то же время пугливому, Иаиль спокойно сыграла свою роль в победе Израиля. Когда пришел Варак и вошел в ее шатер, то окончательно понял, что имела в виду Девора, говоря ему на горе Ефремовой в Судей 4:9: «В руки женщины предаст Господь Сисару». После такой замечательной победы земля покоилась сорок лет. Верные жили в небывалом утешении и радости. Песнь Варака и Деворы, как видно, была воспета сразу же, «в тот день» (Судей 5:1). Они прославили и возблагодарили Бога, не откладывая на потом.

Заключительные слова песни в стихе 31 являются благой вестью всем поколениям: «Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его [да] [будут] как солнце, восходящее во всей силе своей!» Верным сказано, что в конце концов все враги Бога погибнут. Библия много раз говорит, что ужасающие беззакония, захлестнувшие, как кажется, весь сегодняшний мир, истребятся. Те, кто любит Бога, сравниваются с царствующим в нашей системе солнцем. Так же нас подкрепляют слова Иисуса, сказанные Им в заключении притчи о пшенице и плевелах у Матфея, 13:43: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!»

И, наконец, на всю драму, описанную в книге Судей 4 и 5, стоит смотреть как на отголосок слов из Бытие 3:15: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Этот стих содержит обетование Бога, иногда оно называется «обетованием Еве». Оно говорит о существовании вечной вражды между грехом (семенем змия) и праведниками (семенем жены). В конце концов грех, после того как ужалит в пяту (временное поражение), будет поражен в голову (смертельный удар). В этом стихе говорится об Иисусе, потомке Евы. Он полностью одолел силу греха, а потому и не заслуживал смерти. Он временно был поражен трехдневной смертью, но Бог воскресил Его к вечной жизни. В послании Римлянам 6:23 сказано: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Вся история человечества состоит из войны праведников с грехом, во всех его проявлениях. Существует вражда, ненависть между теми, кто старается поступать хорошо и теми, кто творит зло, как о том и сказано в Бытии 3:15. В нашей истории мы видели, как верные Девора, Варак и Иаиль победили зло в лице Иавина и Сисары.

Джефф Сьюэлл

Книги:  |

Комментарии закрыты.