В трех притчах из Еваргелия от Луки гл.15 содержится так много интересного, что на рассмотрение их мы потратим три вечера. На самом деле, как о том пишет Лука в стихе 3, все эти три притчи составляют одну. Чтобы лучше понять ее, необходимо задуматься о тех, кто слушал Иисуса, о ком написано в стихах 1 и 2: «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними».
Здесь говорится о реально существующей проблеме, ибо книжники и фарисеи считали себя большими знатоками Ветхого Завета и, особенно, закона Моисеева. К Иисусу же приходили самые обыкновенные люди, чтобы послушать и научиться. И это было совершенно неприемлемо для считающих себя знатоками. Почему?
Мытари были работающими на римлян иудеями, которые собирали для них установленные ежегодные пошлины. Они складывали собранные подати в одно место и назывались «мытарями» (буквально – «откупщик пошлин»). Главные из них нанимали местных, чтобы они выполняли работу, сравнимую с работой современных таможенников, проверяя все проходящие через них товары, отбирая в качестве налогов то, что им казалось подходящим. Они отбирали всё, что им нравилось, а потому в Луке 3:12-13 читаем: «Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам». Такие порочные мытари часто обвиняли честных купцов в контрабанде, чтобы взять с них побольше.
Тех, кто в Луке 15:1 назван «грешниками», трудно в точности идентифицировать, ибо под словом «грешники» можно понимать любых людей, занимающихся преступной деятельностью. Однако эти люди должны были быть легко узнаваемы, ибо книжники и фарисеи точно знали, что с такими нельзя вкушать пищу.
Фарисеи обладали большой властью. Так первосвященниками в синедрионе были только фарисеи. Они заблуждались, веря в бессмертие душ, полагая, что добрые души после смерти переходят в другие тела, злые же отправляются на вечные муки. Они добавляли к закону свои правила и предания, соблюдая и истолковывая их значение. Фарисеи внимательно изучали Писания, ожидая пришествия Мессии. Они были крайне дотошны в своих обычаях и одежде, очищая «внешность чаши и блюда» (Лука 11:39), и в то же время были большими лицемерами.
Книжники были во многом похожи на них, но не во всём. Они были общепризнанными знатоками закона Моисеева, хотя и не были священниками. Книжники, превозносясь над всеми, настаивали, чтобы их называли «раввинами», что значит, «мой господин». Они учили, что бОльшую славу и уважение должно воздавать учителю закона, чем своему отцу, главе дома. Многие книжники были еще и законниками (адвокатами, судьями), хотя вынуждены были еще и выполнять какую-то другую работу, чтобы получать за нее зарплату, ибо в законе сказано, что они не могут получать что-то за суд, так как дар ослепляет при правосудии (Притчи 17:23). Некоторые из них получали большое наследство, а потому и могли проводить жизнь легко и беззаботно.
Книжники и фарисеи считали, что Иисус заблуждается, проводя время с такими людьми, что Он даже «ест с мытарями и грешниками» (Марк 2:16). В ответ на их ропот Иисус ответил, что на небесах более радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, которые думают, что они не нуждаются в покаянии (Лука 15:7). Мытари и грешники были обыкновенными людьми, людьми из бедноты, однако они после покаяния могли порадовать ангелов на небесах. Вместо того чтобы проводить каждый день время на то, чтобы респектабельно выглядеть, чтобы заботиться о том, как люди смотрят на тебя и что думают, мытари и грешники по-настоящему изменили свою жизнь к лучшему. Книжники и фарисеи считали себя намного выше обычных людей, толпящихся вокруг Иисуса, и негодовали за то внимание, какое они оказывали Ему. Из-за чувства собственного превосходства они сами отдалили себя от Иисуса. Кающиеся мытари и грешники радовали ангелов, фарисеи же не могли доставить им никакой радости, ибо Иисус ничего не мог сделать для них до тех пор, пока они не изменятся. Обратите внимание на то, что в действительности сказал Иисус в стихе 7: «На небесах будет радость об одном кающемся грешнике». Он не говорил о радости на небесах о грешниках. Так что книжникам и фарисеям не было причин для недовольства Иисусом. Они почитали себя праведными, были довольны собой и не обращали на других особого внимания – т. е. обладали всеми отрицательными качествами, присущими человеческой природе.
Состоящая из трех частей притча Иисуса объясняла причину проповедования простым людям, а также должна была привлечь внимание книжников и фарисеев к старшему брату из последней притчи. Каждая из этих трех составляющих притч говорит о чем-то, что было «потеряно»: в первом случае была потеряна 1 овца из 100; во втором – 1 монета из 10, и в третьем – 1 из 2 сыновей. В последнем случае, возможно, были потеряны, хотя и по-разному, оба сына. Мы рассмотрим эту мысль в 3-й части наших занятий.
Потерянная овца (Лука 15:3-7)
Эта притча рассказывает о пастыре, который ищет потерянную овцу, оставив других девяносто девять овец в пустыне. Чтобы истолковать эту притчу нужно заглянуть в Ветхий Завет. У Иезекииля 34:11-13 мы читаем о великом Пастыре, самом Господе Боге: «Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный… и буду пасти их на горах Израилевых».
Пастырь ищет потерянную овцу, пока не найдет ее. У Исаии 53:6 сказано: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас». Но вернемся к Луке 15:5: «А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью». Зачем нужны такие подробности? Зачем говорить даже о том, как пастух понесет овцу домой? Ответ, возможно, находится в Исходе 28:11-12, где можно прочитать о двух камнях, с вырезанными на них именами сынов Израиля, которые прикреплялись к ефоду и носились священником на плечах «для памяти». Так Аарон носил их имена пред Господом на раменах своих, напоминая нам, что Бог является самым главным Пастырем и что Он никогда не забывает о Своих овцах! Это является сильным утешением для нас, как и то, что пастырь, нашедший овцу, настолько счастлив, что ни капельки не ворчит о затраченном времени и усилиях, а наоборот, радуется так же, как Его находке радуются на небесах.
Под друзьями и соседями в Луке 15:6 Иисус подразумевает ангелов, которые «восклицали от радости» при творении мира (Иов 38:7), радовались при сотворении нового мира (Лука 2:13-14), радовались находке овцы и которые еще будут радоваться в будущем на небесах. Всё это напрямую зависит от «доброго Пастыря», полагающего жизнь Свою за овец своих (см. Иоанн 10:14-17). Мытари и грешники были потеряны для Израиля; они знали о том, что были потеряны, но не знали, как возвратиться. Иисус же пришел к потерянным овцам дома Израилева (Матфей 15:24).
Какое наставление мы можем извлечь из этой притчи? Может быть, нам необходимо больше думать о тех, кто по каким-то причинам оставил истину? Ведь Иисус умер за них так же, как и за нас. Мы все предстанем на суд, когда он вернется, но можем ли мы уже сегодня помочь таким братьям и сестрам? В конце концов, все мы являемся последователями доброго Пастыря, Иисуса. Он – наш пример. Овца считается потерянной только тогда, когда она остается без присмотра, без заботы пастыря. Нам нужно думать, как можно помочь им вернуться к нам. Можно позвонить по телефону, отправить открытку или письмо, или же попытаться встретиться, чтобы основательно побеседовать с ними – просто дать понять, что мы не забыли, что мы помним о них. Даже если они не ценят наших усилий сегодня, возможно, в будущем это и поможет им вернуться. Нам необходимо исполнять дело нашего Пастыря Иисуса. Являемся ли мы такими же добрыми пастырями, как и он?
Очень может быть и так, что мы сами оставили истину, хотя и продолжаем получать подобные Библейские занятия! Если мы не предпринимаем усилий для встреч с нашими братьями и сестрами, чтобы пообщаться с ними, то мы в действительности уже не выступаем в роли брата или сестры во Христе. Нам предназначено сейчас учиться и трудиться вместе с нашими братьями и сестрами для того, чтобы применить эти знания в чудесном будущем Царстве! Бог даст, в Царстве мы будем играть более важную роль – учить народы о Боге и Иисусе. Если мы не общаемся с нашими братьями и сестрами сегодня, то как мы можем научиться вместе работать для Иисуса!?
Совместная работа дисциплинирует нас – учит общаться друг с другом, помогать и проводить время с людьми, с которыми мы бы никогда не были вместе в повседневной жизни. Если кто-то из нас является потерянной овцой, стоящей в стороне от правильного пути, то этому человеку нужно вернуться в паству, вернуться к братьям и сестрам. Для этого нужно приложить усилие, например, изменить свои представления о том, что для нас важнее в жизни, или же поехать на Библейскую школу, преодолев большое расстояние. Награду от общения нельзя недооценивать. Одно ваше присутствие может вдохновить многих, не говоря о вас самих.
Питер Хэйл