Библейские проповеди
Ев. от Луки 15: Потерянная монета
29.07.2006

На прошлой неделе, в первой части нашего разговора, мы обратили внимание на то, что рассказы о потерянных овце, драхме и сыне на самом деле составляют единые части одной притчи (Лук.15:3). Мы пытались понять эту притчу, думая о том, к какой аудитории обращался Иисус, замечая, что она состояла из мытарей и грешников, книжников и фарисеев. Давайте детально рассмотрим позиции этих четырех групп.

Мытари были евреями, которые собирали налоги для римлян, определенную сумму каждый год. Они назначали управляющих из местных жителей, выполняющих роль таможенников, собирающих налоги. Эта работа считалась презираемой. Евреи были уверены в том, что эта дань, уплачиваемая ими, была незаконной по отношению к евреям.

Грешники – слово, которое означало «посвященные греху» и могло относиться почти ко всем. Их, вероятно, легко можно было отличить от других, так как книжники и фарисеи не общались с ними и не ели вместе с ними.

Книжники были похожи на фарисеев, но отличались от них. Они были профессиональными учениками закона Моисея, но не священниками. Они настаивали на том, чтобы к ним обращались со словом «Равви», что означает «мой господин», и они были очень горделивы. Многие из книжников были юристами, которые также имели каждодневные работы, за которые они получали зарплату, потому что в законе Моисея сказано, что их юридические услуги не должны быть бесплатными.

Фарисеи имели намного больше власти, чем книжники. Председатель синедриона и его заместитель были оба фарисеями. Они очень щепетильно относились к своему поведению и одежде, но были очень лицемерны.

В этой притче, состоящей из трех частей, мы видим, как Иисус проповедует простолюдинам: «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лук.15:1-2).

Теперь мы обратимся ко второй части этой притчи, в которой говорится о потерянной драхме в Евангелии от Луки 15:8-10: «Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся».

В этом рассказе, который поведал нам здесь Иисус, монета принадлежала царю, и на ней был его образ, но она находилась в обращении среди простых людей. Греческое слово, означавшее «серебро», в этом стихе – «драхма», которая была греческой серебряной монетой. На нее можно было прожить день. Мы можем предположить, что чем дольше этот кусочек серебра был утерян, тем было менее вероятности его найти: он мог бы постепенно потерять свой цвет, и его было бы еще труднее найти; постепенно он мог покрыться пылью и грязью на земляном полу крестьянского дома в Израиле в те дни. Монета могла бы потеряться на такое долгое время, что потеряла бы свой внешний вид и уже не могла бы считаться полноценным платежным средством, принадлежащим царю. Она являлась частью набора, состоящего из 10 монет. Женщина отчаянно искала потерянную монету, чтобы набор монет был полным. В те времена в крестьянских домах не было окон, и поэтому свет с улицы не проходил внутрь жилища. Поэтому эта женщина зажгла лампу, чтобы с помощью ее отыскать эту драхму.

Подобным же образом забытый брат или сестра могут казаться не такими уж и ценными для других людей, даже несмотря на то, что Иисус отдал Свою жизнь за них. Чем дольше брат или сестра потеряны для церкви и ходят неправедными путями, тем призрачнее шанс на их возвращение к Истине.

Возможно, Иисус имел в виду то, что ценность потерянной драхмы равнялась половине сикля, сикля священного, еврейской храмовой валюты. Половина сикля была суммой, уплачиваемой людьми в качестве выкупа за душу при исчислении, чтобы эти люди не были подвержены эпидемии или любому мору, как мы об этом читаем в Исходе 30:11-14: «И сказал Господь Моисею, говоря: когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их; всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу; всякий, поступающий в исчисление от двадцати лет и выше, должен давать приношение Господу».

Если мы рассматриваем потерянную драхму в качестве искупления за грех, тогда она приобретает большую важность. Так как эта монета была одной из десяти, поэтому существовало правило у евреев: для того чтобы организовать синагогу, требовалось, по крайней мере, десять евреев. Таким образом если кто-то из десяти отсутствовал, тогда синагога, объединенный символ прославления Бога, не могла функционировать. Подобным же образом дом Божий не мог полноценно функционировать, если кто-либо из его членов отдалился от всех или окончательно покинул его.

В этой притче говорится о тех, которые потерялись внутри Божьего дома. В этом случае мытари и грешники потерялись внутри Израиля. Их презирали из-за их работы или из-за их потенциальных неудач. Даже несмотря на то, что они погрязли в своих грехах, Иисус искал их, и они слышали и принимали Его учение.

Если мы задумаемся о значении этой притчи для настоящего времени, то драхма могла бы символизировать братьев и сестер, которые были крещены, которые посещают регулярно библейские собрания и школы, но чувствуют себя потерянными или одинокими во время своего пребывания там. Возможно, они не хорошо известны. Создается впечатление, что всем нет никакого дела до них, они не принимают участие в разговорах и мероприятиях или даже презираемы другими. Это действительно очень серьезная ситуация! Важно подключать всех к мероприятиям, даже тех, с кем нелегко поладить, или тех, которым тяжело общаться и находить общий язык с другими. Таким образом, когда вы находитесь в окружении своих братьев и сестер во Христе, попытайтесь обратить внимание на кого-то, кто сидит в одиночестве. Подойдите и поговорите с ними и привлеките их к тому мероприятию, в котором вы принимаете участие. Даже просто сидя тихо рядом с кем-то, кто чувствует себя одиноко, поможет ему/ей не чувствовать себя покинутым(-ой).

Возвращаясь к притче, можно предположить, что пол этого дома был в виде утрамбованной земли, и его необходимо было подметать. Ей следовало искать драхму в пыли – неприятная работа. Даже в пыли женщина ищет при помощи лампы то, что потеряла. Мы знаем из Псалма 118:105, что Божье слово: «светильник ноге моей и свет стезе моей». Она использовала свет, чтобы найти потерянную монету. Мы же можем использовать свет слова Божьего, чтобы помочь братьям и сестрам, которые потерялись.

Как и пастух с потерянной овцой, так и эта женщина подметает пол этого дома, усердно ища (не покладая рук) до тех пор, пока не найдет ее. Нет предела ее усилиям, и она готова потратить столько времени, сколько потребуется для того, чтобы найти ее.

Великолепный пример для нас! Делать всё возможное для заботы о наших братьях и сестрах, которые находятся в сложной ситуации или которые, возможно, потеряли свою любовь к Господу Иисусу. Он выкупил их ценой Своей собственной крови и никогда их не предаст вне зависимости от обстоятельств. Мы должны поступать подобным же образом.

Когда мы кого-то обратно принимаем в дом Божий, мы можем ожидать той же радости, которую испытала та женщина, когда она нашла потерянную драхму; ту радость, которую испытывали женщина и ее соседи по поводу находки того утерянного кусочка серебра: «А найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся». Таким образом, даже ангелы на небесах радуются, когда кается блудный грешник.

Давайте помолимся о том, чтобы, когда Господь Иисус возвратится, наша праведная жизнь и наши благие деяния были бы причиной, по которой Он примет нас в Свое Царство. Затем Он скажет нам прекрасные слова из Евангелия от Матфея 25:21: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Питер Хейл

Книги:  |

Комментарии закрыты.