Библейское чтение: 1 Царств гл.1 и 2.
Анна была удивительной женщиной, которая вместе со своим мужем Елканой стремилась служить Господу Богу нашему. Они делали это в обстановке коррупции среди священства в его поклонении Богу. В ее примере мы видим истинную веру в период невзгод.
Елкана (1 Царств 1:1) родился в Рамафаим-цофиме, на холмах Ефрема, и был Левитом из сыновей Каафа (1 Паралипоменон 6:21,22). Как одно из подразделений левитов, кохафиты должны были «охранять» скинию и ее убранство (Числа 3:5-10). То же самое слово используется в Книге Бытия 2:15: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Роль кохафитов описана в книге Чисел 18:3-7. Их иногда называют «привратниками», эта мысль развита в 1 Царств 3: 15: «И спал Самуил до утра, и отворил двери дома Господня; и боялся Самуил объявить видение сие Илию». Эти идеи будут рассмотрены в настоящем исследовании, касающемся Анны и ее сына Самуила.
Елкана, Анна и Феннана каждый год приходят в храм для поклонения (1 Царств 1:3). У Феннаны были дети, а у Анны – ни одного. Должно быть, это была очень трудная ситуация для Анны. Мы знаем, что Елкана любил ее (стихи 4,5), но она была чем-то огорчена. Она очень хотела ребенка (стих 10) и даже дала обещание отдать свое дитя Господу. Почему она дала такое обещание? Возможно, это было из благодарности, она хотела «дать что-то взамен» Богу, и поэтому она обещала посвятить жизнь своего ребенка Богу.
Ее соперница Феннана очень сильно огорчала Анну каждый год, когда они приходила в дом Господень. В ответ на это Анна с верой молилась Господу, и ее молитва была услышана. Она возблагодарила Бога. Какой это был замечательный пример! Ее уверенность во Всемогущем ясно видна (стихи 17,18). Она дала обещание Богу и осталась верна этому обещанию. Она также не забыла поблагодарить Бога. Из этого мы учимся доверять Богу, помнить, что он верен и обещал услышать наши молитвы. Как сказано в Псалме: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс.117:1).
Существует возможность, которая, кажется, согласуется с замечательной Божественной перспективой Анны. Молитва Анны отражена в словах Марии в Евангелии от Луки 1:46-56. Было ли ее великое горе личным или оно усугублялось страданием от Бога? Возможно, ее мысли были похожи на то, что сказал Давид: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?» (Пс.138:21). По-видимому, ее горе (1 Царств 1:6,7) было вызвано искажениями, которые существовали в поклонении Богу в то время и ее чувством, что она была беспомощна что-либо с этим поделать. Она видела, что священство (в лице Офни и Финееса, сыновей Илии) нуждается в замене, и поэтому молилась о сыне. Когда Анна каждый год ходила в храм, она оплакивала не только свое горе, но и то, что храм был в ужасном состоянии, что поклонение Богу было осквернено, а людям мешали приблизиться к Богу продажные священники.
Давайте рассмотрим некоторые доказательства этого предположения. Понятие противник или соперник (1 Царств 1:6) почти всегда переводится как «бедствие» или «скорбь». Можно также отметить, что Анна была «в скорби души» каждый раз, когда она ходила в дом Господень. Здесь подразумевается, что скорбь была в первую очередь связана с походом именно «в дом Господень», а не в какое-то другое время. Мы отмечаем, что Анна смиряет себя и приходит к Господу как его слуга (стих 11) и что она специально просит именно о сыне. Она поклялась, что он будет отдан Господу на все дни его жизни, присоединившись к кохафитянам, отданным на служение Господу. Он также, возможно, должен был быть назореем (числа 6). Все это — подготовка священника к исполнению обязанностей в соответствии с Божьими правилами. Анна с верой молилась о замене Офни и Финееса, сыновей Илия, которые так извратили истинное поклонение Богу.
У нас есть замечательная деталь в 1 Царств 2: 18, которая подкрепляет эту мысль. Анна каждый год изготавливала и приносила «льняной ефод», которое, вероятно, было тем самым льняным одеянием, которое, по описанию, носил Самуил. Поэтому каждый год Анна шила ему новую священническую одежду по мере того, как он рос, увеличивался в размерах (см. исход 28:1-4).
В лице Анны мы видим женщину, чья душа была раздосадована неправедностью, которую она видела. Ее огорчало извращение истинного поклонения. Ей так сильно хотелось что-нибудь с этим сделать. Ее пример — хорошее увещевание для нас. Как мы реагируем на извращение истины Божьей? Как мы себя чувствуем? Я принимаю большое ободрение от женщины, которая помазала ноги Господа в Евангелии от Марка 14: 3-9. Иисус комментирует в стихе 8, что она «сделала все, что могла», и за это ее хвалят. Мы должны думать о нашем собственном служении и быть воодушевленными всегда делать все возможное для Бога.
В 1 Царств 1:25-28 Анна приносит своего ребенка Илии. Мы рассмотрели предысторию ее клятвы и можем понять ее лучше, но все же это замечательная вещь, которую она сделала! В более духовном контексте мы можем видеть смысл в молитве Ханны. Ее ответ Богу показывает нам понимание ее взгляда на Него. В 1 Царств 2: 1 она ликует в Господе, демонстрируя принцип в 1 Коринфянам 1:31 хвалиться только в Господе. Мы отмечаем контекст противопоставления мудрости Бога воображаемой «мудрости» человека. В Офни и Финеесе мы видим их испорченное поведение, их гуманистическую, эгоистическую перспективу. В Анне мы видим благочестивую перспективу самопожертвования и признания праведности Божьей (Михей 6:8). Мы также видим, что Бог заботится о людях, которые, как сказано далее: «…незнатное мира и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». (1Кор.1:28,29)
Последний пункт из молитвы Анны — отметить упоминание о «роге» (1 Царств 2:1,10). Это же еврейское слово переводится как «сила» и «рог» в других местах. Это слово «рог» объединяет помазание избранного Богом царя Давида с помазанием Саула. Первые два царя Израиля были помазаны на свое место. Но слово «рог» употребляется только по отношению к помазанию Давида (1 Царств 16:13). Когда Саул был помазан, используется слово «сосуд» (1 Царств 10: 1). Давид был помазанником Божьим, и Дух Господень сошел на него. В Давиде мы приходим к Иисусу, истинному «помазаннику», Христу, Сыну Божьему.
В Анне мы видим замечательную, верующую женщину, которая испытывала страдания из-за искажения истинного поклонения Богу. Она молила Бога, чтобы ее использовали как его служанку, которая поможет найти нового священника. В своем желании она видела возможность оказать помощь Богу для долгосрочного блага нации. Она доверяла Богу и была верна своему слову. Она посвятила сына Богу и подготовила его к роли священника. Она напоминала ему об этой роли каждый год, предоставляя ему новую священническую одежду, соответствующую его росту и возрасту. Она радовалась Божьему спасению и радовалась помазаннику Господню (1 Царств 2:1,10).
Анна сохранила веру в период невзгод. Мы возносим благодарность за то, что можем смотреть в лицо повседневной жизни, как это делала Ханна, больше не печалясь, но уверенные, что Бог слышит нас, отвечает на наши молитвы, обеспечил нам безопасное место в Своем Сыне.
Сим Брук