Отрывки для чтения: Исход 23 и Евангелие от Марка 9.
По мере продолжения изучения книги Исход, мы подходим к главе 23, где содержится напоминание о том, как народ Израильский должен был соблюдать постановление о Субботе и другие три ежегодных праздника. Суббота отмечалась каждый седьмой день недели и каждый седьмой год. Народ засевал поля и собирал урожай в течение шести лет, но на седьмой они оставляли их вспаханными под пар. В этот год нищие, пришельцы и дикие животные могли питаться на полях тем, что вырастет само собой. Бог показал этим законом, что бедные не оставлены Им, и что о них также требуется забота; Он ограничивал рост благосостояния богатых и распределял блага среди нищих и нуждающихся.
Затем мы читаем о трех ежегодных праздниках: празднике Пасхи, празднике первых плодов (окончание сбора урожая) и празднике кущей. Праздник опресноков (Пасха) напоминал Израильтянам о тех временах, когда они вышли из Египта от фараона. Своей могучей рукой Бог истребил всех первенцев в Египте и спас всех первородных у евреев, которые остались в своих домах и окрасили косяки дверей кровью закланного агнца. В 1 Послании Коринфянам 5:1 Павел называет Иисуса нашим пасхальным агнцем, и мы вспоминаем о нем не один раз в год, но каждую неделю в хлебе и вине. На праздник урожая израильтяне собирали первые плоды и приносили их в качестве добровольного приношения Богу. И в заключение, согласно книге Второзаконие 16, после окончания сбора пшеницы и винограда народ Израильский должен был отмечать праздник кущей. Этот торжественный пир они должны были разделить вместе со своими сынами и дочерьми, слугами и служанками, левитами и странниками, сиротами и вдовами.
Мы можем извлечь для себя уроки, размышляя о праздниках Господних. В нашем сообществе также есть ранимые люди. Они могут быть престарелыми, бедными или одинокими. Мы призваны помогать им, делать всё, что в наших силах. Все мужчины должны были появляться пред лицом Господа три раза в году, и не с пустыми руками. Как записано в Исходе 23, они должны были приносить свои первые плоды в дом Божий. В этом содержится простой урок для нас. Бог ожидает от нас всего самого лучшего. Он отдал ради нас в жертву Своего единственного возлюбленного Сына; поэтому Он ожидает, чтобы и мы отдавали Ему самое лучшее.
Теперь же давайте обратимся к Евангелию от Марка. Здесь мы читаем о преображении, когда Петр, Иаков и Иоанн вместе с Моисеем и Илией видели Иисуса в Его славе. Затем послышался глас Господа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте», а Моисей и Илия пропали. Какое видение! Однако по пути назад они получили строгое повеление «никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Они не могли понять и спрашивали друг друга, что бы могло значить воскрешение из мертвых. Даже за несколько часов до смерти Господа они не могли предположить, что произойдет.
Мы с вами чрезмерно благословлены тем, что обладаем евангельскими историями и можем понять то, что не могли апостолы. Только после того, как стали свидетелями его смерти и увидели его воскресшее тело, они возрадовались чудной победе над грехом и смертью, смогли до конца оценить значение сказанных им слов. В хлебе и вине мы делимся с другими своей радостью от его победы и нашей надеждой разделить его жизнь и его грядущее Царство.
Когда Иисус спустился с горы, он увидел книжников, о чем-то спорящих с народом. Они поприветствовали Иисуса, ибо были очень удивлены. Он спросил их в стихе 16: «О чем спорите с ними?» Некто из толпы объяснил ему, что привел своего сына, который был одержим духом немоты. И далее рассказал о тех ужасных вещах, которые порой случаются с ним.
Ученики не понимали, почему они не могут помочь мальчику. Иисус объяснил им: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы». Как часто мы нуждаемся в укреплении своей веры и заботе о других, если мы хотим помочь им? Нам нужно молиться за немощных и погибающих. Для обретения Божьей помощи нам нужно обладать верой и посвятить себя на служение Ему.
В стихе 31 Иисус говорит ученикам: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет». И снова они не поняли его, а спросить боялись. Здесь, как и в некоторых других отрывках, мы понимаем, что и избранные Иисусом апостолы были далеки от совершенства. Ему было известно, о чем они спорили по дороге, но они не рассказали ему. Он подозвал их и сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». Еще раз мы видим повеление Господа посвятить свои жизни служению другим. Все мы знаем тех, которые всегда готовы помочь выполнить любое задание: написать письмо, послать открытку, посетить одиноких и нуждающихся, утешить опечаленных и разделить общение с другими. Мы должны следовать по их стопам и за совершенным примером Господа Иисуса.
И далее Иисус берет на руки ребенка, чтобы научить нас: «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» (стих 37).
Иисус завершает эту главу, говоря о дисциплине среди учеников. Те, которые, подобно детям, недисциплинированны (и таковыми является большинство из нас!), будут научены послушанию родителями и учителями. Если родительская любовь и наставления в детстве не выльются в самоконтроль и самообладание совершеннолетнего, беда совсем близко! Во времена Иисуса, люди, которым не доставало самообладания, оканчивали свою жизнь в огне Геенны – постоянно пылавшей огнем свалки мусора вне стен Иерусалима. Именно здесь сваливались мертвые тела казненных преступников. Из этой истории Иисус делает вывод, что лучше для нас научиться самоконтролю сейчас, «отсечь» всё то, что побуждает нас к греху, чтобы данные последствия не постигли и нас. Он предлагает сделать выбор между радостью в Царстве и позором от погребения преступников.
Итак, когда мы вкушаем хлеб и вино, давайте подумаем о доброте Божьей. Всем нам, бедным и богатым, сильным и слабым, Он даровал жертву, благодаря которой мы все можем спастись. Давайте всю следующую неделю будем просить в своих молитвах, чтобы Бог укрепил нашу веру, помог нам научиться самоконтролю и продолжал переделывать наш характер по примеру Христа по мере нашего путешествия к Его Царству.
Питер Дрю (13.02.2005г.)