Главы для чтения: Исход 31,32.
Исход глава 32 повествует об одном из наиболее драматических инцидентов в Библии. Моисей, спустившись с горы Синая с двумя скрижалями, на которых были записаны десять заповедей Божьих, видит золотого тельца и танцующий вокруг него народ. Воспламенившись гневом, Моисей разбивает скрижали (стих 19). Всего сорок дней назад, в торжественной обстановке, сопровождающейся жертвоприношением, народ заявил:
«Всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (24:7),
имея в виду, прежде всего, и эти десять заповедей, которые были произнесены Богом при явлении Его народу на горе Синае. И вот теперь они вопиющим образом нарушили и первую, и вторую заповеди: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того… что на земле внизу…» (20:3,4).
Берегись
Читая эти строки, мы, вполне вероятно, думаем про себя: ‘Какая непростительная вещь – оставить живого Бога и служить идолу! И это после того, как они воочию увидели величие Божье на горе! Конечно, мы никогда не сделаем подобной вещи. Мы хорошо знаем, что этого делать нельзя’. Если мы склонны думать подобным образом, давайте посмотрим, что говорит Павел в 10 главе первого Послания Коринфянам. Апостол предупреждает, что пережитое Израилем по выходе его из Египта и путешествии по пустыне довольно типично для верующих во Христа. Павел приводит в пример пять соответствий и говорит, что всё это «были образы для нас» (стих 6). В качестве следующего примера недостойного поведения Израиля Павел упоминает и инцидент с золотым тельцом. Вот почему это так важно и для нас. Мы всегда должны помнить о предупреждении Павла: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Коринфянам 10:12).
Место, на которое Павел обращает наше внимание, упомянуто в стихе 7: «Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть».
Апостол цитирует здесь Исход 32:6. Урок состоит в том, чтобы мы избегали идолослужения. В чем оно проявляется сегодня? В ряде стран широко распространено и открыто проводится буквальное служение и поклонение идолам. И для многих из нас этот вопрос довольно актуален. Однако мы взглянем на проблему под другим углом.
Дела рук человеческих
Исаия 2:8 следующим образом повествует о положении в Израиле накануне ассирийского вторжения: «И наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их». Нечто похожее мы слышим и из уст Иеремии накануне уже Вавилонского вторжения в Иудейское царство: «И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих» (1:16). Стефан в своей речи перед синедрионом, воспроизведенной в Деяниях 7, связывает фразу – «дела рук своих» – и инцидент с золотым тельцом. Говоря о Моисее, он свидетельствует:
«Которому отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту, сказав Аарону: сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось. И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих» (стихи 39-41).
Легко заметить, что идол изображается как изделие рук человеческих, ибо буквально это и есть образ, сделанный из дерева или металла. В самом деле, отрывки, подобные Исаии 44:9-21, высмеивают людей, поклоняющихся подобным предметам, подразумевая, что за идолом нет никакой реальности.
Но как обстоят дела сегодня? Мы живем в веке, когда люди мало ценят Бога, дающего всё необходимое. Вместо этого, повсюду мы видим жажду материальных вещей, сотворенных людьми, произведений рук человеческих. Западное общество имеет в своей основе экономическое процветание, которое требует от людей желания тратить всё больше и больше денег на материальные блага. Большой бизнес добывает всё больше и больше денег, эксплуатируя менее развитые страны. Те, кто имеет мало, поощряются в желании иметь больше, и так до бесконечности. Общество массового потребления засасывает в свою трясину и бедного, и богатого.
К чему расположено наше сердце?
Подобное состояние стремления к материальному богатству в Библейской терминологии называется любостяжанием. Павел дважды осуждает это явление, называя его идолослужением и предупреждает, что таковые не имеют наследия в Царстве Христа и Бога, но на них грядет гнев Божий (Ефесянам 5:5; Колоссянам 3:5,6). Апостол говорит здесь, конечно, о тех людях, для которых любостяжание является образом жизни, а не о тех, кто приобретает необходимое. Тем не менее, предупреждение вполне понятно: если мы богаты, и все наши помыслы направлены только на увеличение этого богатства, или, если мы бедны и все наши помыслы только о богатстве, то мы – идолослужители.
Даже если наша голова и не забита еще стяжанием материальных благ, в словах Стефана остается предупреждение. Обратите внимание, что он говорит об Израиле, когда тот был уже у горы Синай: они «обратились сердцами своими к Египту». Всё началось с помыслов, а закончилось идолослужением. Они были рабами в Египте, а Египет во времена Моисея был не только землею богатства и изобилия, но и местом огромного количества всевозможных идолов. Бог освободил их из египетского рабства, но они помнили только о материальных благах и желали вернуться к ним назад. Они не осознали, что Египет означал рабство и смерть, в то время как Бог, в случае их верности Ему, привел бы их через испытание пустыней в благословенную землю, где они были бы еще и свободны.
Мы тоже были освобождены от рабства греху и от этого мира со всеми его гибельными прелестями. На поверхностный взгляд, мир всё еще кажется привлекательным, а образ жизни, требуемый от верующих, кажется порой трудным по сравнению с ним. Но мы знаем, что в реальности мир не может предложить нам ничего достойного, что имело бы вечную ценность, в то время как Бог, в случае нашей верности Ему, даст неизреченные благословения в Его Царстве (1 Коринфянам 2:9).
В отсутствии Учителя
Как Моисей в свое время, оставив народ, взошел на гору к Богу, так и наш Господь и Учитель вознесся на небо. Моисей отсутствовал, как показалось народу, сравнительно долгое время, что отразилось в следующем их заявлении: «Ибо с этим человеком, с Моисеем… не знаем, что сделалось». Подобное заявление предполагало, что он никогда не вернется. Поэтому и долгое отсутствие Христа заставляет людей говорить: «Где обетование пришествия Его?» (2 Петра 3:4), а некоторых верующих – полагать: «Не скоро придет господин мой» (Матфей 24:48), и соответственно вести себя недолжным образом. И, как Моисей все-таки вернулся и воспламенел гневом на тех, которые отступили от заповедей Бога, так и Христос придет и осудит тех, кто вернулся опять в мир, следуя его путям, его соблазнам и прихотям.
Наш Учитель поступил очень мудро, оставив своим ученикам заповедь поминовения его за хлебом и вином. Они поступили благоразумно, сделав это еженедельной практикой. Каждый раз за трапезой в его воспоминание, будь то в собрании братьев и сестер или в одиночестве, мы должны, испытывать себя (как говорит Павел в 1 Коринфянам 11:28), дабы видеть, нет ли в наших сердцах желания возвратиться назад в Египет. Мы вспоминаем не только смерть и воскресение Христа, но и обетование его возвращения: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (стих 26).
Тони Бенсон (20.02.2005г.)