Библейские проповеди
Познание Бога
7.11.2004

Располагая наши сердца к воспоминанию о жертве нашего Господа Иисуса Христа, принимая символы этого жертвоприношения, хлеб и вино, мы не можем не заметить, что в каждом ежедневном чтении Слова Божьего содержится серьезная нота предупреждения. Наш небесный Отец хорошо знает о нашей природной склонности забывать о Его любви и заботе, изливаемых на нас, и поэтому постоянно предостерегает нас через пророков и апостолов об опасности отхода от Него.

Последняя глава 2-й книги Паралипоменон повествует о трагедии людей, которые не желали прислушиваться к предупреждению пророков и даже наоборот «издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ» (36:16). И в результате – смерть и разрушение от рук Халдеев, пленение и высылка оставшихся в живых в Вавилон.

В Деяниях 20 апостол Павел, встречаясь с пресвитерами Ефеса, предупреждает об опасностях, которые ожидают церковь в самое ближайшее время: «…войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (стихи 29,30). Павел призывает их помнить о том, что он три года «день и ночь непрестанно со слезами учил» их (стих 31). Опасения Павла были вполне обоснованными, о чем свидетельствует дальнейшая история развития христианства; и те же опасности присутствуют в церкви и сегодня.

Недостаток ведения

Слова пророка Осии направляют нас к самому главному элементу опасности для всех людей, уверовавших в Бога: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих» (4:6). Здесь, косвенно, выражена огромная важность знания целей и замыслов Божьих при нашем служении Богу.

Христадельфианское сообщество часто критикуется, иногда даже и изнутри, за придание слишком большой важности именно «знанию». Утверждается, что «простое» исповедание веры во Христа единственно, что необходимо для спасения, и для примера цитируется стих 9 из 10-й главы Послания Римлянам: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». Но Павел здесь просто демонстрирует превосходство веры над законом, не сравнивая «простое доверие» со знанием. В самом деле, предыдущий стих показывает, что вера происходит из слова, которое «близко к тебе», и стих 17 говорит о вере «от слышания, а слышание от слова Божия». Вера напрямую зависит от глубокого познания слова Божьего и принятия с полным доверием Его послания надежды.

Другой стих, используемый для критики нашего упора на знание, приводят нам из 1-го Послания Коринфянам: «О идоложертвенных [яствах] мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает» (8:1). Это, якобы, означает, что слишком большое знание Писаний ведет к интеллектуальному тщеславию, и поэтому лучше этого избегать. Но это есть ни что иное как выдерживание стиха из контекста.

Павел в этом Послании, отвечая, очевидно, на письмо, полученной им ранее от коринфян (7:1), увещевает, что раз «идол в мире ничто» (8:4), то нет ничего страшного в том, если верующий ест мясо животного, принесенного в жертву идолу. Однако, говорит апостол, «не у всех [такое] знание: некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские» (стих 7). Поэтому «знание», о котором говорит здесь Павел, связано особо лишь с существованием или несуществованием идолов, и неправильное использование этого знания может привести к преткновению еще слабого в познании брата. Другими словами, это знание, как и всё другое, надо использовать и применять в любви для совершенствования тела Христова, то есть Церкви.

Цена духовного знания

Источник всего истинного знания, конечно, – Всемогущий Творец. «Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены», – возвещает водимая духом Анна (1 Царств 2:3). Она понимала, что «Бог ведения» знает всё не только о физическом мире, который Он сотворил и в котором мы живем, но и о состоянии человеческих сердец.

Знание часто ассоциируется в Писаниях с мудростью, этой чертой Бога, которой отмечены все Его деяния, а для нас источник ее – слово Его. Поэтому мудрость небесная вещает: «Все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства… Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото» (Притчи 8:8-10). Мудрость и знание передаются людям через посредство Его слова: «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» (2:6).

Отсюда, необходимо иметь благоговейное состояние души, чтобы получить доступ к мудрости и знанию из Слова, и здесь кроется причина того, что лишь немногие в этом надменном, растленном мире находят их. «Начало мудрости – страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (1:7). Пока люди не проявят должного, благоговейного страха, приступая к слову Божьему, они не смогут приобрести знание, приводящее к общению с Ним и к надежде спасения от Него.

В этом лежала причина катастрофы Израиля, ярко высвеченной Осией. Его слова, касающиеся Израиля тех дней, имеют поразительное сходство с картиной мира, в котором живем мы: «Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Осия 4:1,2). И далее Господь возвещает: «Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (6:5,6).

Знание Христа

Недостаток ведения со всей очевидностью имеет самые серьезные последствия, ибо это отделяет мужчин и женщин от Бога. Роль духовных учителей, отсюда, – нести спасительное знание о Боге и Его путях всем, кто, смирив свои плотские страсти, ищет спасения. Господь Иисус, великий Учитель, пришел исполнить в точности задачу, о которой было возвещено через Захарию: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» (Лука 1:76,77).

Очень выразительно то, что Иисус вынужден был обвинить законоучителей Израилевых за пренебрежение ими своих прямых обязанностей: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лука 11:52). И наоборот, всё Его служение было посвящено приводу народа Израильского к познанию их Бога: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанн 17:1-3).

Чувство перспективы

Совершенно необходимо всячески поддерживать чувство перспективы при рассуждении о важности знания Библии. Существенно важно иметь верное понимание великих обетований, данных людям Богом, и о центральном месте в них Его возлюбленного Сына, Иисуса Христа. С другой стороны, надежда на спасение вовсе не зависит от энциклопедических знаний имен и порядка чередования царей израильских!

И, тем не менее, вот слова Павла: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тимофею 3:16). Другими словами, читая и впитывая в себя любую часть Писания, мы увеличиваем наши познания о Боге и Его путях для нашей вечной пользы. Апостол Петр поощрял верующих возрастать «в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петра 3:18). Обращаясь который раз к символам жертвы нашего Учителя и вспоминая, что именно через эту жертву мы получили прощение наших грехов, мы можем еще раз взглянуть на ни с кем и ни с чем не сравнимый опыт Его жизни, и прийти к решению о необходимости большего познания о Нем, чтобы точнее следовать Его примеру в предстоящие дни, вплоть до великого дня Его пришествия.

Дэвид Багес (07.11.2004г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.