Библейские проповеди
«Да будет воля Твоя»
25.07.2004

Каждую неделю мы сталкиваемся с обстоятельствами, требующими своего разрешения, будь то какие-то повседневные хлопоты или испытания серьезнее, когда мы стоим на перепутье и должны сделать определенный выбор. Главное здесь – сделать правильный выбор, как в тяжелое для нас время, так и тогда, когда жизнь кажется прекрасной и счастливой.

К сожалению, оказываясь перед выбором: поступить согласно с Божьей волей, которая всегда верна, как мы знаем, или сделать то, что нам нравится, – зачастую мы выбираем последнее. И часто после нашего выбора, возможно, сделанного в спешке, или по неведению, или по малому размышлению, или под давлением обстоятельств, мы чувствуем, пусть даже и не совсем осознавая это, что сделали что-то не так.

Матфей в 26-ой главе повествует о последних часах жизни Иисуса: о Его аресте, допросе и распятии. Это были самые тяжелые часы для нашего Господа, но, получив поддержку с небес, Он прошел весь этот путь до конца.

Иисус знал, что Его ожидает, знал о тяжелых испытаниях, знал о смерти, которую Ему предстояло принять от рук своих же людей. И в виду этого старался заблаговременно подготовить к сему Своих учеников. В 20-ой главе, стихи 17-19, Иисус говорит им о предстоящем аресте, поругании, издевательствах и осуждении на смерть. Он знал о предлежащем Ему оскорблении, как физическом, так и моральном, и о бесчестии перед людьми. Не каждый из нас желал бы встретиться с подобным унижением. Всё это тяжелым камнем лежало у Него на душе в последнюю неделю перед Пасхой. В течение всех лет Своего служения Иисус посвящал много времени размышлениям и молитве к Своему Отцу. И в эти последние часы было у Него особое место, куда Он ходил со Своими учениками, чтобы побыть в тишине и покое, – гора Елеонская, где находилось место, называемое Гефсимания (26:30,36).

Составители Евангелия дают нам понять, что ученики бывали здесь и раньше. Для них это был еще один рядовой визит, ничем не отличавшийся от других, за исключением очевидной озабоченности, которую они видели на лице своего Господа. Но для Него Самого это были последние часы. Придя на место, Иисус сказал ученикам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» и «посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там» (стихи 41 и 36), и с этими словами Он удалился от них. Очевидно, когда мы читаем о событиях, достигающих этого момента и с этих слов, видно, что именно Иисус испытывал нужду в молитве, в поддержке и в особом общении с Отцом.

Но что можно сказать об учениках? Повествование указывает, что они остались лежать и, в конце концов, просто уснули. Иисус берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна и увещевает их молиться, чтобы не впасть в искушение. Он знает, что им тоже предстоит сегодня пройти испытание. Они переживут арест своего любимого Учителя и последующее возрастающее чувства непоправимой утраты. Матфей сообщает, что, возвратившись и найдя их спящими, Иисус упрекнул их: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною… дух бодр, плоть же немощна» (стихи 40,41).

Интересно, не ощущается ли здесь потаенное желание Господа в простой человеческой поддержке со стороны учеников. Возможно, их бодрствование было важной составляющей поддержки в эти роковые, последние минуты. В их плотской слабости Он мог видеть отражение природных наклонностей, которые боролись в Его собственной душе против вещей духовных.

Отсюда и Его молитва: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (стих 39). И вновь: «Отошед в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (стих 42). «И помолился в третий раз, сказав то же слово» (стих 43).

Лука показывает нам Иисуса, стоящего в этот момент на коленях. По другим авторам можно предположить, что Иисус в этот момент лежал распростертым на земле, наподобие Давида, когда тот молился за своего ребенка от Вирсавии. Как бы то ни было, перед нами пример страстной молитвы Господа; и по мере приближения роковой минуты, Он всё более нуждался в тесном контакте с Богом.

Его мольба суммирована у Марка: «И молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей» (14:35). Термин «час сей», используемый в Евангелиях, относится к последней жертвенной работе Господа. Мог ли Он избежать этого часа? Ведь Он молился, чтобы чаша сия миновала Его. Мы видим перед нами картину, изображающую Господа, который хорошо понимал, что предстоящие страдания, были выбором Божьим. Это должно было произойти, если полагаться на прорчества. Это был путь, предопределенный Богом.

Для Бога нет ничего невозможного, и Иисус знает, если возможен какой-либо другой путь, Отец найдет его, «впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матфей 26:39). Но в душе Он сознавал, что для Него определен только один путь – «Так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Иоанн 3:14). Если Иисус знал это, зачем же тогда молился? Возможно, здесь присутствовало чисто человеческое неприятие страданий и смерти; возможно, нежелание лишиться общения с Отцом, которое Он имел постоянно; возможно, стыд самого распятия, смертной казни для преступников; возможно, и полное истощение сил физических, что Он не мог не ощущать. Скорее всего, здесь присутствовало сочетание всех этих обстоятельств. Какова бы ни была глубина страха, в которую Он погрузился, ясно одно: молитва и принятие воли Божьей привнесли перемену. Он укрепился, благодаря прямому общению с Отцом через Ангела, наблюдавшего за Ним; и таким образом был в состоянии идти вперед, исполнить волю Отца. Господь не сопротивлялся при аресте, стойко перенес издевательства, мужественно принял смерть, и вошел в жизнь вечную.

А что можно сказать о нас? Что делать нам? Мы ведь не призваны, чтобы расстаться с жизнью, не так ли? Павел, в контексте наступивших преследований и гонений, пишет коринфянам:

«Мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (2 Коринфянам 4:9-11).

Для нас это не буквальная смерть, но стремление оставить позади плотские похоти и сознательно сделать выбор в сторону следования пути, указанного Богом – равняться на Господа Иисуса Христа. Не испытывая, по милости Бога, прямой угрозы смерти, мы, тем не менее, должны вести себя определенным образом при столкновении с различными проблемами. Иаков советует внедрить в нашу повседневную жизнь простой принцип: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (4:15). Говорим ли мы это в наших молитвах? Мы должны верить, что Бог так или иначе ответит на нашу молитву, и если нет, то и в этом есть воля Божия, и мы должны принять ее со смирением. Наши помыслы и молитвы показывают, насколько верно понимаем мы то, что требуется от нас, что в дальнейшем сказывается на принятии тех или иных решений. Во всем мы должны поступать так, чтобы содействовать тому пути, на котором наше служение Богу будет наиболее эффективным. Жизнь постоянно ставит нас перед выбором приоритетов, что сказывается в подчинении сделать одно и нежелании сделать другое. Однако всегда и во всем мы должны спрашивать себя, насколько тот или иной выбор скажется на качестве нашей жизни в Господе. Новая работа, перемена места жительства, брак, друзья, – ничто не должно встать на пути служения Богу. Всегда мы должны помнить о примере Господа в Гефсиманском саду.

Господь – вечный образец для всех, кто готовит себя к славному будущему. Он не увернулся от страданий, но прошел их все до конца, ибо был готов к этому. Он знал, что содержит для Него будущее, и вера Его была такова, что Царство было для Него реальностью. Он был подготовлен, ибо знал Писания, и когда пришло Его время, мужественно и осознанно пошел на смерть ради нашего спасения. Он был подготовлен, ибо постоянно находился в общении с Отцом, размышляя о словах Ветхого Завета и их значении. И у нас есть сейчас прекрасная возможность – подготовить и укрепить себя на случай возникновения тяжелых жизненных обстоятельств.

Стефан Ридвей (25.07.2004г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.