Библейские проповеди
Псалом 33
1.08.2004

Псалом 33 является одним из псалмов, который имеет четкий исторический контекст. Его название в Библии гласит: «Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился» (Пс.33:1). Мы читаем об этом в 1 Царств 21,22. Это было время, когда Давид так отчаянно хотел убежать от Саула, что перешел на территорию филистимлян: «И встал Давид, и убежал в тот же день от Саула, и пришел к Анхусу, царю Гефскому» (1Цар.21:10). Вскоре он понял свою ошибку, ибо бежал в родной город Голиафа, и слуги царя Анхуса узнали его. Пытаясь сбежать, Давид симулировал безумие и был бесцеремонно изгнан из города.

Давид, похоже, был теперь совершенно один. Сбежав из Гефа, он нашел убежище в пещере Адуллам примерно в 16 километрах к востоку от Гефа. Но он не был одиноким долго, так как к нему присоединились сначала его семья, а затем различные диссиденты, в общей сложности около 400 человек. Как мы читаем в 1 Царств 22:2: «И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душою» (1Цар.22:2). Так он стал начальником над ними. И с ним было около четырехсот человек.

Что это за смешанная группа людей! Те, кто в беде, те, кто в долгах и те, кто был недоволен. Несомненно, эта группа сторонников давала Давиду силу и поддержку. Он больше не был один. Но обратите внимание на стихи из псалма, когда Давид обратился к своим людям:

Стих 10 – «Бойтесь Господа, святые Его!»;
Стих 11 – «…ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе».

Давид видит в этих людях народ Господа – «своих святых» – и сам заботится о них с отеческой заботой. Некоторые из этих людей, которые примкнули к Давиду и стали его верными сторонниками, позже заняли важные посты в правительстве царя Давида. Некоторые из них позже описываются как «могучие люди» Давида. В 1 Царств они описываются как те, кто в беде, те, кто в долгах и те, кто был недоволен, но это не означает, что они не были членами общества. Почему они были расстроены, в долгах и недовольны? Вероятно, в результате жестокого обращения Саула и его неудачного царствования. Вот почему они видели в Давиде надежду на лучшее будущее. Они стали в некотором смысле подобны правительству в изгнании.

Разве не в таком положении мы находимся сегодня, как последователи Господа Иисуса? Он тот, кто больше Давида. Мы последователи его, потому что мы признаем, что он помазанник Божий, и он стал нашим начальником. Мы с нетерпением ждем того времени, когда царство будет здесь, и по Божьей благодати мы будем помогать в управлении Христу. Мы пришли ко Христу по тем же причинам: потому что мы в беде, в долгах и недовольны:

  • В беде, потому что у нас нет спасения от греха и смерти, кроме как через искупительную работу Иисуса,
  • В долгах из-за наших грехов, долг настолько велик, что его никогда нельзя вернуть, а только простить,
  • Недовольство, потому что в действительности нынешний мир не может предложить ничего, кроме мимолетных удовольствий и никчемных сокровищ, это по сравнению с вечными вещами, предлагаемыми Богом.

Таким образом, в Псалме 33, в котором Давид восхваляет Бога и призывает других следовать его примеру, мы также можем быть увещеваемы и воодушевлены возвеличивать Господа, быть подобными детям, готовым учиться и готовиться к будущей роли помощи в управлении миром.

Обратите внимание, как Давид сначала благодарит и хвалит Бога за его благословения, а затем призывает своих спутников присоединиться к нему: стихи 1-2, за которыми следует стих 3; затем стих 6, за которым следует стих 8. Частью нашего общения является то, что, выражая благодарность и хвалу Богу за его провидение и благословения, мы также можем побуждать наших братьев и сестер делать то же самое.

Конечно, у Давида, как и у всех нас, кроме Иисуса (единственного безгрешного и истинно верного человека), были свои взлеты и падения. Несомненно, именно в такой момент своей жизни Давид решил искать убежище в Гефе. Причиной этого глупого поступка, несомненно, было то, что произошло непосредственно перед этим, когда он посетил Ахимелеха, жреца в Номве. Ахимелех снабдил Давида пищей и мечом Голиафа, но, к несчастью, один из людей Саула, Доик идумиянин, видел, что произошло. Это привело позже к убийству 85 жрецов в Номве. Выжил только сын Ахимелеха, Авиафар.

Возможно, именно размышления о предательстве Доика идумиянина вернули Давида к отцу идумиян

Исаву, с его напряженными отношениями с братом Иаковом. Мы можем вспомнить случай из Книги

Бытия 32, когда Иаков, покинув дом Лавана в Падан-Араме, приготовился встретиться со своим братом Исавом. В стихах 1-2 мы читаем: «А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим».

Слово «Маханаим» означает «два стана», – ибо там был стан Иакова, но рядом с ним был стан ангелов Божьих. Давид продолжает эту тему в Псалме 33:8: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их».

Давид, кажется, с большей готовностью принял это ангельское служение, чем Иаков.

Пётр также испытал на себе работу ангелов. В Деяниях 12 мы читаем, что Ирод арестовал Петра и заключил его в тюрьму, заковав в цепи между двумя солдатами. Это не помешало Ангелу прийти к нему ночью, снять с него цепи и вывести его на свободу. В своих двух посланиях Пётр часто ссылается на обстоятельства своей собственной жизни, и, возможно, именно из-за этого опыта помощи ангелов он ссылается на Псалом 33 в своем первом послании.

Во-первых, обратите внимание на ссылку на Псалом 33 в 1 Петра 2:1-3. Он пишет тем, кого называет «новорожденными младенцами» – тем молодым и неопытным в вере, кто нуждался в ободрении для роста, подобно тому, как Давид обращался к своим слушателям как к «детям»: «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс.33:12). Чуть позже в Псалме он увещевает: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов» (Пс.33:14). Возможно, это ссылка на Иакова – значение его имени предполагает обман. Таким образом, Пётр увещевает: «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» (1Пет.2:1-3). Здесь снова, в этой последней фразе, мы видим, что Пётр ссылается на Псалом 33. Давид увещевал своих людей: «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс.33:9). Позже в послании Пётр цитирует стихи из Псалма 33:13-17, побуждая своих читателей стать единомышленниками, иметь сострадание и любовь, сопротивляться злу. Пётр затем повторяет наставление Давида своей разномастной группе людей в 1 Петра 3:10-12: «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)».

Великий пример того, кто полностью сохранил и исполнил эти слова, – это наш Господь Иисус. Когда мы подходим к концу псалма 33, мы видим послание, которое приводит наши умы к жертве нашего Господа. Обратите внимание на изменение местоимения множественного числа «они» к слову «единственный» – между стихами 18 и 20: «Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс.33:18-20). Упоминание Христа становится очевидным, когда мы читаем стих 21: «Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» (Пс.33:21). Таким образом, во исполнение прообраза пасхального агнца в Божьем плане произошли события, благодаря которым кости Христа не были сломаны (см. от Иоанна 19:36).

Воистину, многие скорби претерпел Христос, ибо он был «презрен и отвергнут людьми» (Исаия 53:3). Господь избавил от них всех и таким образом принес нам искупление, как сказано в Псалме 34:22. И в заключение: «Господь искупает душу рабов Своих, и никто из уповающих на него не будет осужден».

Джон Бенсон (01.08.2004г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.