Последние два дня в наших ежедневных чтениях из Нового Завета мы видим, что Павел уже не свободный человек, наслаждающийся привилегиями римского гражданства. Он заключен под стражу. В Деяниях 24:23 он находится под домашним арестом и ограничен в своих действиях; в 28:30 он уже живет на «своем иждивении» и принимает «всех, приходящих к нему», но не может при этом покидать дом.
Однако большую часть времени он связан цепями, когда мы читаем о правлении Порция Феста в сегодняшней главе. Павел даже рисковал своей жизнью, когда римские солдаты намеревались убить заключенных во время кораблекрушения (Деяния 27:42).
Конечно, Павел прекрасно осознавал, что всё это может произойти с ним, потому что он слышал пророчество Агава (Деяния 21:10,11): «Мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников». Павел, подобно своему Учителю, должен быть предан в руки язычников, которые должны были поступить с ним по своей злой воле. Поэтому, когда мы размышляем о Господе этим замечательным утром, мы также можем видеть отражение Его жизни и смерти в служении Апостола Павла своему Господу.
Павел также мог распознать намерение Бога в его заключении под стражу: «Обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования», – пишет он (Филиппийцам 1:12). В этой же главе Послания филиппийцам Павел несколько раз ссылается на свои узы «во Христе» и на открывшуюся, благодаря этому, возможность распространять Евангелие.
Также, подобно Иисусу Христу, Павел решительно преследовал цель своего избрания, несмотря на все враждебные проявления. Господь «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евреям 12:2). «Крест» в данном контексте должно рассматривать не только как буквальное распятие. Это слово заключает в себе всю Его жизнь в целом, полную преданности и самоотречения, которая и привела Его к подобной смерти.
Павел был руководим той же решимостью. Подготавливая послание филиппийским братьям в тюрьме в Риме, он передает своим слушателям утешение, которое сам когда-то получил: «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Филиппийцам 1:6). Крепко держась видения будущего Царства, Павел рассматривает свои узы в правильном свете. Если таким же образом мы последуем примерам Господа Иисуса и Его апостолов, то получим поддержку в преданном служении, несмотря на все испытания и проблемы вокруг нас.
Мы нуждаемся в утешении; оно содержится в изобилии во 2-ом Послании коринфянам, так называемом послании утешения. Письмо в целом было написано Павлом, чтобы созидать и укреплять членов экклесии в Коринфе, которые, очевидно, тяжело страдали от внешнего давления и внутренних распрей.
В частности, апостол желает, чтобы они постоянно на первом месте в своем разуме хранили мысль, что Бог является нашим Избавителем. «Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит» (2 Коринфянам 1:9,10).
Три стадии освобождения мы видим здесь – в прошлом, настоящем и будущем. Будет совершенно правильно сказать, что Бог ежедневно избавляет нас от опасностей; и за это мы должны быть благодарны Ему. Однако Павел ссылается здесь не только на наше ежедневное существование, но также на работу Бога в нашей духовной жизни.
Слова «Который и избавил нас от столь близкой смерти» напоминают нам самое начало нашей жизни во Христе; время, когда мы сняли с себя ветхого человека и облеклись в нового. В тот момент мы оценили милость Божью и откликнулись на жертву Господа Иисуса Христа, раскаялись и впустили Его в свою жизнь крещением. Та «смерть» была символической, но освобождение – реальным, и мы с вами начали наше путешествие с радостью и утешением, дарованным Господом Иисусом.
Вторая стадия – «и избавляет». Все святые находятся под постоянной заботой со стороны Отца; Он охраняет нас от зла, чтобы, в конце концов, пригласить в Свое Царство. Греческое слово, используемое здесь Павлом, имеет особое значение – освобождение от оков или избавление от опасности. Оковы Павла были помехой для него, но они не могли ограничить его активность в работе для Господа; они послужили «к большему успеху благовествования».
Отношение апостола к своей жизни дает и нам комфорт, утешение и ободрение. В нашей жизни «узы» могут и не быть буквальным заключением в тюрьму, однако, порой мы связаны другими вещами. Болезнь, одиночество, страдания, неудобства, лишения и уединение – всё это сковывает нас. Но Павел говорит нам, что Бог «избавляет»; и, подобно ему, мы должны рассматривать всё это, как проходящее, и таким образом цель Божья осуществляется в нас. Нам самим, особенно когда мы в одиночестве, трудно осознать, что проблемы вокруг нас созданы с какой-то целью. В компании с известными личностями из Писаний, когда мы читаем об их жизни и вере, мы поднимаемся и видим план Божий в целом. Апостол Павел и Господь Иисус прошли этот путь; то же самое должны сделать и все их последователи.
Слова, которые действительно должны вдохновлять нас, описывают третью стадию избавления: «…и на Которого надеемся, что и еще избавит». Не существует пределов Божьей силы. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоанн 11:25). Мы можем быть освобождены даже из могилы! Какими бы ни были наши узы, окончательное освобождение будет славным: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Колоссянам 3:4). В этом состоит наша надежда на Царство, которая помогает рассматривать наши нынешние узы в правильном свете.
Господь Иисус «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление». Павел подобным образом не обращал внимания на позор его уз, домашнего ареста и заключения. Он не испытывал никакого стыда от его статуса, как заключенного. Он смотрел на себя и на своих спутников, как на «товарищей по заключению» (Аристарха, Колоссянам 4:10; Андроника и Юнию, Римлянам 16:7; и Епафраса, Филемону 23). Они разделяли вместе с ним статус узников Христовых. Греческое слово, использованное здесь, подразумевает человека, взятого в плен во время сражения, военнопленного. Солдата, который храбро сражался в битве, но был взят в плен, не может быть преступником. Он находится в почетном положении, потому что всё еще предан своему начальнику, даже и в такой ситуации. Павел рассматривает свое положение в духовном плане, а не с мирских позиций.
Следуя за Господом Иисусом и апостолом Павлом, несмотря на то, что окружающий мир желает покрыть позором любого воина Христова, мы также разделяем их утешение. Крещением во Христа мы освободились от мирских оков, и будем освобождены, когда Господь вернется во славе. Апостол напоминает нам: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Римлянам 8:18). Аминь.
Чарльз Попл (10.11.2002г.)