После того как маленький Самуил был отнят от материнской груди – ребенок, которого так долго ждала Анна – она пошла с ним вновь в Силом, где находилась в это время скиния Господня. Там она встретила первосвященника Илия, который знал о ее желании иметь ребенка и обещал, что «Бог Израилев исполнит прошение» ее. Ему она и поведала о своем обете:
«О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его – служить Господу» (1 Царств 1:27,28).
И после расставания со своим долгожданным первенцем, Господь благословил ее еще пятерыми детьми за ее веру (2:21). Но прежде чем оставить своего ребенка на служение Господу, она произнесла молитву, которая свидетельствовала о ее глубокой вере в Бога, и которая воспроизведена для нас в первых десяти стихах второй главы 1-й книги Царств.
Совершенно ясно, что Анна имела огромную любовь к Слову Божьему в том виде, в котором оно существовало тогда, и имела хорошие знания о нем. Например, во втором стихе своей молитвы она говорит: «Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш». Здесь она свидетельствует о своем знании песни избавления Моисея, где он говорит: «Кто, как Ты, Господи, между богами?» (Исход 15:11), «ибо заступник их не таков, как наш Заступник» (Второзаконие 32:31). Сказанное дальше (ст.7): «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает»», – указывает на знание книги Иова: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (1:21), и «униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение» (5:11).
В своей жизни Анне пришлось преодолевать множество проблем. В виду своей бесплодности, ей приходилось мириться с издевательствами первой жены своего мужа Феннаны (1Царств 1:4-6). Поэтому неудивительно, что она постоянно «была в скорби души» (ст.10). И, тем не менее, все это не могло отвратить ее от Бога и Его Слова. Подчас проблемы принимают характер навязчивых идей, выметая все из головы; они могут иногда явиться причиной отпадения человека также и от Истины. Не так было с Анной, она продолжала размышлять над Словом Божиим, и это должно быть примером для нас.
Медитации Анны привели ее к заключению, которое она высказала высокими словами: «Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя». Она жила в обществе, где суеверие и идолопоклонство цвели пышным светом, о чем свидетельствует Книга Судей, говоря, что, поселившись в земле обетованной, Израиль часто служил идолам других народов. Даже обстановка в доме Господнем в Силоме была далека от идеальной, о чем говорит нам шокирующее поведение двух сынов Илия. Но Анна была выше этих вещей – пример того, как вполне реально стать выше нечестивого окружения, что так актуально для нас в эти последние дни.
Анна также постигала способность Бога знать обо всем, видеть через наружную внешность человека его истинную сущность: «Ибо Господь есть Бог ведения, и дела у него взвешены» (ст.3). Это то, о чем нам следует постоянно помнить, и служит предупреждением о том, что мы с некоей долей успеха можем скрыть нечто непотребное от своих товарищей, но не можем ничего скрыть от Бога. В то же время из этого можно получить и ободрение, ибо мы можем быть уверены, что хотя подчас наши поступки и поведение могут быть неправильно поняты или восприняты нашими братьями и сестрами, Бог всегда знает истинную природу содеянного нами.
Но возможно самое поразительное в молитве Анны – это признание великих вещей, которые лежат за пределами этой настоящей жизни. Она знала, что Бог всевластен изменить нынешнее положение вещей, возвысить бедного и уничтожить беззаконника (ст.8-10). Это может случиться и в этой жизни, хотя очень часто и не происходит. Но это обязательно произойдет в конце этого мира: достигшие высокого положения в обществе ныне в своей основной массе не будут допущены в Царство Божие, в то время как смиренные, презренные в глазах сильных мира сего, но верующие, насладятся благами со Христом, когда Он будет править землей в Своем величии.
Анна даже знала о воскресении мертвых, что видно из ее слов: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (ст.6). Эта доктрина не находит яркого выражения в ранних книгах Библии, хотя, как Иисус указывал неверующим в воскресение Саддукеям, она зачастую подразумевается, иначе как Бог мог объявить Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, после того как они уже давно умерли (Матфей 22:31,32)? Вера в то, что Бог готов причислить нас к праведникам, должна включать веру, что наступит время, когда все будет соделано правым, когда оставшиеся верными Богу в этой жизни будут воскрешены из мертвых, чтобы получить обещанную награду. Подобная вера помогает нам справиться с вечно возникающими проблемами и незаслуженным обращением. Что за беда, если мы что-то теряем в этой жизни, если перед нами лежат будущие вечные блага Царства Божьего?
Но есть нечто еще замечательное, сказанное этой глубоко верующей женщиной. В конце своей молитвы она говорит о Боге: «Господь… даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего» (ст.10). Но у Израиля не было царя на данном этапе истории. Может быть она думала о царе грядущем, который будет править вечно? Ее упоминание о помазаннике Божьем предполагает, что так оно и есть. Это первое упоминание в Библии, относящееся к Мессии или Христу, что означает, как мы знаем, помазанника. Намеки о грядущем царе были и прежде; вспомним о предсмертном пророчестве Иакова, который предсказал приход царя из племени Иуды (Бытие 49:10). Возможно, именно об этом думала Анна. В начале своей молитвы она говорит о радости от спасения Божьего. Здесь тоже слова, которые найдут свое полное осуществление в Иисусе Христе, ибо само имя «Иисус» говорит о работе Божьей по спасению людей через Него (Матфей 1:21).
Итак, мы имеем глубокую связь между этой главой и обетованием о грядущем Мессии, который сначала принесет с собой спасение людям и затем установит свое правление. Удивительная способность Анны рожать детей после стольких лет бесплодия предвестило еще более удивительное чудо, когда Мария родила обетованного ребенка и воспела по этому случаю прекрасный гимн, воспроизведенный у Луки 1:46-55, который служит отражением молитвы Анны. Вторая связь лежит в сыне Анны – Самуиле. О нем сказано: «Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей» (1Царств 2:26). И, в сущности, эти же самые слова мы находим у Луки 2:52 о мальчике Иисусе, указывающие, что в свои юные годы Самуил являл образ того, о приходе которого предвещала его мать.
Но мы не можем сейчас останавливаться на этих вещах и должны перейти к сегодняшнему чтению из Нового Завета, где Иисус уже вознесся на небо и находится с правой стороны Своего Отца: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов», который победил мир (Откровение 5:5), заплатив за наше спасение Своей жизнью. Именно благодаря Его победе над грехом осуществились слова молитвы Анны о возвышении смиренных и наказании нечестивых – слова, которые в первую очередь относятся к самому Иисусу и к тем, кто отверг Его благую весть и убил Его. И как напоминание об этом нам изображают Его как закланного Агнца. Мы вспоминаем сейчас Его за хлебом и вином, признавая, что именно благодаря тому, что Он совершил, мы имеем надежду на грядущие благословения. Мы можем с уверенностью повторить прекрасный стих из Откровения 5:12:
«Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение».
Тони Бенсон (23.06.2002г.)