Библейские проповеди
Путешествуя вместе с Павлом
12.05.2002

Две картины висят на стене в моей гостиной. На обоих изображено море, но на этом вся их схожесть заканчивается. На одной картине художник изобразил бушующий океан, в котором огромные волны и сильный ветер бьют и захлестывают небольшое парусное судно. Доминирующие цвета на ней: темно синий и серый. Глядя на нее, появляется чувство тревоги и неопределенности – сможет ли лодка преодолеть такой мощный шторм или разобьется на куски под натиском волн?

Другая картина совершенно противоположна по характеру. Она создает чувство тишины и безмолвия, ибо художник изобразил спокойную бухту в Средиземном море, где парусное судно рассекает тихую и невозмутимую морскую гладь, а солнце отражается в водах совершенно спокойного моря. Доминирующие цвета на этой картине: оранжевый и желтый, здесь всё указывает на спокойствие и безопасность, нет даже намека на угрозу или опасность. Художник, вероятно, сам пережил эти два противоположных состояния моря и запечатлел их так выразительно.

Апостол Павел и его спутники также пережили эти два противоположных настроения моря во время их путешествия в Рим (Деяния, гл.27). На некоторое время их корабль причалил в порту под названием «Хорошие пристани» (это имя вполне могло быть дано порту, похожему на тот, что изображен на второй картине). Однако капитан корабля, движимый корыстными желаниями, гордостью и своими амбициями, игнорируя предупреждения Павла, отдал приказ отплыть и оставить это безопасное место. Корабль вскоре был подхвачен сильным ветром, называемым Эвроклидон, и спутники Павла совсем скоро пожалели, то не послушали его мудрого совета. Захватывает дальнейший рассказ о том, как они потерпели кораблекрушение и избежали смерти, и, в конце концов, снова оказались в безопасности. Но этот рассказ не просто увлекательная история. В нем содержится нечто полезное и для нашего путешествия по жизни по направлению к безопасному месту – Божьему Царству.

Не слишком часто в Писаниях упоминается море, но даже эти несколько отрывков очень полезны для нашего пристального внимания и изучения.

  1. Потоп во времена Ноя был величайшей катастрофой всех времен. И «всё, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло». Об этом катаклизме не забыл упомянуть и Петр: «…во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение… спасает» (1Петра 3:21). Нам не сообщается, сколько человек погибло в этой катастрофе, но только восемь человек спаслись. Петр ободряет нас словами, что независимо от количества грехов, мы прощены и омыты, когда погружаемся в воды крещения, объединяя себя со смертью и воскресением Христа.
  2. Воды Красного моря потопили могущественные египетские армии. Однако Павел в своем Послании коринфянам подчеркивает только тот факт, что «все (израильтяне) крестились в Моисея в облаке и в море» (1Коринфянам 10:2). Они стали прообразом нас, а события, произошедшие с ними, написаны в увещевание нам.
  3. История, произошедшая с Ионой, пугает и настораживает. Однако Иисус не упоминает в Своих наставлениях его страх. Фактически, Он упомянул только то, что Иона выжил, проведя три дня и три ночи во чреве кита, что символизирует Его собственное воскресение.
  4. Псалом 106 довольно примечателен. Он детально описывает жизнь искупленного народа после их собирания из всех земель: востока и запада, севера и юга (ст.2 и 3). Все эти люди рассказывают о своем путешествии в Царство. Странствия некоторых из них были подобны плаванию «на кораблях в море». Нам не известно, в чем конкретно состояла их работа – «производящие дела на больших водах», но вполне могло быть и так, что они жили полноценной жизнью. Они видели и сознавали работу Божью в их жизни и «чудеса Его в пучине» (ст.24).

Эти люди знали своего Творца и служили Ему. Тем не менее, они не избегли испытаний, которые приносит наша смертная природа. Описание бушующего моря в ст.25 и 27 хорошее изображение в символах давления, искушения и трудностей, переживаемых Божьими слугами. Мы можем никогда не увидеть настоящую бурю, но несмотря на это можем испытать настоящую качку под давлением обрушившихся на нас проблем и неприятностей (ст.27). В такой ситуации легко потерять курс, которому необходимо следовать. К кому мы обратимся в подобных обстоятельствах? Будем ли мы пытаться разрешить проблемы самостоятельно? Либо повернемся к Богу – Господу небес, земель и морей.

«Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их. Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают… Он приводит их к желаемой пристани» (ст.28-30).

Эти искупленные знали, к кому можно обратиться за помощью, и они сделали это! Они также не свернули с правильного курса, и Господь привел их к желаемой пристани. Они рассматривали эту пристань как единственную цель в жизни; она была их желанием, их стремлением и целью всех их амбиции. Господь услышал вопль Своих слуг, как Он делал это всегда.

В то время как Павел лежал в одной из кают на корабле во время шторма, нет сомнений, что эти сцены из Ветхого Завета всплывали в его памяти. Если все остальные уже готовились встретить свою смерть, Павел наоборот ободрял их немного подкрепиться. Некоторым он мог показаться ненормальным. О какой еде могли помышлять люди, находясь в таком отчаянном положении – на небольшом судне, попавшем в ужасный шторм, не осознавая, где находятся, и даже не представляя себе: день сейчас, или ночь? Павел подкрепляет свою просьбу такими словами: «Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь».

Павел использовал любую возможность исповедовать свою веру. Находясь перед царями или проконсулами или просто среди рабов, он желал рассказать всякому о Боге и о своей вере в Него; особенно в такой момент, когда так много людей задумались о своем будущем. Такая же ситуация зачастую возникает и сейчас, когда кажется, что мир находится на краю гибели. Говорим ли мы о своей вере, о безопасной пристани, в которую мы так желаем попасть? Говорим ли мы: «Укрепитесь, не переживайте, выход существует!»

Было еще одно морское путешествие, о котором Павел мог слышать и помнить. Сильный шторм застал Иисуса и Его учеников во время плавания через Галилейское море. Эти опытные рыбаки пытались сделать всё возможное, чтобы держать под контролем лодку во время шторма и спасти себя. Находясь в отчаянном положении, они вспомнили об Иисусе, который в то время спал на корме, и пошли, чтобы разбудить Его. Они задали Ему вопрос, который мучил их долгие годы: «Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» В ответе Иисуса не было страха или смущения, ибо Он был Тем, Кто пришел спасти их от всех страданий. «Умолкни, перестань!» – были слова, обращенные Иисусом к морю; то же самое Он может сказать и нашему чувству волнения и страха.

Павел слышал эти слова, сказанные Иисусом, и мог ободрить своих спутников. Они были так напуганы, что даже чувство голода покинуло их. Поэтому Павел укрепил их и убедил принять немного хлеба. Мы можем и не испытывать невероятное ощущение страха за свою жизнь, но все эти прообразы нашего путешествия в Царство служат только для нашего ободрения. Если мы осознаем, что никогда не будем оставлены одни даже во время сильнейшего шторма, волны утихнут и море успокоится. Символы тела Иисуса Христа служат хорошим напоминанием о нашей жизни, Его жертве и Его обетования: «Се, Я с вами во все дни до скончания века».

Дэвид Енселл (12.05.2002г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.