Библейские проповеди
День Очищения (2)
6.05.2002

В какой момент в этот День можно было сказать, что очищение произошло? Может быть, когда животное умирало, и проливалась его кровь? Или, возможно, когда кровь кропилась во Святое Святых?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить, что было два козла, один из которых был выбран и оставлен на некоторое время в покое. Теперь же его выводили для осуществления важной работы. «И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их…» (Левит 16:20-22). Первый козел погибал, благодаря его крови достигалось прощение, в то время как другой образно уносил на себе грех. Поэтому оба они символизировали одного «козла», его смерть и воскресение.

  • Первый расстался с жизнью, чтобы наглядно показать необходимость в очищении, достигаемое через пролитие крови;
  • Второй показывал, что в результате принесения этой жертвы, достигалось уничтожение греха.

Таким был День Очищения – начало новой жизни, как для иудея, так и для язычника (ст.29); как будто жизнь была продлена еще на один год. Это был святой день, суббота покоя. Но одного раза было недостаточно, и День Очищения повторялся каждый год (ст.34). Этим было показано, что заслуженное очищение не будет длиться долго, и не может уничтожить грехи навсегда. Это временное, образное прощение лишь указывало на подлинное очищение, которое будет достигнуто в будущем.

Очевидно, что два козла символизировали смерть и воскресение, как будто был всего один козел, который умирал, но оживал снова. Вместе они представляли собой работу, проделанную нашим Господом, Его смерть и воскресение. Как мы уже увидели, весь смысл Дня Очищения был сосредоточен на Иисусе. Многие детали: первосвященник, одежды на нем, козлы и жертвенник, Святое Святых и сама кровь – все это указывало на более совершенную жертву единородного Сына Божьего. Таким образом, в 16-ой главе книги Левит описана работа Иисуса – принесение Им жертвы за грехи, пролитие крови. Вот это действительно был настоящий День Очищения, когда Иисус умер; и это произошло не в десятый день седьмого месяца (это все было образами и тенью), но на четырнадцатый день первого месяца, когда весь народ праздновал Пасху. Пасхальный агнец был соединен с козлом Очищения, ибо оба этих образа были исполнены в Нем.

Также довольно примечательно, что именно Каиафа, первосвященник, выбрал Иисуса, чтобы Тот умер за весь народ: «Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа… сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ» (Иоанн 11:47-51). Самая последняя фраза раскрывает саму суть Дня Очищения, и сказано, что Каиафа «пророчествуя», провозгласил, кто является избранным Богом козлом. Но сделал он всё это, не осознавая, что приговоренный к смерти оживет и понесет на себе грехи многих, и в самом деле завладеет их народом и страной.

Итак, последним законным действием первосвященника было – назначение Иисуса Христа, в качестве козла в жертву за грех: «и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Иоанн 11:52). Язычники также как и иудеи получили пользу от этого жертвоприношения. Последний иудейский первосвященник произнес пророчество о смерти Израильского Мессии. Они взяли Его и допрашивали перед Синедрионом, но не смогли найти достаточно обвинений. В гневе Каиафа разодрал свои одежды, чего он не должен был делать ни при каких обстоятельствах (Левит 10:6). Левиты были отторгнуты от служения Богу и потомки Аарона от священства. Иисус был готов занять их место, и сделал это после Своего воскресения. Никакой священник из потомков Аарона теперь уже не мог войти в Святое Святых, чтобы покропить кровью Господа; поэтому Сам Господь стал Первосвященником, после вознесения на небеса.

Могила не могла удержать Иисуса. Поэтому Он ожил, и как повествует книга Деяний, «явил Себя живым, по страдании Своем» (1:3). Эта фраза перекликается с книгой Левит (16:10): «А козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение…». И хотя Очищение все еще не было завершено до тех пор, пока второй козел был жив, но уже было понятно, что жертва была принята Богом, а грехи были прощены. Подобным образом Господь Иисус Христос представил Себя живым свидетельством того, что грехи теперь могут быть прощены через Него. Слово «явил» выражает здесь идею «стоять около», как Он сделал по дороге в Эммаус, когда заставил гореть сердца двух апостолов от Его рассказа о Себе (может быть Он упомянул им о Дне Очищения?). Он также явил Себя и среди других учеников: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим»; и в Откровении 1:18 Он говорит: «Се, жив во веки веков». С этих пор нет надобности в двух козлах ежегодно, которые никогда не могли уничтожить грехи. Он же предстал пред Отцом, когда вознесся на небеса, чтобы теперь сесть по правую руку от Него и ходатайствовать за нас.

Две стороны работы Христа прослеживаются и в других частях Писаний. Глава 53 пророчества Исаии хорошо известна нам, как описание страдающего слуги – «презрен и умален… изъявлен… мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши…». Слово «изъявлен» в еврейском языке перекликается с несколькими другими словами, имеющими тот же самый корень: одно означает пронизывать, другое – поражать, и третье – корчиться от боли. Во всем этом мы усматриваем, что Господь прошел через страдания, подобно первому козлу. Затем стих 6 говорит нам: «Господь возложил на Него грехи всех нас», – в чем и состояла роль второго козла. Также и Павел в Послании Римлянам говорит: «Ибо если… мы примирились с Богом смертью Сына Его (первого козла), то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его (второй козел)». Из следующего стиха совершенно ясно, что Павел думал о том же самом, когда говорил, что через Христа «мы получили ныне примирение» (Римлянам 5:10,11).

Мы все также предстанем перед Ним: «Все мы предстанем на суд Христов». И чтобы быть готовыми к этому времени Павел увещевает нас: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Римлянам 12:1). Мы все хорошо осведомлены, что никакими заслугами нам не приобрести спасение; тем не менее, наш образ жизни должен полностью соответствовать жизни нашего Учителя. Если это так, то мы являемся частью экклесии Господа, и Он «представит ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока» (Ефесянам 5:26,27). Представит живой и живущей вовек.

Было еще одно событие в День Очищения, о котором упоминается в 9-ой главе книги Левит, где мы впервые знакомимся с жертвоприношениями. В конце всех жертвоприношений, народ был благословлен Первосвященником во второй раз. В начале: «Поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его» (ст.22). После этого Моисей и Аарон входили в скинию, выходили из нее и снова благословляли народ (ст.23). Подобным же образом, перед Своим вознесением на небо, Иисус повел Своих учеников в Вифанию и, подняв руки, благословил их. Нет сомнений, что Его благословение было благословением, которое произносил первосвященник (Числа 6:22-27). Теперь мы ожидаем возвращения нашего Первосвященника из Святого Святых, когда Он придет благословить свой народ. Пусть мы все окажемся там, чтобы получить эти благословения:

Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!
Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Аминь.

Аллан Харви (Allan Harvey)

Книги:  |

Комментарии закрыты.