Псалом 36
Одной из поразительных черт Псалма 36 является факт, что он формирует ветхозаветную основу одного из прекрасных изречений Иисуса, которое Он цитирует из этого Псалма. «А кроткие наследуют землю, и насладятся множеством мира» (36:11). Стоит поразмышлять, как буквально осуществится это обетование, и таким образом насколько реально оно должно быть для нас.
Слово «наследие» встречается в этом Псалме шесть раз; пять раз оно имеет оттенок законного наследия и один раз (используется другое еврейское слово, ст.18) значение «достояния». Наследники этого обетования буквально станут наследниками в смысле обладания землей. Обратите также внимание, что еврейское слово «земля» в Псалме 36 есть всем известное слово ерец, которое может означать как землю, так и сушу. В первом смысле оно часто употребляется как земля (страна) Израильская, которая находится в современном Израиле. Отсюда вполне понятно, что это есть самое реальное обетование, касающееся прежде всего Израиля.
Другими словами, это обетование уходит своими корнями в обетования, данные патриархам. Земля Израилева была обещана Аврааму. «Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» (Бытие 13:15). «В этот день заключил Господь завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Бытие 15:18). Буквальность этого обетования усилено определением границ обещанной земли. Но мы должны помнить, что эта земля первоначально была обещана не Аврааму, но его семени – Господу Иисусу Христу. «И явился Господь Аврааму, и сказал: «потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу» (Бытие 12:7). Иисус наследует не только землю Израилеву, но всю землю, ибо Он есть Царь царей и Господь господствующих. «Он будет обладать от моря до моря и от реки (Евфрата) до концов земли» (Псалом 71:8). Это учит нас, что царство Израилево, восстановленное Христом, как царем, будет центром всемирной империи или сообществом наций. Но не только это, но те, кто является истинными последователями Христа через веру в эти обетования наследуют также то, что было обещано, не просто Землю Обетованную, но всю землю и управление ею. Павел прямо говорит нам об этом: «Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование – быть наследниками мира, но праведностью веры» (Римлянам 4:13). Поэтому, если мы имеем веру в эти обетования, вера наша будет засчитана нам в праведность в Судный День, и мы наследуем всю землю и будем жить и править вместе с Учителем и наслаждаться покоем и миром.
Как ни прекрасны эти надежда и обетования, мы знаем довольно хорошо, что вера в них не приходит с легкостью или в один момент. Давид признавал это, говоря об умении ожидания и терпении в течение исполнения обетования о наследии. Истинная оценка его должна заставить нас желать превращения его в реальность как можно скорее. Тем не менее, для подавляющего множества святых, когда-либо живших на земле, это терпеливое ожидание на протяжении всей их бренной жизни заканчивалось вместе со смертью, с этой неотвратимой мрачной реальностью. Однако «делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» (36:9). «Уповай на Господа, и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истреблены нечестивые, ты увидишь» (36:34). Обетование будет исполнено, а пока мы должны ждать, уповая на Господа и понимать, что у Него есть Свое расписание, касающееся земных дел.
Обратите внимание, что еврейское слово «ждать» имеет также смысловой оттенок «ожидать с нетерпением». Ожидание Господа включает искренность и веру в исполнение Его обетований. Ожидание порой не является легким делом и иногда включает перенесение невзгод и страданий. Давид Духом увещевает нас ожидать с терпением, и еврейское слово «терпеливо» фактически имеет оттенок «боли, муки, тяжелого испытания». «Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему» (36:7). Поэтому ожидание может быть и зачастую бывает наполненным мукой, но наша вера не должна умаляться от этого. Обетования самые реальные и исполнятся в точности и буквально в должное время.
Одной из несправедливостей, с которой сталкиваются верующие в ожидании наследия земли вместе с семенем Авраама, является то, что очень часто процветают нечестивые, а не праведники. Это само по себе является уже испытанием веры и характера. Неоднократно нас увещевают не мучиться над этой проблемой. Приведенный выше 7-ой стих также содержит эту идею, которая повторяется в Псалме повсюду. «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие… перестань гневаться, и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло» (36:1,8). Еврейское слово переведенное глаголом «ревновать» заключает в себе идею «быть горячим, возбужденным, сердитым и безумным». Такая реакция на процветание нечестивых, которое иногда происходит за счет праведных, вполне понятна. Но они одинаково бесцельны и к тому же содержат долю недоверия, что однажды Бог совершенно уничтожит как самих нечестивцев, так и их богатство. Они никогда не наследуют землю и не будут жить вечно. «Ибо они, как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, увянут… нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут» (36:2,20). Чем более мы будем ценить и узнавать праведность Божию, тем с большим негодованием мы должны относиться к процветанию нечестивых. Например, тот факт, что гомосексуализм в наше время вполне терпим со стороны общества и даже рекламируется, должен наполнить гневом сердца святых и искренним неприятием этого явления. Но мы не должны размахивать кулаками, вместо этого должны терпеливо ожидать возмездия Господня. «Еще не много, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его» (36:10).
Интересен в этом плане стих 20. Язык жертвы всесожжения, приносимой по Закону, взят на вооружение для описания уничтожения нечестивых. Хотя жертва должна была быть чистой, как снаружи, так и внутри, и без порока, урок ее сожжения сводится к тому, что плоть жертвы полностью уничтожалась. Нечестивые – это плотские люди. Когда наступят суды Божьи, они будут уничтожены совершенно на манер уничтожения плоти жертвы в горящем на жертвеннике огне.
Исаия описывает Божий суд над Едомом языком, который слышится в Писании повсюду, и этот образец будет повторен в гораздо больших масштабах, когда Христос и святые осуществят суды Божьи над Его врагами во время своего шествия с Синая к Сиону. «Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов… ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома… ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион» (Исаия 34:6,8).
В то время как мы терпеливо ожидаем пришествия нашего Господа, мы должны сделать всё возможное, чтобы развить в себе те элементы характера, которые будут приятны Отцу в Судный день. Обетование о наследии земли повторено в нашем Псалме семь раз (ст.3, 9, 11, 18, 22, 29 и 34). Несомненно, само число значимо, указывая на небесное совершенство в этом повторе славных обетований. Необходимо внимательно просмотреть эти стихи и найти характеристики, ассоциированные с ожиданием исполнения обетований.
1) Упование на Господа (ст.3);
2) то же самое (ст.9);
3) кротость (ст.11);
4) непорочность (ст.18);
5) Его благословенность (ст.22);
6) праведность (ст.29);
7) соблюдение Его путей (ст.34).
Вот те черты характера, которые мы должны развивать в себе. Стандарт высокий и требовательный, но с другой стороны заповеди Божьи не так уж и тяжки. Праведность приходит с верой, а не с идеальным смирением, которого мы никогда не можем достичь. Иисус сам суммировал эти характеристики в одно целое, когда сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матфей 5:5). Кротость перед Всемогущим включает веру в Его обетования, терпеливое ожидание исполнения Его планов, праведность, непорочность и следование Его путем, указанным в Его Слове, заодно с ежедневным стремлением соискания Его благословений в молитве. Всё это включает подчинение Его воле и доверие Его Слову, что требует основополагающего основания – кротости.
Концепция доверия Богу выведена особо в стихе пятом: «Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит». Еврейское слово «предавать» буквально означает «катить» и происходит от слова галал. В подавляющем большинстве случаев оно переведено как «доверять». Буквально оно используется при изображении катящегося камня или откатывание камня от устья пещеры или колодца. Метафорически оно имеет смысл полной зависимости от чьей-либо поддержки, обычно Божьей. Результат этого полного упования в вере на Бога есть то, что нечто откатывается от нас, т.е. убирается с дороги; стыд и позор за грех и нашу греховную природу удален от нас. Похожий перевод этого еврейского слова мы встречаем в Псалме 119:22: «Сними с меня поношение и посрамление, ибо я храню откровения Твои». Это достигается в прощении грехов, которое предложено всем, кто стремится одержать победу над своей плотью и имеет веру в победу над грехом, одержанную Иисусом. Для Израиля это победа запечатлена в ритуале обрезания. Интересный факт: поколение, вошедшее в землю (образно в Царство) совершило этот ритуал в Галгале, что в еврейском родственно слову галал и означает «откатить, освободить».
Это напоминает нам, как стыд и вина за грех убраны от нас; это совершено для тех, кто во Христе через Его работу. «Ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня» (Псалом 68:10). Обращая теперь всё внимание на Христа, обращаясь к символам, мы должны обратить пристальное внимание на совет разбираемого сегодня Псалма: «Наблюдай за непорочным, и смотри на праведного; ибо будущность такого человека есть мир» (36:37). Во всей истории существовал только один «непорочный» – Господь Иисус Христос. Его конец – истинный мир и в Нем мы тоже можем не только стремиться, но в конце концов и обрести этот мир, когда войдем через веру в наше наследие. А пока, братья и сестры, не унывайте, но предайте себя Господу, зная, что нечестивые истребятся в день мщения Божьего, и тогда найденные кроткими вместе с Авраамом станут наследниками мира. «А кроткие наследуют землю, и насладятся множеством мира».
Ричард Мелловес (20.01.2002г.)