Библейские проповеди
Иисус спорит с иудеями и язычниками
13.01.2002

Евангелие от Матфея, гл.15

Дорогие братья и сестры, давайте поразмышляем над 15-ой главой Евангелия от Матфея. В этой главе мы видим трудности, с которыми сталкивался Иисус во время Своего служения; попытки иудейских властей подорвать Его репутацию и недостаток решительности иудейского народа. Во всём этом мы видим, насколько противоположным был ответ язычников. Однако, как неудачная реакция одних, так и перспективный отзыв других, имеют своей основой проповедь Иисуса.

В стихах 1-20 Иисус опровергает предписания фарисеев, здесь же описывается воздействие, которое оказали слова Иисуса на учеников и остальных людей, пришедших послушать Его.

Посмотрите на второй стих: «Зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб?» Здесь фарисеи говорят так, как будто это был закон. Однако, несомненно, это была просто общераспространенная традиция, а не требование Закона Моисеева. Может показаться, что их целью было иметь власть над учениками. Тем не менее, их самонадеянность при обращении к традициям, вместо цитирования Слова Божьего, не смутила Иисуса.

В третьем стихе начинается обращение Иисуса к ним. «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?»

Затем Он осуждает традицию под названием «Корван» (жертвенный дар), под прикрытием которой лицемерные евреи лишали помощи своих престарелых родителей. В результате это приводило к нарушению Божьей заповеди. И как мы видим в стихах 8 и 9, они заменяли своим учением истинное поклонение Богу. Иисус осуждающим тоном заявляет об этом следующими словами: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

Однако этого показалось Иисусу мало, Он публично осуждает их, стоя перед собравшейся толпой. Стих 10: «И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

Его учение о том, что оскверняет человека, должно быть рассматриваемо в следующем свете. Он совершенно ясно показывает, что никакая пища не может осквернить человека. Только то, что говорит человек, – очень важно. Несомненно, здесь затрагивается важный вопрос, однако он имеет и более глубокое духовное значение. Петр, говоря от имени всех учеников, спрашивает у Иисуса объяснения. Посмотрите стихи 15 и 16: «Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?»

Ученики понимали, что Иисус апеллирует духовными понятиями, как Он часто делал. Нечистая пища представляла собой нечестивый путь язычников, от которых Израиль должен был отделить себя. Теперь же Иисус говорит, что старых ограничений в диете больше не существует. Для учеников было довольно трудно согласиться со словами Иисуса, и мы можем видеть в Деяниях 10 (где описывается случай с обращением Корнилия), как прочно укоренились прежние взгляды в сознании Петра. Он возразил: «И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого» (ст.13,14).

Ранняя церковь также должна была справиться с этой проблемой. Мы можем наблюдать, как иудейские христиане продолжали соблюдать все постановления Закона, касательно чистой и нечистой пищи, даже несмотря на то, что новообращенные верующие из язычников были освобождены от соблюдения их. В Послании Галатам Павел пишет о том, что Петр не был последователен, каким он должен быть, и Павлу пришлось напомнить Петру о его поведении. Посмотрите Галатам 2:11,12 – «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных».

Следуя за Господом, нам нужно спрашивать себя: что мы делаем, идя по жизни, каковы наши мотивы и духовные принципы? Как это случилось с учениками и иудейскими христианами, Иисус призывает нас отказаться от наших привычек. Понимаем ли мы Слово, когда читаем, и позволяем ли ему изменять наши представления? Многие прочно устоявшиеся взгляды были перевернуты Иисусом. Готовы ли мы принять это, когда должны сделать свой выбор?

У Иисуса возникло желание удалиться из этой области, чтобы побыть наедине со Своими учениками. Вместо этого пред Ним встала дилемма. Мы читаем далее, что женщина-язычница припала к ногам Иисуса и стала умолять исцелить её дочь. Сначала Иисус хотел проигнорировать её просьбу, и ученики поняли, что Он не желает помогать ей. Поведение Иисуса сначала может показаться странным, что Он повернулся спиной к страданию этой женщины. Однако следующие Его слова проясняют ситуацию: «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (стих 24).

Обязанность проповедовать язычникам лежала полностью на учениках. Однако эта женщина не отступала в мольбе, и Иисус даже похвалил её перед учениками. Она была настойчива в своих требованиях. И её настойчивость была вознаграждена, а Иисус похвалил её за твердую веру. Мы же должны осознать, что порой ответ на нашу молитву будет категоричное «нет», но если мы не будем сдаваться так легко, то в ответ можем услышать «да».

Из этих мест Иисус вместе с учениками двинулись в Галилею, и в стихе 30 мы видим, что Он совершил там множество чудес исцеления. При более тщательном исследовании может показаться, что жители этих мест были вовсе не иудеями, но язычниками. Такое заключение можно сделать из 31 стиха, например, где описана реакция народа на дела Иисуса: «Так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева». Только не-иудеи будут воздавать славу «Богу Израиля», вместо того, чтобы прославлять просто «Бога».

За этим следует описание второго опыта насыщения толпы. Первое подобное событие, когда были насыщены 5000 человек, описано в Евангелии от Матфея 14:14,15 – «И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи». Результат совсем не порадовал Иисуса, потому что иудеи намеревались сделать Его царем. Посмотрите Евангелие от Иоанна 6:14,15 – «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, силой взять его и сделать царем, опять удалился на гору один». Иисус был вынужден немедленно увести со сцены учеников, чтобы спасти их от искушения быть увлеченными желанием толпы. Взгляните на Евангелие от Марка 6:45, и вы увидите ту быстроту, с которой пришлось действовать Ему.

Вспоминая об этих трудностях, с которыми Ему пришлось столкнуться, в этот раз Иисус не торопился повторить чудо. Предыдущее насыщение толпы произошло только за день до этого. Иисус находился три дня среди язычников. Прочитаем Евангелие от Матфея 15:32: «Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге».

Как и в случае с женщиной из Сарепты, упорство и уважение со стороны толпы язычников были оценены Иисусом, и Он ответил на это, насытив их.

Из всего, что мы с вами рассмотрели сегодня, нужно извлечь один урок: Иисус заботится только о тех, кто верно ищет Его. Мы увидели Его бережную опеку над учениками, чтобы они не подверглись разрушительному влиянию толпы, а также утешение Им тех, которые ищут Его. Давайте помнить Его любовь и по отношению к нам, которую Он показал, взойдя на крест. А с нашей стороны, мы должны предать свои тела на служение Ему.

Кен Лэси (13.01.2002г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.