Библейские проповеди
А кроткие наследуют землю
20.01.2002

Псалом 36

Одной из поразительных черт Псалма 36 является факт, что он формирует ветхозаветную основу одного из прекрасных изречений Иисуса, которое Он цитирует из этого Псалма. «А кроткие наследуют землю, и насладятся множеством мира» (36:11). Стоит поразмышлять, как буквально осуществится это обетование, и таким образом насколько реально оно должно быть для нас.

Слово «наследие» встречается в этом Псалме шесть раз; пять раз оно имеет оттенок законного наследия и один раз (используется другое еврейское слово, ст.18) значение «достояния». Наследники этого обетования буквально станут наследниками в смысле обладания землей. Обратите также внимание, что еврейское слово «земля» в Псалме 36 есть всем известное слово ерец, которое может означать как землю, так и сушу. В первом смысле оно часто употребляется как земля (страна) Израильская, которая находится в современном Израиле. Отсюда вполне понятно, что это есть самое реальное обетование, касающееся прежде всего Израиля.

Другими словами, это обетование уходит своими корнями в обетования, данные патриархам. Земля Израилева была обещана Аврааму. «Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» (Бытие 13:15). «В этот день заключил Господь завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Бытие 15:18). Буквальность этого обетования усилено определением границ обещанной земли. Но мы должны помнить, что эта земля первоначально была обещана не Аврааму, но его семени – Господу Иисусу Христу. «И явился Господь Аврааму, и сказал: «потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу» (Бытие 12:7). Иисус наследует не только землю Израилеву, но всю землю, ибо Он есть Царь царей и Господь господствующих. «Он будет обладать от моря до моря и от реки (Евфрата) до концов земли» (Псалом 71:8). Это учит нас, что царство Израилево, восстановленное Христом, как царем, будет центром всемирной империи или сообществом наций. Но не только это, но те, кто является истинными последователями Христа через веру в эти обетования наследуют также то, что было обещано, не просто Землю Обетованную, но всю землю и управление ею. Павел прямо говорит нам об этом: «Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование – быть наследниками мира, но праведностью веры» (Римлянам 4:13). Поэтому, если мы имеем веру в эти обетования, вера наша будет засчитана нам в праведность в Судный День, и мы наследуем всю землю и будем жить и править вместе с Учителем и наслаждаться покоем и миром.

Как ни прекрасны эти надежда и обетования, мы знаем довольно хорошо, что вера в них не приходит с легкостью или в один момент. Давид признавал это, говоря об умении ожидания и терпении в течение исполнения обетования о наследии. Истинная оценка его должна заставить нас желать превращения его в реальность как можно скорее. Тем не менее, для подавляющего множества святых, когда-либо живших на земле, это терпеливое ожидание на протяжении всей их бренной жизни заканчивалось вместе со смертью, с этой неотвратимой мрачной реальностью. Однако «делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» (36:9). «Уповай на Господа, и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истреблены нечестивые, ты увидишь» (36:34). Обетование будет исполнено, а пока мы должны ждать, уповая на Господа и понимать, что у Него есть Свое расписание, касающееся земных дел.

Обратите внимание, что еврейское слово «ждать» имеет также смысловой оттенок «ожидать с нетерпением». Ожидание Господа включает искренность и веру в исполнение Его обетований. Ожидание порой не является легким делом и иногда включает перенесение невзгод и страданий. Давид Духом увещевает нас ожидать с терпением, и еврейское слово «терпеливо» фактически имеет оттенок «боли, муки, тяжелого испытания». «Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему» (36:7). Поэтому ожидание может быть и зачастую бывает наполненным мукой, но наша вера не должна умаляться от этого. Обетования самые реальные и исполнятся в точности и буквально в должное время.

Одной из несправедливостей, с которой сталкиваются верующие в ожидании наследия земли вместе с семенем Авраама, является то, что очень часто процветают нечестивые, а не праведники. Это само по себе является уже испытанием веры и характера. Неоднократно нас увещевают не мучиться над этой проблемой. Приведенный выше 7-ой стих также содержит эту идею, которая повторяется в Псалме повсюду. «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие… перестань гневаться, и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло» (36:1,8). Еврейское слово переведенное глаголом «ревновать» заключает в себе идею «быть горячим, возбужденным, сердитым и безумным». Такая реакция на процветание нечестивых, которое иногда происходит за счет праведных, вполне понятна. Но они одинаково бесцельны и к тому же содержат долю недоверия, что однажды Бог совершенно уничтожит как самих нечестивцев, так и их богатство. Они никогда не наследуют землю и не будут жить вечно. «Ибо они, как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, увянут… нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут» (36:2,20). Чем более мы будем ценить и узнавать праведность Божию, тем с большим негодованием мы должны относиться к процветанию нечестивых. Например, тот факт, что гомосексуализм в наше время вполне терпим со стороны общества и даже рекламируется, должен наполнить гневом сердца святых и искренним неприятием этого явления. Но мы не должны размахивать кулаками, вместо этого должны терпеливо ожидать возмездия Господня. «Еще не много, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его» (36:10).

Интересен в этом плане стих 20. Язык жертвы всесожжения, приносимой по Закону, взят на вооружение для описания уничтожения нечестивых. Хотя жертва должна была быть чистой, как снаружи, так и внутри, и без порока, урок ее сожжения сводится к тому, что плоть жертвы полностью уничтожалась. Нечестивые – это плотские люди. Когда наступят суды Божьи, они будут уничтожены совершенно на манер уничтожения плоти жертвы в горящем на жертвеннике огне.

Исаия описывает Божий суд над Едомом языком, который слышится в Писании повсюду, и этот образец будет повторен в гораздо больших масштабах, когда Христос и святые осуществят суды Божьи над Его врагами во время своего шествия с Синая к Сиону. «Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов… ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома… ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион» (Исаия 34:6,8).

В то время как мы терпеливо ожидаем пришествия нашего Господа, мы должны сделать всё возможное, чтобы развить в себе те элементы характера, которые будут приятны Отцу в Судный день. Обетование о наследии земли повторено в нашем Псалме семь раз (ст.3, 9, 11, 18, 22, 29 и 34). Несомненно, само число значимо, указывая на небесное совершенство в этом повторе славных обетований. Необходимо внимательно просмотреть эти стихи и найти характеристики, ассоциированные с ожиданием исполнения обетований.

1) Упование на Господа (ст.3);
2) то же самое (ст.9);
3) кротость (ст.11);
4) непорочность (ст.18);
5) Его благословенность (ст.22);
6) праведность (ст.29);
7) соблюдение Его путей (ст.34).

Вот те черты характера, которые мы должны развивать в себе. Стандарт высокий и требовательный, но с другой стороны заповеди Божьи не так уж и тяжки. Праведность приходит с верой, а не с идеальным смирением, которого мы никогда не можем достичь. Иисус сам суммировал эти характеристики в одно целое, когда сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матфей 5:5). Кротость перед Всемогущим включает веру в Его обетования, терпеливое ожидание исполнения Его планов, праведность, непорочность и следование Его путем, указанным в Его Слове, заодно с ежедневным стремлением соискания Его благословений в молитве. Всё это включает подчинение Его воле и доверие Его Слову, что требует основополагающего основания – кротости.

Концепция доверия Богу выведена особо в стихе пятом: «Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит». Еврейское слово «предавать» буквально означает «катить» и происходит от слова галал. В подавляющем большинстве случаев оно переведено как «доверять». Буквально оно используется при изображении катящегося камня или откатывание камня от устья пещеры или колодца. Метафорически оно имеет смысл полной зависимости от чьей-либо поддержки, обычно Божьей. Результат этого полного упования в вере на Бога есть то, что нечто откатывается от нас, т.е. убирается с дороги; стыд и позор за грех и нашу греховную природу удален от нас. Похожий перевод этого еврейского слова мы встречаем в Псалме 119:22: «Сними с меня поношение и посрамление, ибо я храню откровения Твои». Это достигается в прощении грехов, которое предложено всем, кто стремится одержать победу над своей плотью и имеет веру в победу над грехом, одержанную Иисусом. Для Израиля это победа запечатлена в ритуале обрезания. Интересный факт: поколение, вошедшее в землю (образно в Царство) совершило этот ритуал в Галгале, что в еврейском родственно слову галал и означает «откатить, освободить».

Это напоминает нам, как стыд и вина за грех убраны от нас; это совершено для тех, кто во Христе через Его работу. «Ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня» (Псалом 68:10). Обращая теперь всё внимание на Христа, обращаясь к символам, мы должны обратить пристальное внимание на совет разбираемого сегодня Псалма: «Наблюдай за непорочным, и смотри на праведного; ибо будущность такого человека есть мир» (36:37). Во всей истории существовал только один «непорочный» – Господь Иисус Христос. Его конец – истинный мир и в Нем мы тоже можем не только стремиться, но в конце концов и обрести этот мир, когда войдем через веру в наше наследие. А пока, братья и сестры, не унывайте, но предайте себя Господу, зная, что нечестивые истребятся в день мщения Божьего, и тогда найденные кроткими вместе с Авраамом станут наследниками мира. «А кроткие наследуют землю, и насладятся множеством мира».

Ричард Мелловес (20.01.2002г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.