Чтение из Писаний: Матфей 25.
Наше истинное понимание Слова Божьего строится на прекрасном обетовании Царства Божьего, которое должно быть установлено на земле. Наш великий Учитель, как записано у Матфея, многие из Своих притч начинает словами: «Подобно будет Царство Небесное…» и сразу направляет наш разум на те многие детали, заставляющие нас размышлять над представленной картиной этого грядущего времени. Иногда, под воздействием духовного подъема, кажется, что это время настолько близко, что почти уже кажется наступившим. В другое время, кажется настолько далеким, что мы погружаемся в наши повседневные дела, совершенно о нем не думая.
Сейчас, когда мы размышляем об этом, оно разворачивается перед нашим взором посредством притч, которые мы читали в последние несколько дней, и которые читаем сегодня. Здесь мы с теми, кто первыми старался понять их значение и спрашивал о нем у самого Иисуса, когда впервые слышал их; мы признательны им за их пытливый ум, благодаря чему имеем возможность истинного понимания их послания. Ибо мы, подобно им, получили великое благословение, заключающееся в том, что наши глаза смотрят на настоящую жизнь, как на прелюдию жизни грядущей, обещанной тем, кто следует пути с предельной ясностью проложенному перед ними. Кто однажды споткнувшись, получил полное прощение от Самого Создателя, такое «стирание» греха, которое может сделать только Бог.
Как только мы приступаем к этим притчам, мы сразу оказываемся подведенными вплотную к той повседневной жизни, которую ведем. Жизни среди плевел, не в каком-либо изолированном замкнутом пространстве, как сообщество, не имеющее контактов с реальным миром, но наоборот, находящееся под угрозой губительного влияния окружающего мира, в котором живем как странники. Поднимаясь выше этого порочного мира, готового поглотить нас, мы видим его пустоту и тщетность – это действительно плевелы, не дающие никакого плода, а жатва уже близко. Но вот над плевелами поднимает свои головы доброе семя, взирающее на прекрасное дерево, выросшее из крошечного зерна и ставшее самым большим деревом в саду.
В сменяющейся притче, драматически ярко показывающей скрытое действие закваски, небольшое количество которой заставляет вскисать большую меру муки, нас заставляют взглянуть на нашу жизнь под другим углом. Сокровище, найденное в поле, дорогая жемчужина, сеть полная рыбы – всё это концентрирует наше внимание на истине, найденной нами. И сокровище это, не так-то легко найденное, стоит потраченного времени и усилий. Это занимает такую часть нашей жизни, что начинает играть доминирующую роль в нашем мышлении и действиях, ибо здесь жизнь, образец, ведущий к грядущему совершенству.
Всё, о чем мы говорили до сих пор, изложено в Евангелии от Матфея 13; здесь лежит основание, и оно не должно быть сокрыто – мы должны делиться найденным сокровищем с другими, что должно проявлять себя в нашей повседневной жизни.
Наши дальнейшие рассуждения переходят к притче о должниках, изложенной в Матфее 18:23-25. Урок из нее прост и ясен: прощение нашего Небесного Отца по отношению к кающемуся грешнику почти выходит за рамки нашего понимания. А мы подчас забываем прощать других, совершивших против нас недостойный поступок, или делаем это с большим трудом. В молитве, оставленной нам Иисусом как образец, Господь делает упор на том, что если мы хотим получить прощение Божие, то и сами должны прощать, и не только на словах, но и на деле. Ведь только представьте висящего на кресте Иисуса, который молится словами: «Отче! Прости им…» (Лука 23:34); почему же нам тогда так трудно прощать друг друга.
Да, конечно, мы можем считать, что несем на себе больший груз, чем другие. Мы больше работаем, иногда в стесненных обстоятельствах; мы были призваны с ранней юности, мы были преданы делу всем своим естеством, а вокруг нас другие, призванные много позднее, не перенесшие трудностей, которые выпали на нашу долю. И вполне естественно задаем вопрос, по крайней мере, про себя, а справедливо ли это? Ведь награда для всех одинакова. Эта ситуация точно воспроизведена в притче о работниках в винограднике (Матфей 20:1-16).
Евреи первыми услышали Благую Весть о Царстве, но их вожди отнеслись к ней с пренебрежением, и даже более того, они открыто восстали против нее. Их глаза были закрыты. Они с презрением отвергли приглашение на брачный пир Царя (Матфей 22). У них были другие приоритеты: собственность, нажива, власть и ради этого можно было пойти даже на убийство. Это было началом конца их нации. Благодарение Богу, что пир не был отменен. Приглашение вышло за первоначальные рамки и достигло язычников, которые, услышав его, были счастливы на него ответить.
Время нашего странствия подходит к концу. Все, кто работал на Его службе, кто заботился об обездоленных, кто подготовил себя духовно увидит вскоре лицо Царя. Все мы грешники, но прощение получат те, кто прощал сам. Будем же помнить о награде призванным и честно совершившим свою работу, кто не забыл истинных приоритетов, в то время как другие заботились лишь о своих интересах.
Давид следовал этому образцу в самое трудное время своей жизни. Он никогда не терял уверенности в Боге, хотя и чувствовал себя подчас оставленным и одиноким. Ведь даже близкие друзья и соратники, за небольшим исключением, бросили его, посчитав, что успех и удача покинули его. Но Бог не оставил его даже в такие тяжкие моменты, когда он спрашивал, почему Бог оставил его.
«Твердо уповал я на Господа, и Он приложился ко мне и услышал вопль мой» (Псалом 39:2).
Читая Псалмы и размышляя над ними, мы начинаем ощущать, что кроме глубоких переживаний их авторов, здесь и переживания самого Иисуса, взиравшего на крестную смерть, которую Ему предстояло перенести.
Через притчи мы лучше узнаем о нашем пути к Царству и о самом Царстве. Мы размышляем о тяжелых думах Христа, когда Он подошел к последней черте. Это наполняет нас скорбью, что нужна была такая жертва; и в тоже время мы радуемся, что Он победил, и мы можем разделить, благодаря милости и благодати Божьей, Его триумф в грядущее время, о наступлении которого постоянно молимся.
Едди Пинфилд (23.01.2000г.)