Библейские проповеди
Послание Евреям – совершенно другое священство (часть 1)
21.01.2006

Прежде чем мы начнем изучать тему священства, мы рассмотрим несколько основных мыслей. Послание к Евреям является уникальным в Новом Завете, потому что в тексте нет информации о том, кто и когда его написал. В этом послании рассматриваются некоторые из наиболее важных вопросов, касающихся нашего спасения. Например:

  • Божья работа в раскрытии нам своего предназначения;
  • Как эта цель сработала для евреев и для христиан-язычников;
  • Положение ангелов; положение Иисуса Христа в Божьем замысле и его роль в сравнении с ангелами и Моисеем;
  • Священство (то есть путь приближения к Богу для смертных людей) двумя различными способами;
  • Природа и влияние «веры», а также некоторые выдающиеся примеры тех, кто обладал ею, вместе с вознаграждением, которого они могли бы ожидать;
  • Совет тем, кто тогда стремился к спасению, и тем, кто последует за ним со временем. Ключевое слово, часто повторяемое, — «лучше». Лучше, чем Моисей, лучше, чем Левий, лучше, чем Аарон и лучше, чем ангелы; на основе лучшего Завета.

Различия между новым и ветхим заветами

  • Они представлены по-разному. Ветхий Завет гремел от страха и ужаса на горе Синай (Исход 19:17-24). Иисус Христос, Сын Божий, провозгласил Новый Завет с любовью и благодатью.
  • Они отличаются посредниками. Моисей был посредником в Ветхом Завете. Иисус является посредником Нового Завета.
  • Они отличаются своими священниками. Ветхий Завет представлен священством Закона Моисеева и первосвященниками, происходящими от Аарона. Новый Завет имеет священство всех верующих и Первосвященника по чину Мелхиседека.
  • Они отличаются своими жертвоприношениями. Ветхий Завет требовал бесконечного повторения несовершенных жертвоприношений. Новый Завет предусматривает раз и навсегда совершенную жертву самого Сына Божьего.
  • Они отличаются по своей продолжительности. Ветхий Завет был задуман так, что он прекратил свое существование. Новый Завет призван длиться вечно.

Лично я думаю, что есть веские основания полагать, что именно апостол Павел написал Послание Евреям. Не только из-за возможных упоминаний в других его письмах, но и учитывая высокий уровень его образования, которое он получил под руководством Гамалиила, а также его предыдущего высокого положения как фарисея, сына фарисея. Павел был достаточно компетентен, чтобы написать такое письмо. Его учение обо всем сущем во Христе изложено в послании Галатам 1, и его стоит прочитать, если вы хотите изучить этот предмет подробнее. Мало того, у него также был личный разговор (или видение) с Иисусом. Нет лучшего человека, чем Иисус, чтобы представить перед апостолом Павлом аспекты «нового» священства, сосредоточенного в нем.

Другое Священство

Если мы хотим начать с того, с чего начал апостол Павел, то мы должны прочитать Книгу Левит 16 и принять во внимание, что первосвященник входил в святая святых раз в год, а затем выходил, чтобы показать прощение грехов, принося в жертву животное. Это было замечательной наглядной

демонстрацией освобождения от греха, животное сжигали на жертвеннике, это показывало, что Бог делал в тот момент с грехами людей.

Из этого ежегодного события выделяются два фактора, которые Павел должен был бы полностью осознать: во-первых, это действие должно было повторяться – прощение не давалось на всю жизнь, – оно должно было возобновляться каждый год. Во-вторых, это был «служебный статус» первосвященника Левитов: он был избран для этой миссии из-за своего происхождения. Он занимал эту должность исключительно из-за своей священнической родословной.

Много позже, во времена Ездры и Неемии, народ стал возвращаться из плена Вавилонского. Установление культа означало, что те, кто претендовал на священство (на любом уровне), должны были доказать свое первородное право на эту работу. Если они не могли этого сделать, то их не принимали на эту работу. Как мы увидим позже, это не было основанием для принятия священства в соответствии с Новым Заветом.

Очень необычное описание

Упоминание имени Мелхиседека (Евреям 5:6) в тексте означает, что новое священство основано на его священстве, а не на священстве сыновей Аарона, хотя священство Аарона содержало важные уроки. Посмотрим, что мы сможем узнать об этом:

«Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр.7:1-3).

Итак, здесь мы имеем дело с полной противоположностью священства Ааронова. Далекий от известного и доказуемого происхождения или генеалогии, Мелхиседек кратко представлен в книге Бытия 14:18 без какой-либо семейной информации. Мы не знаем, кто были его родители и были ли у него дети. Однако нам говорят, что он был царем. Было бы легко упустить актуальность этой информации, поскольку основной темой является священство, а не царствование. Я думаю, что мы должны уделить особое внимание слову «истолкование» в Послании Евреям 7:2. Мы намереваемся прочесть события встречи Мелхиседека с Авраамом в книге Бытия 14, как имеющие значение, выходящее за пределы очевидного исторического значения. Вместо этого мы должны «интерпретировать» эти события. Еще один явный намек содержится в Послании Евреям 7:3, где мы читаем, что Мелхиседек «сотворен как Сын Божий» – то есть он изображен таким образом, что напоминает нам Сына Божьего в его священстве.

Итак, Павел дает нам информацию о царствовании Мелхиседека, чтобы мы увидели в получении хлеба и вина (Бытие 14:18,19) факт священства Иисуса Христа. Он – Царь праведности и Царь Мира. Мы смотрим на исторический факт и видим в нем прообраз и тень Иисуса. Поэтому мы истолковываем это таким образом.

Работа Мелхиседека указывает на работу Иисуса еще до рождения Аарона. В главе, которую мы рассматриваем, далее указывается, что, когда Авраам признал величие Мелхиседека (заплатив ему десятину), он сделал это также от имени своего правнука Левия. Священство Мелхиседека (не личность, но его священство) больше, чем у Аарона, потомка Левия. Таким образом, священство Иисуса Христа покоится на совершенно иных принципах, чем у Аарона. Священство Иисуса вечно, тогда как священство Левия – нет.

Таким образом, мы можем видеть, что работа священства, прообразом которой является работа Мелхиседека и которая в конечном счете исполняется в Иисусе Христе, основывается не на том, кем он был (как это принято в священстве Левитов), а на том, каким он был, как показывает большая часть содержания Послания Евреям.

Мы можем вспомнить нескольких священников-левитов, которые выполняли свою работу неудовлетворительно, но были в этой роли только потому, что они унаследовали ее, что в конечном итоге привело к тому, что произошло с Анной и Каиафой. Первосвященник Иисус Христос назначен на священство потому, что Бог увидел в нем совершенного человека, опыт которого в земной жизни сделал его идеальным кандидатом: «…будучи искушаем, он может помочь искушаемым» (Евреям 2:18).

Заключительные мысли и личное использование

Результат довольно запутанного рассуждения Павла состоит в том, что Иисус Христос сделал всё необходимое для нашего спасения, и мы радуемся этой чудесной истине.

«Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:11,12). «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр.2:17). «Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, [поставило] Сына, на веки совершенного» (Евр.7:28).

Майк Райли

Книги:  |

Комментарии закрыты.