Библейские проповеди
Притча о земле
14.01.2006

Первой рассказанной Иисусом притчей была притча о Сеятеле, который разбрасывает семя, и прочесть её можно в Матф. 13:3-9, 18-23. Чаще всего её и называют «Притчей о Сеятеле», в то время как главным элементом притчи на самом деле выступает земля, в которую падает семя. И несмотря на то, что я читал этот рассказ много раз, не столь давно мне бросилось в глаза нечто такое касательно земли, чего я раньше никогда не замечал.

Как то бывает и с остальными притчами Иисуса, все они выглядят настолько простыми, что напоминают рассказы для детей: дом, построенный на камне; сеятель, сеющий семя; потерянная и затем найденная овца. Может даже показаться, что в этих историях нет никакого особого смысла. Однако если взглянуть на них попристальней и поглубже, то человек с изумлением раскрывает для себя их непередаваемую мудрость и безошибочную суть.

Наша сегодняшняя притча посвящена сеятелю. «Вышел сеятель сеять…» (стих 3). Кто он, этот сеятель?

Иисус ничего не говорит нам по этому поводу. Однако он поясняет, что семя – это Слово Божье (Мар. 4:14). Сеятель остается неназванным, потому что он представляет любого человека, который начинает рассказывать окружающим о Библии, помогая им при этом понимать то, что они слышат. Притча также повествует о тех, кто слышит послание, и раскрывает их реакцию на услышанное. В Матф. 13:18 Иисус начинает изъяснять свои собственные слова, говоря: «Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле». Он продолжает в стихе 19: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии». Фраза «слушать слово» повторяется в ст. 20, 22, 23. Поэтому, если мы разговариваем с другими людьми о Слове Божьем, мы помогаем им слышать его.

Семя – это единственный неизменный элемент на протяжении всей притчи. Оно всегда одно и то же, потому что Слово Божье никогда не изменяется. Это Слово достигает разных людей и действует среди них по-разному, однако послание его остается неизменным. Бог желает, чтобы семя падало на хорошую, плодородную почву; не на дорогу, не на камни, не в заросли сорняка, но «на добрую землю». Таким образом, если сеятель в причте является проповедником, а семя – это Слово Божье, то что означает «добрая земля»? «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего» (стих 23). Следовательно, «добрая земля» – это разум человека, осмысливающий и принимающий услышанное послание. Подобный хорошей земле разум человека – вот настоящий ключ к этой притче. Именно этот вывод неизменно ускользал от меня, когда я читал эту притчу раньше. Поэтому, давайте попытаемся рассмотреть и понять, почему наш разум должен быть подобен доброй земле, чтобы Слово Божье возымело в нас необходимое действие.

Самым первым человеком на земле был Адам. В Быт. 2:7 мы читаем о том, что Бог сотворил его из праха земного, а затем вдохнул в него жизнь. Адам, таким образом, был создан из тех самых элементов, что содержатся в земной коре. Иначе говоря, «рецепт» человека обнаруживается в самой земле. И поскольку Адам впоследствии согрешил, то Бог и сказал ему: «…доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (3:19).

В своей притче Иисус поясняет, что наш разум должен быть подобен доброй земле – плодородной почве, которая тоже состоит из земного праха. Человек, принимающий Божье Слово и понимающей его – это тот, кто принимает и истину о себе самом, а именно то, что он не более чем прах, наделенный жизнью посредством воздействия Божьей силы. Ключом к успеху Иисуса в преодолении искушений было его глубокое понимание того, что он всего лишь человек, что он был связан родством с Адамом и по этой причине находился под действием общего для всех людей проклятия, а потому и он тоже должен был изведать смерть. Он знал, что целиком и полностью зависит от Бога и от Его намерений. Как пишет о том апостол Павел в Филип. 2:8, «…и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».

Земля, таким образом, означает нас и наше понимание всё той же очевидной истины – мы ничто иное как прах, наделенный жизнью и подвергнутый проклятию, искушающийся грехом (и, в отличие от Иисуса, мы иногда грешим), а потому мы достойны смерти. И если мы окажемся неспособны осознать такое свое положение, то мы не сможем слышать Слово Божье. Слово Его не проникнет в наши сердца и разум, если мы не примем истины о себе и не приблизимся к Нему со смирением. Вот почему когда Иисус начал свое служение в возрасте 30 лет, одним из первых его изречений было такое: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). Быть нищим духом – это одно из первых условий, которое мы должны принять. Слово «нищий» в этом контексте не имеет ничего общего с понятием денег, но означает «смиренный». Иисус говорит, что если мы окажемся не в состоянии признать то, что без него мы предстаем нищими и несостоятельными в глазах Бога, если не сможем таким образом смириться перед Ним, то мы не войдем в Царство Божье.

Итак, после того как семя упадет на «добрую землю» или на «почву смирения», как оно растет дальше? Любое семя нуждается в почве, но помимо неё ему необходимы еще два условия – свет и вода. Без них семя никогда не превратится в растение и не принесет плода. Вода, которая вызывает первоначальное возникновение жизни в семени – это крещение. Наши грехи смываются с нас его водой. Для дальнейшего роста нам необходимо еще больше воды. Павел учит, что мы очищаемся «омовением водным посредством Слова» (Еф. 5:26). И в этом смысле постоянное чтение Писаний обеспечивает рост нашего семени. Однако для того, чтобы превратиться в полноценное растение и принести плод, нам также нужен свет и его тепло. Иисус сказал: «Я свет миру» (Иоан. 8:12). Он же, Господь Иисус, называется в Библии «Солнцем праведности» (Мал. 4:2). Жертва Иисуса и его непрекращающаяся поддержка как нашего Первосвященника дарует свет (и тепло) крошечному семени.

Противоположным вариантом доброй земле (почве) в притче выступают дорога или камни. Камнем в Библии часто обозначается твердое человеческое сердце – нежелание слышать и прислушиваться, недостаточная любовь и сострадание, небрежение Словом Божьим и чванливое высокомерие, которое повторяет вновь и вновь: «Я знаю лучше Бога». В Иез. 11:19 мы читаем: «Я… возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное». Обратите внимание на то, как Бог заменяет каменное сердце на сердце из плоти. Адам был сотворен из праха, но на самом деле, конечно же, он имел ничто иное как плоть. То же самое сообщается и нам с вами. Нам требуется сердце из плоти – сердце из почвы, а не из камня, – которое признает то, чем мы и являемся: прах, и не более того. И только тогда возникает смирение, с которым Бог может иметь дело.

Несомненно, что мы можем и ожесточить свое сердце. Необходимо хранить Божье Слово и помогать ему действовать в нашей жизни, и не только при крещении, но всегда и постоянно. Иначе мы можем ожесточиться и наше сердце отвердеет, так что рост семени прекратится. Известно также, что мир произращает сорняки, тернии и волчцы, которые поднимаются на нашем пути и пытаются отвратить нас от Божьего Слова. Это, помимо всего прочего, возвращает нас назад к Книге Бытие, гл. 3. Бог проклял мир терниями и волчцами вследствие совершенного человеком греха. Эти сорняки представляют собой искушения, посылаемые миром – они всегда вокруг нас, но мы обязаны предпринимать усилия с тем, чтобы искоренять их из своей жизни.

Наконец, следует поразмышлять над тем, что мы должны приносить в качества плода. Нет ни малейшего сомнения, что в этом состоит весь смысл насаждения любого семени. Оно не должно всего лишь взять и прорасти. И растет оно затем не для того, чтобы за ним наблюдали. Конечная цель для любого семени – принесение плода. «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Матф. 13:23). Какой же плод должны приносить мы? В Послании Галатам 5:22,23 апостол Павел пишет: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Именно в этом сокрыт для нас весь смысл: мы должны стремиться к изменению своего характера, чтобы становиться всё более похожими на Христа. Именно так должно расти наше семя, и если мы не развиваемся в указанных апостолом направлениях, то и наше семя не имеет роста.

Однако во всем этом есть нечто большее! Определение плода, которое можно найти в словаре, выглядит так: «сладкий и мясистый продукт какого-либо дерева или иного растения, содержащий семена». Получается, что плод по определению должен содержать семя! Однако семя в притче – это Слово Божье! Отсюда мы узнаём, что это Слово обитает внутри нас. Оно должно оказывать влияние на нашу жизнь, на принимаемые нами решения, на наши дела и мысли. В таком случае мы будем в состоянии проповедовать и передавать Слово Божье дальше, сами превращаясь, иначе говоря, в сеятелей, разбрасывающих семя – Послание Бога. И уже благодаря нашей собственной вере в землю попадают новые семена, так что всходят и появляются новые ростки, приносящие еще больше плодов и находящихся в них семян, которые всё увеличивающимся числом вновь попадают в землю.

Каждый из нас, нашедший Истину, нашел её по той причине, что мы услышали Слово Божье, читая его или разговаривая с людьми о их вере в это Слово, будь то с родственником, другом или малоизвестным нам человеком. То было послание, посеявшееся в нашем сердце и разуме. Если с вами говорил человек, то это означает, что и он сам услышал его от кого-то другого. И так далее. И если мы последуем назад по этой цепочке до самого её конца, то возвратимся к самому Иисусу, ибо истинное и полное Евангелие изошло от него.

Проповедование Иисуса, выступающего в роли изначального Сеятеля полного евангельского послания, попало местами на добрую землю – на смиренную почву. Принявшие его послание смогли и сами принести плод, и продолжили сеять принятое ими семя. Этот процесс не прекращался со времени Иисуса и вплоть до наших дней. Каждый из нас принадлежит к семейному дереву, которое ведет назад ко Христу. Наша ответственность заключается в том, чтобы распространяемое в мире семя не остановилось на нас. Мы должны проповедовать окружающим нас людям, тем самым обеспечивая прорастание и развитие всё большего количества семени и происходящих от него добрых плодов, так чтобы идущее нам на смену поколение смогло принять спасительное служение нашего Господа Иисуса Христа.

Иисус «…сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар. 16:15,16).

Эндрю Уолтон

Книги:  |

Комментарии закрыты.