Библейские чтения: 1 Паралипоменон 23; Иезекииль 33 и Ефесянам 5,6.
Письмо ефесянам было первым посланием апостола Павла, написанным им из тюрьмы в Риме. Это необычное письмо: в нем есть и теплые слова поддержки, и, с другой стороны – очень строгие предостережения против страшной человеческой порочности и зла.
При чтении Послания ефесянам полезно немного узнать о городе, где находилась эта экклесия. Раньше столицей римской провинции Азии был Пергам, но теперь главным городом стал Ефес. В то время, когда Павел писал письмо, это был еще порт, но с течением времени наносы реки Малый Мендерес постепенно заблокировали город. Это привело к тому, что сегодня Ефес находится на некотором расстоянии от моря. В первом веке самым внушительным зданием в городе был великий храм богини Дианы, в том числе большая статуя Дианы. Многие люди приезжали поклониться образу этой римской богини. Городские кузнецы обогатились, делая на продажу небольшие сувениры с изображением этой статуи. Во время своего посещения Ефеса Павел проповедовал там Евангелие, и кузнецы обозлились на него. Павел сказал, что ложные боги, созданные людьми, не имеют никакой силы или пользы. Есть только один Творец, Бог, и Он живет на небесах, а не в рукотворных храмах (Деяния 17:24).
Проповеди Павла очень впечатляли. В результате, после двух его посещений городская экклесия значительно умножилась. Она была очень хорошо организована, о чем заботились старейшины. Возвращаясь из третьего миссионерского путешествия и по пути в Иерусалим, он остановился в Милете. Этот город находился к югу от Ефеса, и Павел призвал старейшин экклесии встретиться с ним там. Во время той встречи он предупреждал их об опасностях, с которыми может столкнуться экклесия, и о том, что они должны будут делать, чтобы держаться правильного пути в Царство. Он также дал несколько советов о том, как избежать разрушительных путей окружающего мира. Такие же предостережения, о которых мы читаем в этом письме к ефесянам, были написаны несколькими годами позже, около 60 г. Р.Х.
Интересно, что среди всех экклесий, созданных Павлом и его помощниками во время их миссионерских путешествий, только ефесская упоминается в одном из семи посланий к экклесиям в Книге Откровения. В Откровении 2:1-7 (как минимум, через 30 лет после письма Павла) мы читаем много похвал Ефесской экклесии и лишь одно серьезное осуждение (стихи 4,5). Значит, похоже на то, что старцы, которые встретились с Павлом в Милете, прислушались к его предостережениям и постарались защитить новую экклесию от «лютых волков», о которых он предупреждал (Деяния 20:29). Эти дурные люди были не только за пределами экклесии, но также и ее членами, братьями и сестрами. Их деятельность угрожала духовному здоровью экклесии. Об этой проблеме многократно говорится в посланиях Павла. Экклесии состояли из людей, принадлежавших ко всем слоям общества, как из евреев, так и неевреев (Деяния 19:10). Три месяца Павел учил в иудейской синагоге, но, когда восстала оппозиция, он стал проповедовать в другом месте (стихи 8,9).
Во всех городах, где он останавливался для проповеди Царства Божьего, он благовествовал спасение через смерть Господа Иисуса Христа на кресте (Евреям 9:24-28). Сначала он проповедовал иудеям, а позже и язычникам. В любой из экклесий иудейские верующие, принявшие крещение, были восторженными учениками, но некоторые из них хотели продолжать исполнять ритуалы Закона Моисея. Иисус жестко осуждал эти ритуалы во время своего служения.
Именно по этим причинам мы имеем такие замечательные письма, как это, обращенное ефесянам. За наполненными любовью словами наставления Павла часто следуют необходимые, но очень жесткие суждения, направленные против того, чтобы зло мира проникло в экклесию. Примером этого может служить наше сегодняшнее чтение, Ефесянам 4:30-5:2, за которым следуют стихи 3-8: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света»; и стихи 14-16: «в эти дни много зла».
В стихах 18-20 есть также практический совет: «благодарить». В этом письме содержится бесценное руководство по семейной жизни. Божественная модель семейной жизни совершенна, она возлагает огромную ответственность на мужчину как главу семьи. Мужчина не должен быть тираном, но служить олицетворением Христа как главы экклесии. Божественный идеал человеческой семьи – семья, живущая как крепкий союз, объединенный взаимной любовью и уважением. Мужьям, женам и детям нужно всегда помнить, что «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… так должны мужья любить своих жен, как свои тела…» (Ефесянам 5:25 и 28).
Эта любовь и уважение должны естественным образом распространяться на все составляющие экклесии, включая отношения между людьми, которые могут находиться в неравном положении в повседневной жизни. Павел приводит пример хозяев и слуг, потому что в первом столетии проповедь Евангелия приносила результаты даже в тех домах, где работали рабы. Крещение принимал не только хозяин дома, но и его слуги. Мы знаем, что для Христа не было различий между братьями и сестрами, занимающими разное общественное положение – все мы одно (Галатам 3:27-29).
Павел узнал Ефес достаточно хорошо, прожив в нем три года. Он знал, насколько трудной будет жизнь ефесских учеников. Поэтому в заключение он советовал вооружиться и защититься теми учениями, которые они слышали от него. Они должны были стать похожими на одетых в броню римских солдат, которых часто видели на своих улицах, но их вооружение должно было быть духовным (Ефесянам 6:11-18).
Существенная составляющая этой духовной силы для них (и для нас тоже) заключается в том, чтобы регулярно вспоминать Иисуса в символах хлеба и вина. Христос повелел нам помнить о его жертве за нас, о том, как он был изранен, избит и умер за нас на кресте. Теперь наша обязанность заключается в том, чтобы доказать нашей жизнью (подобно братьям и сестрам в Ефесе), что его жертва не была напрасной.
Роберт Беннет (7.11.2018г.)