Отрывки ежедневных чтений: Бытие 44-45, Псалом 48 и Римлянам 1-2.
Первые стихи послания Павла к римлянам закладывают тон всего послания. Через всё послание красной нитью тянется одна тема: во втором стихе Павел пишет, что Евангелие было давно обещано. Уверовавшие язычники должны были сначала это понять, а уж потом и всё остальное. Евангелие началось не с Иисуса Христа, а с еще Ветхого Завета. Третий стих указывает на это, напоминая, что Господь Иисус Христос является потомком царя Давида. Но это еще не всё. В стихе 4 Павел пишет, что Иисус также «открылся Сыном Божиим» чрез воскресение. Павел не раз возвращается к теме воскрешения на протяжении послания. Воскресение скрепило печатью завет Бога с людьми. Уверовавшие язычники должны были понять эту истину, прежде чем двигаться дальше.
Но у Павла было, что сказать и иудейским христианам. Божий завет и Евангелие предназначались не только для иудеев. В стихе 5 Павел пишет: «Мы получили благодать и апостольство, чтобы ради Его имени привести к покорности вере людей из всех языческих народов» (более точный перевод). Слово «языческий» обозначает всех людей, которые не являются иудеями/евреями. Эта идея шокировала многих иудеев. Даже те, которые верили во Христа, как Спасителя, не могли принять эту идею. Многие иудеи верили, что завет, заключенный между Богом и Авраамом, относился только к ним; однако нет никакого сомнения в том, что Павел говорит истину. В стихе 8 он благодарит «за всех вас», т. е. за иудейских и языческих христиан, объединенных воскресшим Господом Христом. Это вновь подчеркивается в стихах 16 и 17, где Павел ясно поясняет, что спасение зависит не от расовой принадлежности, а от веры.
Далее Павел утверждает, что Евангелие раскрывает справедливость Божью. Другими словами – оно показывает нам качества и любовь Бога, которые приближают нас ко спасению. Это поднимает один вопрос, который привел в замешательство многих людей, однако который затрагивает самое ядро евангелия: Как Бог может быть верен завету и в то же время быть справедливым Судьей? Как Бог может бороться со злом и в то же время спасать беспомощных людей, которые обращаются к Нему? И Павел дает ответ на этот фундаментальный вопрос. Очень легко нарушить баланс. Некоторые люди особо выделяют гнев Божий, однако почти не обращают внимания на Его милость. Другие, наоборот, говорят только о Его милости и забывают про Его гнев. Обе эти стороны несбалансированны. В Римл. 1:16-18 Павел показывает нам две стороны одной картины: с одной стороны мы видим спасение верующих, с другой – гнев Божий, обращенный к неверующим.
Будет ошибочным полагать, что гнев Божий относится только к судам, которые Бог будет вершить после возвращения Христа на землю. Оставшиеся стихи первой главы показывают, что Божий гнев в действии и сейчас – в жизнях тех, которые не повинуются Ему. Божий гнев раскрывается на человеческом опыте. Игнорирование Божьего учения имеет последствия. В нашей жизни нет места самодовольству. Мы должны смотреть на жизнь с Божьей точки зрения. Гнев Божий посему неизбежен. Но это не означает, что Бог злится таким же образом, каким обычно злимся мы. Наша злость, или гнев, зачастую является неразумной или беспричинной эмоцией. Когда люди изгоняют Бога из своей жизни, последствия этого разрастаются в геометрической прогрессии: безбожное мышление приводит к безбожным поступкам, а эти поступки в свою очередь приносят духовный и иногда даже физический вред. Духовный вред притупляет совесть, а глухая совесть перестает думать о людях. Эту основную идею Павел излагает в первой главе.
Вторую главу он строит на основе этой идеи. В стихах 7-8 он приводит различие между двумя противоположными взглядами на жизнь. Ищущие славы, чести и бессмертия получат вечную жизнь, славу, честь и мир. А корыстные, отвергающие истину и следующие по негодному пути – испытают на себе гнев, бедствия и потрясения. Выбор – за нами, и это относится в равной степени, как к иудеям, так и к язычникам. В стихе 11 видно, что у Бога нет лицеприятия. Эти два принципа проходят через оставшуюся часть послания. Мы свободны в нашем выборе, и Божья благодать доступна каждому, кто изберет добро и истину.
Многие иудеи полагали, что Бог установил множество правил для иудеев и язычников и что сами они как бы имели «иммунитет» от Божьего гнева, так как они были избранным Божьим народом. Павел начинает испытывать эту идею в стихах 17-24, ударяя по самым корням еврейской нации. Он говорит следующее: «Вы называете себя иудеями, вы полагаетесь на закон Моисеев, вы хвастаетесь вашими отношениями с Богом и заявляете, что вы можете вести тех, которые во мраке. Хорошо. Тогда почему вы не следуете своему же учению? Вы проповедуете не красть, а сами крадете? Вы говорите, что прелюбодеяние это грех, но сами прелюбодействуете? Вы хвастаетесь законом, но уверены ли вы в том, что сами не нарушали его?»
Здесь Павел закладывает основание для последующих глав. Иудейские христиане полагали, что закон и обрезание давали им особые привилегии, однако Павел недвусмысленно заявляет, что иудей, преступивший закон, ничем не лучше язычника, а обрезание ни в коем случае не является гарантией вечной жизни. Решающим фактором является не то, что снаружи, а то, что внутри, в сердце (ст.28-29). Использование слова «похвала» в конце стиха 29 кое о чем говорит: слово «иудей» было заимствовано от колена Иудина и означает «хвала». Таким образом Павел говорит – если вы, иудеи, не можете жить соответственно своему имени, значит, вы должны изменить свое сердце; нельзя восхвалять Бога, просто придерживаясь традиций!
В третьей главе Павел ясно показывает, что ни в жизни иудея, ни в жизни язычника нет места для гордости или самодовольства, ведь все согрешили. Но он также добавляет, что Бог готов наделить праведностью всех, кто уверует во Христа Иисуса. Павел рассматривает распятие Христа с разных точек зрения. Он использует язык суда в стихе 20, когда говорит, что мы оправданы Христом. В стихе 24 он использует тему работорговли, когда говорит, что мы искуплены Христом. В стихе 25 он использует тему жертвенника, когда говорит, что Христос был жертвой умилостивления за нас. Греческое слово «хиластерион», переведенное здесь как «умилостивление», довольно значимо, так как оно имеет отношение к крышке ковчега в скинии (в некоторых переводах Библии вместо фразы «крышка ковчега» стоит фраза «престол милосердия»), которую затмевал херувим славы (Исх. 25:17-22). Это было местом встречи Бога с человеком, местом, где прощались грехи. В Послании к римлянам Павел говорит, что Иисус является нашим престолом милосердия и именно чрез него наши грехи прощены.
Когда мы крестились, мы не просто стали верить во что-то другое. Мы начали новую жизнь, хотя и вскоре узнали, что на протяжении всей нашей жизни будет идти борьба между тем, что хочет от нас Бог, и тем, что хотим мы. Павел очень красноречиво описывает эту внутреннюю борьбу в Римл. 7:14-25. В Римл. 8:23 Павел признает, что даже те, кто обладает начатком духа, «стенают». Другими словами, мы расстраиваемся, потому что процесс искупления от греха еще не завершен. Когда Иисус возвратится, те, которые заслуживают вечной жизни, получат новое, бессмертное тело (1 Кор. 15:50-54).
Возрастая духовно в нашей новой жизни во Христе, мы должны приближаться к Богу и Его Сыну. Этого можно достичь чрез молитву, изучение Библии и проведенное в общении время с братьями и сестрами. Это духовное возрастание вытесняет всякое сомнение в том, что наш Бог верен Своему завету и что ничего не может отлучить нас от Божьей любви в Господе нашем, Иисусе Христе (Римл. 8:35-39). В стихе 31 той же главы Павел произносит замечательные, ободряющие слова: «Если Бог за нас, кто против нас?» Павел на своем опыте знал, что такое – пострадать за Бога – однако это не изменило его убеждения в том, что «Бог за нас».
Во 2 Кор. 4:8-10 он пишет о том, что был притесняем, в отчаянных обстоятельствах, гоним, низлагаем, однако ничто из этого не превозмогло его, потому что он знал, что сила Бога куда более могущественнее силы греха. Уверенность Павла основывалась на труде Христа: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?»
Смерть и воскрешение Иисуса являются основой Послания Павла римлянам. Для нас это послание является удостоверением того, что Божий завет истинен и точен. Еженедельное воспоминание об Иисусе в символах – хлебе и вине – напоминает нам о том, что наши грехи прощены. Бог заботится о нас – как в этой жизни, так и в грядущей.
Джон Гринвуд (27.01.2013г.)