Когда мы читаем о том, что Филипп встретил эфиопского евнуха на безлюдной дороге, ведущей из Иерусалима в Газу, то нам говорится, что евнух в этот момент читал книгу Пророка Исайи, а именно, отрывок из Ис. 53:7,8. В Деян. 8:35 утверждается, что Филипп, «начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе». Вполне возможно, что оттолкнувшись от Исайи 53, Филипп продолжил свои пояснения относительно нескольких последующих глав этой же книги, включая и ту ее часть, которая является нашей сегодняшней ежедневной порцией, т. е. Ис. 56.
Эта глава была бы особенно уместной в случае с эфиопским евнухом, ибо Ис. 56:4 как раз говорит о «евнухах, которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего». Счастливым концом в истории о встрече Филиппа и евнуха выступает то обстоятельство, что их продолжительная беседа завершилась крещением последнего в спасительное имя Христа (Деян. 8:38).
Возвращаясь к этой главе, в двадцать шестом стихе мы видим, что Филиппу были переданы ангелом весьма точные указания о том, чтобы тот отправился на «пустую дорогу». Трудно было представить себе, что на ней он встретит кого-нибудь кому можно было бы проповедовать. Однако Филипп послушался и не стал задавать лишних вопросов (ст. 27), и, в результате, он обнаружил на этой дороге «Ефиоплянина, евнуха, вельможу Кандакии, царицы Ефиопской, хранителя всех сокровищ ее, приезжавшего в Иерусалим для поклонения». Теперь же этот евнух возвращался назад домой. Его положение и высокая должность подчеркиваются в повествовании особым образом. У него был собственный свиток пророчества Исайи, который в те времена должен был стоить весьма большие деньги. При всем при этом он оставался евнухом, что означало полное отсутствие для него возможности иметь детей. Несмотря на всё его величие и богатство, он, вероятнее всего, был весьма одиноким человеком. Чаще всего евнухи выглядели довольно странно, и странно звучащими были их голоса, обычно окрашенные в высокие тона. Помимо этого они, как правило, были весьма тучными. Большинство людей из окружавшего их общества сторонились их. Не исключено, что и этого евнуха большинство людей презирало и отвергало так же, как Иисуса – человека, о котором пророк Исайя писал в своей книге, глава 53, стих 3.
Нам сообщается, что он приезжал в Иерусалим для поклонения Господу, хотя в сам храм вход ему был заказан. Поскольку он был евнухом, то согласно Закону Моисееву, ему навсегда запрещалось входить в «общество Господне», т. е. присоединиться к нему и стать его частью (Втор. 23:1). Его доля была в том, чтобы всегда оставаться в стороне и наблюдать за происходящим издалека. Однако несмотря на всё это он обнаружил для себя одно место в Писаниях, которое, по вполне понятным причинам, весьма заинтересовало его. Он настолько погрузился в свое чтение, что даже не замечал приближающегося Филиппа до тех пор, пока тот не подошел настолько близко, что услышал, «что он читает пророка Исаию». Филипп, несомненно, понял, что то были слова из Ис. 53, и сердце его наверняка учащенно забилось от охватившей его радости. В тридцать первом стихе он возвысил свой голос и сказал:
«Разумеешь ли, что читаешь?» Евнух тут же ответил ему: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» И уже в следующее мгновенье он приглашает Филиппа подняться к нему в повозку и сесть рядом с собой. Из этих слов и поступка евнуха можно без труда увидеть, что он был человеком весьма смиренным. Иначе говоря, он был весьма богат и имел реальную власть и полномочия, однако он всем сердцем желал узнать больше из Слова Божьего. Он не был настолько горд, чтобы уклониться от помощи, которую мог оказать ему в данном вопросе сей незнакомец, невесть откуда взявшийся на безлюдной дороге. И вот, в этой неспешно катящейся через пустыню повозке, Филипп принялся наставлять евнуха по важнейшим библейским учениям с тем, чтобы затем крестить его!
В тридцать четвертом стихе Филипп задает евнуху вопрос: «О ком пророк говорит это? О себе ли, или о ком другом?» Обратите внимание на то, что он не говорит «О ЧЁМ…?» Вместо этого его прежде всего интересует «КТО», т. е. «О КОМ» повествует данный отрывок Библии. Он хочет узнать больше о страдающем слуге, описанном Исайей, ибо ему заметны определенные схожие черты между собой и этим библейским героем. Филипп, разумеется, не имеет ни малейших сомнений на тот счет, что сей человек, исключенный из общества Израилева по Закону Моисееву, не будет иметь никаких преград к тому, чтобы быть принятым по Закону Христа. И оттого апостолу было особенно отрадно показать своему неожиданному ученику на примере читавшегося им отрывка, что Божий Замысел всегда состоял прежде всего в том, чтобы спасти всякого человека, выказывающего истинную веру и преданность по отношению ко Христу. Поэтому, начав с тридцать пятого стиха, Филипп стал объяснять ему, что Исайя в своем пророчестве говорит об Иисусе. Нет никакого сомнения в том, что евнух мог почувствовать близкую духовную связь с этим Человеком, ибо слова из Ис. 53:2,3 должны были особым образом запечатлеться в его сознании: «…Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни…».
Нет сомнения в том, что евнух хотел бы узнать о причинах столь глубоких страданий этого человека. Ответ обнаруживается в стихах 4 и 5: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».
Евнуху, который не мог иметь детей, была хороша понятна печаль, пронизывающая собой восьмой стих: «Но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых…». Несмотря на это, однако, Исайя продолжает повествовать о сем человеке, который тоже не имел при жизни детей и который вкусил смерть за других, но о котором неким образом говорится в десятом стихе, что «Он узрит потомство долговечное…». Иисуса ждало воскрешение из мертвых, а по воскрешению ему надлежало возрадоваться и увидеть то, что его жертва привела к спасению его духовных детей, то есть всех тех, кто уверовал в него и принял крещение. В следующей, пятьдесят четвертой главе, используемый пророком образ изменяется на образ бесплодной женщины. При этом её духовные дети вновь упоминаются в третьем стихе: «Потомство твое завладеет народами…»; и в тринадцатом стихе: «И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих». Евнуху, таким образом, предлагалась надежда на то, что он сможет стать частью этой большой семьи Божьей, и замечательный призыв Ис. 55:1-3 был обращен и к нему тоже! И совершенно неважно было то, что цвет его кожи был темный, а сам он жил в Эфиопии. Во Христе благословение обретают все люди из всех наций и народностей (Гал. 3:26-29). В Ис. 54:5 Бог пророчествовал об Иисусе следующее:
«Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя».
В какой-то момент своего путешествия по безлюдной дороге Филипп и евнух приблизились к небольшому оазису. Евнух воскликнул (8:36): «Вот вода; что препятствует мне креститься?» Или, выражаясь другими словами, «Ты знаешь, что я евнух; препятствует ли это моему крещению?» Филипп, несомненно, был готов ответить на этот вопрос несколькими цитатами из всё той же книги Пророка Исайи, например 56:3-5: «Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: ‘Господь совсем отделил меня от Своего народа’, и да не говорит евнух: ‘вот я сухое дерево’. Ибо Господь так говорит об евнухах: тем из них, которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, — тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится».
Благодаря наставлению Филиппа, основанному на всех этих отрывках в Исайе, евнух понял о ком говорил пророк и уразумел для себя всё значение и всю важность жертвы и воскресения Господа Иисуса Христа. Он уверовал всем сердцем и сделал необходимый шаг – принял крещение, тем самым посвятив свою жизнь следованию за Иисусом. В Деяниях 8:38 говорится: «И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его».
Вся эта история о краткой встрече двух столь разных людей имеет довольно неожиданное и даже немного странное с первого взгляда завершение. Мы читаем, что они оба сошли в воду. Когда же они вышли из нее, то евнух, без всякого сомнения исполненный радости и готовый поблагодарить Филиппа за столь значимое участие в его судьбе, вдруг обнаружил, что того рядом с ним уже нет! Как мы читаем в следующем тридцать девятом стихе, «Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его». Иными словами, Филипп вначале совершенно неожиданно появился на пустынной дороге в Газу, а затем, по прошествии короткого времени, исчез точно таким же образом: быстро и неожиданно! Тем не менее, евнух и не думал огорчаться или впадать в отчаяние, или ощущать себя брошенным посреди пустыни, но, как мы читаем, вместо всего этого он «продолжал путь, радуясь».
Возможно, что это неожиданное и непредсказуемое исчезновение Филиппа было призвано подчеркнуть всё то ясное наставление, которое евнух получил от апостола. По существу, Филипп являлся посланником, который был направлен евнуху самим Богом с тем, чтобы помочь ему прийти к правильному пониманию Истины и ко крещению во Христа Иисуса – Сына Божьего. Возможно, что именно это обстоятельство было призвано укрепить его на предстоящие дни его жизни. Он должен был возвратиться к себе домой в Эфиопию и там ему пришлось бы жить в одиночестве, то есть вдали от своих обретенных братьев и сестер по вере. В течение какого-то времени ему наверняка пришлось бы раз в неделю самостоятельно преломлять хлеб и пить вино с тем, чтобы исполнять заповедь о воспоминании Господа Иисуса Христа. В этом обряде принятия хлеба и испития вина к нему не смог бы присоединиться ни один из людей, окружавших его в повседневной жизни, но в течение какого-то времени ему приходилось бы делать это наедине с самим собой. Как то происходит и с любым впервые крещенным в новом месте братом или сестрой, с Божьей помощью их наипервейшая задача состоит в проповедовании членам своей семьи, — а также друзьям и знакомым, — тех же самых основных библейских учений, в которые уверовали они сами. После же достаточно серьезного изучения Библии эти люди смогут принять собственное решение о том, чтобы следовать за Христом, совершат исповедание своей веры посредством оглашения основных библейских учений и будут должным образом крещены во имя нашего общего Спасителя. И только тогда евнух, в его случае, смог бы совершать с такими людьми совместное хлебопреломление, исполняемое на основе истинного единства и общения в Господе Иисусе Христе и на основе общего для них всех понимания библейского Учения и библейской Истины. Таким образом, прежде ему предстояло пережить период отделенности от остальных своих братьев и сестер по вере. Конечно же, это не означало, что ему пришлось бы быть в полном одиночестве, ибо отныне он состоял в особых и близких отношениях с Господом Иисусом Христом. Но помимо этого он, подобно нам, имел возможность устремлять свой взор в будущее – к тому замечательному времени, когда братьям и сестрам больше не придется вспоминать Господа в уединении или небольшими группами, но все они на веки встретятся на брачном пире Агнца как одна большая и ликующая семья (Откровение 19:7-9).
Дэвид Николс (1.07.20012г.)