Библейские проповеди
Псалом 21. Мысли Иисуса
16.06.2007
Введение

Книга Псалтирь, среди других книг Библии, возможно, лучше остальных дает нам постигнуть мысли Иисуса. Воодушевленные слова псалмопевца раскрывают некоторые из его скрытых чувств. Мы видим борьбу, через которую проходил Иисус, в его попытках преодолеть свою человеческую природу. Нигде более мысли Иисуса не показаны так ясно, как в Псалмах, которые имеют отношение к его жертве. Складывается ощущение, что сам Бог пытается обратить наш взор на величие и масштабность того, что Иисус сделал для нас.

Псалом 21 сразу же подводит нас к распятию Христа. Здесь мы видим описание агонии, которую он пережил в Гефсиманском саду, грубого обхождения с ним от рук людей и правителей, и некоторые из его последних слов, сказанных перед смертью. Из всего этого мы понимаем, что он был уверен в том, что это страдание лишь временно, как об этом говорится в Послании евреям 12:2. Он знал, что Бог воскресит его из мертвых для того, чтобы исполнить Свои обетования. По мере того, как мы будем раскрывать красоту этого псалма из грубых реалий распятия, к нам придет чувство ободрения и надежды, сияющей в пучине бедствий.

Название

Название Псалма 21 звучит так: «Начальнику хора под звуки утренней лани [«олень» — более точный перевод]». Некоторые исследователи Библии полагают, что под этим подразумевается определенная мелодия или музыкальный размер, по которому псалом должен исполняться. Существует и другое мнение: упоминание лани может указывать на другие пророчества о Мессии. В Песне песней Соломона мы находим уподобление «возлюбленного» оленю. В Песне 2:9,17 и 8:14 Иисус пророчески сравнивается с оленем. Псалом 41:2 начинается: «Как олень желает к потокам воды, так желает душа моя к тебе, Боже!» Этот псалом имеет некоторое сходство со словами 21-го псалма в отношении страданий Христа. В стихе 4 Его враги спрашивают: «Где Бог твой?» В стихе 5 он говорит: «изливаю душу мою», а в стихе 10 псалмопевец спрашивает Бога: «для чего Ты забыл меня?» Его «пронзили», враги «ругаются надо мною». Упоминание оленя однозначно указывает на связь с самим Иисусом, в то время как в названии 21-го псалма говорится о лани, олицетворяющей надежду для его невесты, экклесии (Откровение 19:7-9), которая через жертву Иисуса будет возрождена к новой жизни, подобно утренней росе (Псалом 109:3).

Оставлен?

Псалом 21 – это песнь, сочетающая в себе как скорбь, так и надежду с верой. Кажется, что псалом делится на две части. Мольбы о помощи и спасении содержатся в стихах 1-21, а остальная часть содержит инструкции, наставления и восхваления. Первая часть начинается с душераздирающей мольбы в стихах 1-2. Псалмопевец взывает к Богу в поисках спасения от своей беды. Мы знаем, что это пророчество о распятии, так как Иисус процитировал этот отрывок в Матфее 27:46: «Возопил Иисус громким голосом: Или! Лама савакфани? то есть: Боже мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?»

Мы видим, что Иисус хорошо знал Ветхий Завет и мог вспомнить правильные и уместные стихи, которые помогали Ему во время невероятных физических и душевных надругательств. Те многочисленные часы, проведенные за изучением Писаний при помощи родителей и учителей, очень сильно помогли ему в это время. Во время больших испытаний и искушений он мог вспомнить отрывки из Писаний, которые помогали ему одержать победу над грехом. В этом заключается урок и для нас. Мы должны ежедневно читать Слово Божье, как это делал Иисус, чтобы оно помогло нам во времена наших испытаний и искушений.

Жаждая, в синяках и кровоточащих ранах, испытывая страшную боль от каждого вздоха, Иисус громким голосом прокричал слова Псалма 21:1, чтобы привлечь внимание верующих к пророчествам, которые свершились в нем. Его крик заполонил всё пространство и заставил содрогнуться рядом стоящих. Почему Иисус процитировал именно этот стих? Несомненно, он чувствовал себя одиноким и покинутым, зная, что происходящее было согласно воле Бога (от Луки 22:42). Возможно, он использовал слова этого псалма в качестве утешения и ободрения по мере приближения смерти. Возможно, он прибег к словам в попытке убедить и своих учеников, и своих обвинителей, что он на самом деле был Мессией и что Бог воскресит его из мертвых, о чем он неоднократно говорил им всем (см. от Иоанна 2:18-22).

На самом деле Иисус не совсем был оставлен на кресте, т. е. он не был отвергнут Богом. Автор псалмов, как и сам Иисус, знал об этом. Посмотрите на стихи 3-6: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! Я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения. Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде».

Верующие времен Ветхого Завета видели благодать Господа, открывшуюся им, когда он спасал их от ужасных бед. Иисус читал о верующем Иосифе, Данииле, Анании, Мисаиле, Азарии, Иеремии, Давиде и многих других. Они тоже чувствовали себя оставленными и покинутыми во времена их страшных потрясений, но все они были избавлены разными способами силой Бога. Зная это, Иисус концентрировался не на чувстве уныния в псалме, но на явном доказательстве того, что Отец обязательно спасет его от смерти раз и навсегда. Запомните это! Нам тоже нужно развивать этот тип мышления, возвышаясь над нынешними проблемами и простирая взгляд к будущей победе через Христа. Возможно, что мы все можем пострадать от гонений из-за веры во Христа перед Его возвращением и установлением Царства Божьего. Если так оно и будет, то нам нужно суметь выстоять в этих бедах, какими бы они ни были. Мы знаем, что Иисус молился Богу день и ночь, т. е. постоянно. Эти молитвы поддерживали его и укрепляли веру; так должно быть и у нас.

Уничижение

В Послании филиппийцам 2:7 говорится о том, что Иисус «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, и сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». Он буквально изверг из себя всю гордыню, которую человечество лелеет и перед которой преклоняется. В Псалме 21:7 мы видим, что автор псалмов называет себя – «червь, а не человек». В Иове 25:4-6 Вилдад показывает контраст праведности Всемогущего с порочной природой человека. «И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? Вот даже луна, и та не светла, и звезды нечисты пред очами Его. Тем менее человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль».

Иисус, сын человеческий, знал человеческую природу очень хорошо (от Иоанна 2:24-25). Человек от природы порочен, и так было со времен Адама. Всё же псалмопевец говорит о том, что этот порядок вещей изменится, так как жертва Христа преодолеет грешную сущность человечества.

Страдание на кресте

Последующие стихи псалма наглядно описывают то, что Иисус претерпел за нас. Стих 7 говорит о поношении и презрении со стороны толпы. Они высмеивали его страдание и хулили, говоря: «Уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» (см. от Матфея 27:40-43).

Люди говорили пророчески, не осознавая этого, как это было и с первосвященником (см. от Иоанна 11:49-52). Те люди, которые насмехались, использовали слова псалма и неосознанно пророчествовали о том, что сделает Бог. Он спасет Иисуса от смерти спустя всего лишь три дня.

Иисус полностью доверился своему Отцу. Он оставил свою волю и желания и предался тому, что Отец определил для него. Бог желает, чтобы мы поступали также. Нам нужно позволить Слову Божию «лепить» нас подобно глине, вести и окутывать нас. Псалом 21:10-11 говорит о том, как Иисус, Божий Сын, возлагал надежду и упование на своего Отца с самого начала. Через все страдания его короткой жизни он ощутил большую заботу и руководство от Бога. Глазами псалмопевца мы видим его на кресте, окруженного злой и жестокой толпой, которая совершила то злое, гнусное дело.

Тельцы, псы и львы

В Псалме 21:13-22 говорится о тельцах, псах и львах. Эти животные представляют собой как евреев, так и язычников, которые замыслили совместный план распятия Иисуса на кресте. В псалме говорится, что его окружили «тельцы Васанские». Давайте посмотрим один из комментариев к этому стиху:

«Слово «тельцы» относится к еврейским первосвященникам, духовным лидерам, книжникам, фарисеям и язычникам, таким как Ирод и Понтий Пилат. Здесь используется образ тельца (т. е. быка), потому что он свиреп и неистов. Именно так эти народы восставали против Христа, см. Псалом 2:1. То, как они наступали на него с рогами силы и власти, растаптывая его под своими ногами, в точности копирует поведение тельца, который ведет себя так, когда ему кто-то угрожает. Эти люди, которые имели большое богатство и власть, использовали эти свои возможности для угнетения бедных. Они сравниваются с телицами Васанскими в Амосе 4:1-3. Это было подходящим названием для царей и князей того времени, потому что Каиафа, Анна и главные священники жили на туке земли. Они угрожали Христу со всех сторон, используя всю свою силу и возможности для того, чтобы лишить его жизни. Поэтому совсем неудивительно, что писатели из разных народов сравнивали таких людей с тельцами».

В книге Амоса 4:1-3 мы видим, как Бог направляет Свой гнев на Самарию (Израиль). В Псалме 21:14 говорится о тех, которые раскрыли пасть свою, как львы, алчущие добычи и рыкающие, на Иисуса. Слова «открыли пасть» означают «открыть рот против кого-то». Возможно, здесь идет речь о колени Иудином, символом которого был лев (Бытие 49:9). Ирония здесь заключается в том, что они направили свои слова именно против льва из колена Иудина (т. е. против Иисуса, см. Откровение 5:5). Еврейское слово «ar-ee», переведенное здесь как лев, также имеет значение «пронзить». Это то же самое еврейское слово, которое используется в стихе 17: «пронзили руки мои и ноги мои» (см. Иоанна 20:25).

Слово «псы» в этом псалме явно относится к римским солдатам. И здесь снова мы видим пророчество о римском народе, который еще даже не существовал, но который должен был сыграть важную роль в замысле Божьем. Именно эти язычники в буквальном смысле слова пронзили руки и ноги Иисуса (стих 17), именно они делили его одежду и бросали о ней жребий. Одежда была сделана без швов, поэтому при ее разделении на четыре части она становилась бесполезной (сравните 19 стих с Евангелием от Иоанна 19:23-24).

Эта часть псалма 21 раскрывает некоторые мысли Иисуса о страданиях, которые он претерпевал. Смотря на описание зверства людей, можно было бы подумать, что после определенного момента (возможно, после его ареста в Гефсиманском саду) Иисус почувствовал беспомощность и подчинился своим мучителям. Кажется, что ему пришлось отдаться во власть обстоятельств, и по прошествии некоторого времени он потерял ясность разума и уже не понимал, что происходит вокруг. Однако посмотрев даже на самые маленькие детали этого псалма, мы увидим, что это не так. Иисус никогда не терял самоконтроля – духовный разум оставался активным до самой последней минуты Его жизни, до последнего выдоха. В Псалме 21:15 говорится о том, что он испытывал жажду, во рту всё пересохло. Прошло много часов после того, как он выпил немного вина вечером накануне с учениками в верхней комнате. Сейчас же настал уже следующий день, и было около трех часов дня. Если посмотреть от Иоанна 19:28-29, то можно увидеть, насколько чувствителен был разум Иисуса в то время: «После того Иисус, зная, что уже всё совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. [Воины], напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его».

Иисус вспомнил тот определенный стих из Псалма 68:22 и процитировал его, чтобы слово Божие было исполнено с точностью. С человеческой точки зрения это поистине удивительно и еще раз доказывает то, что он был Сыном Божьим.

В Псалме описана смерть Христа

Страдания Христа в этом псалме описаны с использованием сравнений. Например: «Я пролился, как вода». Некоторые из этих сравнений, кажется, указывают на другие стихи, которые описывают человеческую природу и работу Иисуса по ее разрушению. Вот несколько примеров, о которых можно поразмышлять:

  • «Я пролился, как вода» – сравните с 1 Царств 7:3-6. Самуил призывает покаявшихся израильтян в Массифу, где они пред Яхве льют воду в знак того, что раскаялись и молят о прощении. Сравните это с 1 Паралипоменон 11:17-19, где Давид выливает воду, добытую из Вифлеемского колодца, в знак признания пролитой крови тех, кто добывал ее.
  • «Черепок» – сравните с Иов 2:8; Иов черепком (или «черепицей») соскабливал с себя язвы от проказы, которая покрыла его с головы до пят. Обратите внимание на ответ Иова жене в стихе 10, когда она предлагала ему проклясть Бога и умереть. Подобно Иову Иисус не грешил Своими устами, страдая во время распятия на кресте.
  • «Песок смерти» — сравните пророчества Валаама о семени Иакова в Числах 23:10. Смерть Иисуса, человека праведного, должна была принести благословение через обетование Иакову.
Благословение надежды

Давайте теперь посмотрим на последнюю часть псалма, в которой мы видим осуществление надежды Иисуса. Стихи 23-32 описывают уверенность в воскрешении и установлении Царства. Обратите внимание на уверенность в словах в сравнении с предыдущим описанием его страданий. «Буду возвещать имя Твое братьям моим… ибо Он не пренебрег скорби страждущего, но услышал его… воздам обеты мои» (Псалом 21:23-26). Эти слова давали Иисусу успокоение и силу. В Евреям 12:2 говорится, что именно ради будущей радости Иисус претерпел страдания на кресте. В этих словах мы видим и нашу надежду. Посмотрите на Псалом 21:27: «Да едят бедные и насыщаются… да живут сердца ваши во веки!» Эти слова напоминают заповеди, данные Иисусом в нагорной проповеди: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матфея 5:5).

В Псалме 149:4-5 мы читаем: «Ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением. Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих».

Надежда на жизнь вечную обещана святым. У тех, кто кротко служил Богу, имеется надежда на жизнь вечную в Царстве. Это будет время, когда жаждущие правды насытятся (Матфей 5:6). Даже и сейчас человеческое царство принадлежит Богу, и Он отдает его, кому желает (Даниил 4:32). Он – правитель среди народов (Псалом 21:29).

Заключительные два стиха псалма относятся к семени, которое будет считаться Христовым. Иисус умер молодым человеком, не имея детей, и всё же нам говорится в пророчестве Исаии 53:10-11: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет».

Работа святых в течение тысячелетия будет заключаться в управлении народами, обучении их путям Бога; они будут священниками Христа (Откровение 20:6). Описанием такой перспективы и заканчивается псалом. Люди, которые родятся в будущем, в один прекрасный день узнают об Иисусе и о Его жертве от святых. Они принесут жертвы в память о распятии на кресте, которое этот псалом так наглядно описывает. По милости Бога мы будем бессмертными пастырями этого огромного всемирного стада, которые будут заботливо обучать народы Истине. В этом псалме содержится сильное ободрение для нас. От отчаяния и смерти Иисуса мы видим переход к радости его воскрешения и перспективы правления с ним в Царстве. «Да восхвалят Господа ищущие Его» – поет псалмопевец в Псалме 21:27. Посему давайте же прежде искать Царства Божьего и Его Истины, и тогда всё это будет дано нам (Матфей 6:33).

Дэвид Браун

Книги:  |

Комментарии закрыты.