Можно пользоваться книгой Исаии в разговоре с людьми об обетованиях Божиих. Можно рассказать им о будущем, когда люди «перекуют мечи свои на орала» (2:4), когда «волк будет жить вместе с ягненком» (11:6), когда «хромой вскочит, как олень» (35:6). Однако что означали все эти слова для современников Исаии, которым он непосредственно прорекал всё это?
Целью этого изучения является пророчество о «горе дома Господня» из Исаии 2:2-4. Мы посмотрим, как оно связано с более важным посланием Исаии, как оно связано с историей того времени, как оно является частью единой темы всей книги и как оно может служить источником ободрения народа Божия даже в наши дни.
Как это пророчество связано с более важным посланием Исаии?
Нужно помнить, что Исаия говорил во времена, когда Иудея и Иерусалим находились в опасном положении. Он наглядно изображает их, называя их «народом грешным, народом обремененным беззакониями, племенем злодеев, сынами погибельными!» (Исайя 1:4). Он сравнивает народ с прокаженным, а прокаженный почитался неправедным пред лицем Божиим. Задачей Исаии было не только указать на это, но также напомнить нескольким верным, что такое положение не станет концом народа Божия. В конце концов дом Божий утвердится, возвысится и вознесется, будучи местом поклонения истинному Богу.
Исаия обвиняет начальствующих во взяточничестве: «все они любят подарки и гоняются за мздою» (1:23). Печально, но это относится и к сегодняшнему миру, где многие из руководства погрязли в коррупции. В будущем же, когда в Иерусалиме воссядет праведный судия, Иисус, всё исправится: «И будет Он судить народы, и обличит многие племена» (2:4).
В контексте удаления народа Израильского от Бога пророчество о горе дома Господня является замечательным примером того, что Бог готов простить их. Намерением Исаии было не просто отчитать народ, а призвать их к покаянию пред Богом. От имени Творца он говорит в 1:18-19: «Тогда придите — и рассудим, говорит Господь… Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли». Услышавшим этот призыв напоминалось об обетовании, что город снова будет восстановлен как центр поклонения и познания их Бога.
Но это будет достигнуто определенной ценой. Если люди думали, что они, будучи иудеями, имели эксклюзивное право на обладание городом, то они были неправы. Иерусалим должен был стать местом, куда потекут все народы, местом, где многие народы будут научены, местом, где Господь «будет судить народы» (Исаия 2:2-4).
Как это пророчество связано с историей того времени?
В 1 главе Исайя говорит нам, что он пророчествовал во дни Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, и что первый царь умер в начале 6 главы. Как мы уже заметили, пророк изображает народ как человека, серьезно больного проказой. Интересно отметить, что царь Озия болел проказой, которая была послана на него в виде наказания от Бога (2 Паралипоменон 26:16-21). Исаия призывал своих слушателей посмотреть на жившего отдельно прокаженного Озию и сравнить с собой, с народом, находящимся в точно таком же положении! Они – прокаженные, нечистые и неспособные исполнять роль народа Божия.
Является ли оно частью основной темы пророка?
Эта гора много раз упоминается в пророчестве Исаии; первое упоминание в – Исайе 2:2. Дается обетование, что на этой горе будет устроена «трапеза из тучных яств», что Господь «уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы», и что «поглощена будет смерть навеки» (Исаия 25:6-10). Эта гора станет местом праздников и веселия сердца, «как у идущего со свирелью на гору Господню» (30:29). Эта гора станет «домом молитвы для всех народов» (56:7). Для нас это ожидаемое будущее, однако для Иудеев времен Исаии это было не так. Они верили этому пророчеству потому, что были естественными потомками Авраама, а потому считалось, что подобные обетования относились исключительно к ним. Бог же включил в Свои обетования не только их: «И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа… Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы» (Исаия 56:6-7). Упоминание горы дома Господня составляет основную тему, к которой Исаия будет часто возвращаться.
Эта тема не была чем-то новым во времена Исаии. После того как чада Израилевы перешли посуху Чермное море и засвидетельствовали поражение коней и колесниц фараона, Моисей прославил Бога, давшего им такое спасение. В полной уверенности он пел в Исходе 15:17: «Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, [которое] создали руки Твои, Владыка!» Здесь Моисей говорит об уже выбранной Богом горе, которая будет центром общения Бога со Своим народом. А это было еще до того, как этот народ перешел через пустыню, задолго до того, как он вошел в обетованную землю! Возможно, Моисей тогда думал о том, как Бог потребовал от Авраама принести в жертву сына «на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Бытие 22:2).
Источник ободрения
Пророчество об устроении дома Господня в Исаии 2 было великим источником ободрения для немногих верных во времена Исаии. Многие видели его исполнение в молодом царе Езекии, воссевшем на престоле Давида, который тут же открыл двери дома Господня, восстановив поклонение в нем. Езекия был царем, ободряющим войско такими словами: «С ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших» (2 Паралипоменон 32:8). После того как огромное войско полегло у них на глазах, они увидели тысячи вооружений, которыми они не воспользовались. Когда же они решили, что всю эту груду оружия можно переделать в сельскохозяйственные орудия, как же взволнованы они, должно быть, были, видя в этом исполнение слов пророчества Исаии: «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы» (Исаия 2:4).
Однако глубокое волнение от исполнения этого пророчества ожидало не только их поколение. Во времена Иисуса были люди, которые радовались восшествию Его в Иерусалим, на гору дома Господня, ожидая от Него ее укрепления превыше всех гор. Их ожидание этого было таким, что они восклицали в Марке 11:9-10: «Осанна! благословен Грядущий во имя Господне… осанна в вышних!»
Рассмотренное нами пророчество всё еще не исполнилось полностью – мы ожидаем этого при возвращении Иисуса! Настанет день, когда люди станут благоговеть пред Богом, захотят учиться Его путям и признают Иерусалим местом поклонения Ему. Народы со всего мира из года в год будут приходить в Иерусалим для поклонения и для суда Иисуса, который будет являть в Своем лице единого Бога Израилева. Тогда дела каждого будут судиться по правде, невзирая ни на социальное положение, ни на богатство, ни на происхождение (Исаия 11:1-5). Тогда больше не будет ни войн, ни насилия. Почему? Да потому что люди разучатся воевать (Исаия 2:4)! Отличительной чертой Царства Божия на земле станет повсеместный мир.
Джонатан Хейл