Из рассказа об Ионе мы помним, как Бог повелел Ионе отправиться в Ниневию и обличить живущих там людей в их великом грехопадении. Но Иона отправился в противоположном направлении, он сел на корабль, отплывающий в Фарсис.
Есть фраза, которая встречается дважды в книге пророка Ионы 1:3, на которой мы сосредоточимся в этом занятии. Написано: «И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа».
В каком смысле Иона бежал от лица Господа? Мы можем спросить: «Где находилось лицо Божье в Израиле?» Ответ – в храме Господнем в Иерусалиме. Возможно, именно это подразумевалось под «лицом Господа»: оно находилось над крышкой ковчега и между лицами двух херувимов, где, как написано, обитал Бог.
В соответствии с 4-й Царств 14:25 Иона родился в Гафхефере, который находился в районе северных колен Израиля. Согласно карте эта деревня расположена посредине страны к западу от южной оконечности Галилейского моря. Таким образом, вероятно, Иона пришел в Иудею, чтобы поклониться Богу в храме Господнем в Иерусалиме, как было предписано по закону Моисея. Возможно, это происходило там тогда, когда он приносил жертвы, как предписано по закону Моисея, и на него снизошло Слово Господне. «Встань, иди в Ниневию — город великий и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня» (Иона 1:2). В тот момент Иона не хотел выполнять это поручение. Возможно, он боялся исполнить его. Однако, скорее всего, он подумал, что, если бы ниневитяне раскаялись в своих грехах, тогда Бог простил бы им их грехи, а т. к. он был евреем, а они были не евреями (язычниками), то он не хотел, чтобы это произошло (см. Иона 4:1-2). Поэтому он решил отплыть на корабле в обратном направлении — на край земли, в Фарсис. В течение этого долгого путешествия 40 дней, которые Бог отвел на покаяние ниневитян, прошли бы и Бог уничтожил бы Ниневию. Именно этого хотел он (Иона) сам и весь Израиль, потому что ниневитяне были их врагами (Ниневия была столицей Ассирии).
Поэтому встает такой вопрос: «Где находился ближайший порт?» Если Иона был в Гафхефере, тогда этим портом мог быть Тир. Но если, как мы предположили, это было в Иерусалиме, тогда ближайшим портом была Иоппия. Стих 3 гласит: «пришел в Иоппию» – это вниз по склону от Иерусалима – и сел на корабль, который доставил его через море в направлении Фарсиса.
Таким образом мы видим, что в случае с Ионой «лицо Господа» вполне могло быть и в Иерусалиме, где находился храм Господень, построенный Соломоном, и где Господь Бог, который пребывал между херувимами, встречался со Своим святым народом израильским. Если всё так и обстоит, тогда это открывает для нас некоторые интересные моменты.
В Бытии 4:16 мы читаем: «И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема». Где точно это было? Если мы вернемся к Бытию 3:24, то там мы увидим, что Бог «изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Обратите внимание, что в этом контексте фраза «лицо Господне» снова ассоциируется с херувимом. Мы знаем, за что Адам и Ева были изгнаны из сада Эдемского. Это произошло вследствие их греха. В Бытии 3:8 мы читаем, что после их грехопадения «услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая». Где обычно они слышали голос Господа Бога? Вероятно, ангел, представляющий Бога, находился в саду, будучи всегда готовым встретиться и поговорить с ними, как это было и ранее.
В стихе 21 мы читаем, что после того, как Адам и Ева сделали себе опоясания из листьев смоковницы, чтобы прикрыть свою наготу, «…сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их». Т. к. эти одежды были сделаны из кожи, это указывает на то, что тут не обошлось без убийства животных. Таким образом, было установлено правило: «без пролития крови не бывает прощения» (Евреям 9:22). Возможно, эти животные, которых впервые принесли в жертву, были убиты на жертвеннике, как впоследствии и те животные, о которых говорится в Библии. Хотя доподлинно нам об этом неизвестно. Но в Бытии 3:24 мы читаем о том, что Адам и Ева были изгнаны из сада Эдемского, а поставленный там херувим с пламенным мечом должен был охранять путь к дереву жизни.
В 4 главе Бытия говорится о том, как Каин и Авель приносили свои жертвы Господу Богу. Куда им следовало их принести? Возможно к двери или воротам сада Эдемского, где можно было увидеть херувима и пламенный меч. Когда Бог отверг дар Каина, Он сказал ему в стихах 6-7: «Почему ты огорчился? И от чего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».
Древнееврейское слово «хаттат», переведенное как «грех», может также переводится как «жертва за грех». Мне кажется, что Бог говорит Каину, что если бы его дары были приемлемы, то тогда Бог принял бы их. Даже несмотря на то что он не справился с поставленной задачей, т. к. он принес дар от плодов земли, а не от первородных стада, у него всё равно еще была возможность принесения жертвы за грех (с использованием животного), чтобы искупить свой грех.
Как уже выше было сказано, велика вероятность того, что для принесения жертв был построен жертвенник. Это было место, где располагалось «лицо Господа» — место жертвоприношения в присутствии херувима. Нам известно, что произошло дальше в этой истории — Каин убил Авеля и получил за это наказание от Господа Бога. Опять же слова Каина в стихе 14 очень интересны: «Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь…».
В стихе 16 сказано: «и пошел Каин от лица Господня». Он отдалился от херувима, который охранял путь к дереву жизни. Он отдалился от жертвоприношений, которые могли бы даровать ему прощение грехов. Следовательно, он отдалился от изумительного Божьего прощения. Какая трагедия! А Иона совершил ту же самую ошибку только уже много лет спустя!
Но это приводит нас к другому, уже ранее затронутому вопросу: где точно находилось это «лицо Господа»? Возможно, это было в Израиле, в земле, о которой Господь Бог «печется; очи Господа Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года» (Второзаконие 11:12). Эти слова были написаны до того, как Израиль вошел в землю обетованную, но я предполагаю, что территория Эдема могла простираться вплоть до израильской земли. В этом случае «лицо Господа» было тем самым местом как для Адама и Евы, так и для Ионы и Божьего народа в Сионе, городе великого Царя, где в ближайшем будущем Бог снова встретится со Своим народом.
Дэвид Уилли