Библейские проповеди
Живое слово во Христе
14.04.2007

Любящий и заботливый отец терпеливо наставляет, учит и руководит своим сыном. Любящему и почтительному сыну приятно получать такие наставления, указания и советы от своего отца. Там, где такие отношения идеальны, единение отца с сыном становится совершенным настолько, что в сыне можно начинать видеть отца. В Евангелии от Луки 2:40 можно проследить взросление Иисуса с младенчества и юношества вплоть до полного возмужания: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем». Здесь описывается процесс физического, нравственного и духовного совершенствования. Как сказано в 52 стихе, Иисус, Единородный Сын Отчий, «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков».

Богодухновенные писатели Евангелий находят объяснение этим словам у пророка Исаии, написавшим еще шесть столетий до них: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо» (Исаия 50:4-5). Обратите внимание, что здесь говорится не только о наставляющем Отце, Который дает, пробуждает, открывает, но и об охотном повиновении Сына: «Я не воспротивился, не отступил назад» (стих 5).

Бог по мудрости Своей избрал в матери Иисусу Марию. Как женщина, знающая и любящая Писания, она в своей семье должна была настаивать на ежедневном чтении Библии и размышлении над словом Божьим. Впрочем из слов Исаии хорошо видно, что в наставлении Отцом Сына было еще и нечто личное. Отношения Отца с Сыном были глубокими, внутренними и непрерывными. Во все юношеские годы Иисуса, Отец наставлял Его «при начале пути его» (Притчи 22:6). Примечательно, что в начале Своего служения, после необходимого крещения, Бог говорит об Иисусе: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (От Луки 3:22). Из Евангелия от Луки видно, что эти слова были слышимы всеми присутствующими. Так что это было публичным признанием Бога, кем был Иисус и как сильно Отец благоволит к Нему.

Евангелие явно намекает на существование непринужденных отношений между Иисусом и Его Отцом в течение Его земного служения. Должно быть, Он вставал задолго до рассвета, пока ученики спали, чтобы погрузиться в моление с Отцом. Когда уставшие люди расходились по домам, Иисус стремился побыть наедине со Своим Отцом.

То, как Иисус цитирует Ветхий Завет в Евангелии от Иоанна, свидетельствует не только о Его превосходном знании Писаний, но и о Его глубокой, осознанной, повседневной близости с Отцом. Задолго предвиденные слова Божии у Исаии можно проследить и у Иоанна.

  • От Иоанна 3:34-35: «Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и всё дал в руку Его».
  • От Иоанна 5:19-20,30: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё, что творит Сам… Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу…».

Все эти слова явно подчеркивают исключительные отношения Иисуса со Своим Отцом. Когда народ удивлялся, как Иисус мог учить, не учась у людей, Он просто ответил: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (От Иоанна 7:16).

После спора с Иудеями недалеко от храма Иисус ясно сказал: «Что Я слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли, что Он говорил им об Отце… как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного…» (От Иоанна 8:26-29).

То, о чем говорил Иисус в Евангелии от Иоанна 12:49-50, несомненно, является отражением предсказания пророка Исаии 50:4-5: «Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить».

По мере того, как заканчивались последние часы земной жизни Иисуса, Он на коленях среди Своих учеников обращается в молитве к Отцу: «Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им» (Иоанн 17:8).

После усиленного проповедования в Галилее, которое, как кажется, в большинстве своем не было принято, в Евангелии от Матфея 11:26-27 бегло описывается общение Господа с Отцом. И это открыто нам: «Всё предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».

Это описание совершенного общения, которое складывается из двух составляющих:

  1. Отец являет Сына. В Кесарии Филипповой Иисус спрашивает учеников, за кого почитают Его люди? Петр дает верный ответ, что Он Христос, Сын Бога Живого. Иисус одобрительно отвечает Петру: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (От Матфея 16:17). Если спросить, как это было открыто ему, то можно предположить, что Петру стала известна эта истина, когда Он слушал Иисуса и наблюдал за Ним. Потому-то он и заключил, что может быть только один вывод – Иисус из Назарета говорил и делал только то, что мог сказать и сделать исключительно один только Бог. А это значило, что Бог был явлен в Своем Сыне. К огромному сожалению, многие были настолько слепы, что не увидели этого откровения.
  2. Сын являет Отца. На просьбу Филиппа «Господи! покажи нам Отца» Иисус ответил, что для этого было достаточно видеть, что Он делал. Иисус ответил быстро и довольно-таки резко. Он всегда являл Своего Отца словами и делами, что требовало от Него полного повиновения и веры. Между Ними существовало духовное единство и единство воли. Иисус пришел явить Бога людям, и сделал это в совершенстве. Филипп был с Иисусом и видел слова и дела Его, которые, несмотря на людские вызовы и презрение, были праведны и святы. На человеческие нужды Он отвечал мягко, милостиво и сострадательно. Сын являл Отца, дабы Своей жизнью и делами привести людей к Богу.

Обращаясь вновь к книге Иоанна, в величественном вступлении мы видим слова, которые красной нитью проходят через всё Евангелие: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (От Иоанна 1:14).

Ко всему тому, чему Иисус научился непосредственно от Отца, Он достигал совершенства еще и через страдания, испытания и искушения жизни. В Послании евреям 5:8 так прямо и сказано: «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию». Во всех событиях Своей жизни, во всех, принимаемых Им решениях, Он преуспевал не только в возрасте, но и в премудрости и любви у Бога и людей (От Луки 2:52).

И насколько же удачно Иоанн, размышляя над тем, кем был Иисус и как Он провел Свою жизнь, часто называет Его «Словом». Как мы узнали из вчерашней проповеди греческое слово «логос», переведенное как «слово», означает «план» или «намерение». Иисус в совершенстве исполнил план или намерение Бога. Во всем повинуясь Отцу, Сын в Своей человеческой жизни явил нравственные и духовные качества Отца. Благодаря Иисусу, возлюбленному Сыну, Бог милосердно открыл путь для нашего спасения. А потому стоит больше познавать, больше размышлять о Нем и точнее следовать Ему.

Пол Аштон

Книги:  |

Комментарии закрыты.