Любящий и заботливый отец терпеливо наставляет, учит и руководит своим сыном. Любящему и почтительному сыну приятно получать такие наставления, указания и советы от своего отца. Там, где такие отношения идеальны, единение отца с сыном становится совершенным настолько, что в сыне можно начинать видеть отца. В Евангелии от Луки 2:40 можно проследить взросление Иисуса с младенчества и юношества вплоть до полного возмужания: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем». Здесь описывается процесс физического, нравственного и духовного совершенствования. Как сказано в 52 стихе, Иисус, Единородный Сын Отчий, «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков».
Богодухновенные писатели Евангелий находят объяснение этим словам у пророка Исаии, написавшим еще шесть столетий до них: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо» (Исаия 50:4-5). Обратите внимание, что здесь говорится не только о наставляющем Отце, Который дает, пробуждает, открывает, но и об охотном повиновении Сына: «Я не воспротивился, не отступил назад» (стих 5).
Бог по мудрости Своей избрал в матери Иисусу Марию. Как женщина, знающая и любящая Писания, она в своей семье должна была настаивать на ежедневном чтении Библии и размышлении над словом Божьим. Впрочем из слов Исаии хорошо видно, что в наставлении Отцом Сына было еще и нечто личное. Отношения Отца с Сыном были глубокими, внутренними и непрерывными. Во все юношеские годы Иисуса, Отец наставлял Его «при начале пути его» (Притчи 22:6). Примечательно, что в начале Своего служения, после необходимого крещения, Бог говорит об Иисусе: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (От Луки 3:22). Из Евангелия от Луки видно, что эти слова были слышимы всеми присутствующими. Так что это было публичным признанием Бога, кем был Иисус и как сильно Отец благоволит к Нему.
Евангелие явно намекает на существование непринужденных отношений между Иисусом и Его Отцом в течение Его земного служения. Должно быть, Он вставал задолго до рассвета, пока ученики спали, чтобы погрузиться в моление с Отцом. Когда уставшие люди расходились по домам, Иисус стремился побыть наедине со Своим Отцом.
То, как Иисус цитирует Ветхий Завет в Евангелии от Иоанна, свидетельствует не только о Его превосходном знании Писаний, но и о Его глубокой, осознанной, повседневной близости с Отцом. Задолго предвиденные слова Божии у Исаии можно проследить и у Иоанна.
- От Иоанна 3:34-35: «Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и всё дал в руку Его».
- От Иоанна 5:19-20,30: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё, что творит Сам… Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу…».
Все эти слова явно подчеркивают исключительные отношения Иисуса со Своим Отцом. Когда народ удивлялся, как Иисус мог учить, не учась у людей, Он просто ответил: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (От Иоанна 7:16).
После спора с Иудеями недалеко от храма Иисус ясно сказал: «Что Я слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли, что Он говорил им об Отце… как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного…» (От Иоанна 8:26-29).
То, о чем говорил Иисус в Евангелии от Иоанна 12:49-50, несомненно, является отражением предсказания пророка Исаии 50:4-5: «Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить».
По мере того, как заканчивались последние часы земной жизни Иисуса, Он на коленях среди Своих учеников обращается в молитве к Отцу: «Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им» (Иоанн 17:8).
После усиленного проповедования в Галилее, которое, как кажется, в большинстве своем не было принято, в Евангелии от Матфея 11:26-27 бегло описывается общение Господа с Отцом. И это открыто нам: «Всё предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
Это описание совершенного общения, которое складывается из двух составляющих:
- Отец являет Сына. В Кесарии Филипповой Иисус спрашивает учеников, за кого почитают Его люди? Петр дает верный ответ, что Он Христос, Сын Бога Живого. Иисус одобрительно отвечает Петру: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (От Матфея 16:17). Если спросить, как это было открыто ему, то можно предположить, что Петру стала известна эта истина, когда Он слушал Иисуса и наблюдал за Ним. Потому-то он и заключил, что может быть только один вывод – Иисус из Назарета говорил и делал только то, что мог сказать и сделать исключительно один только Бог. А это значило, что Бог был явлен в Своем Сыне. К огромному сожалению, многие были настолько слепы, что не увидели этого откровения.
- Сын являет Отца. На просьбу Филиппа «Господи! покажи нам Отца» Иисус ответил, что для этого было достаточно видеть, что Он делал. Иисус ответил быстро и довольно-таки резко. Он всегда являл Своего Отца словами и делами, что требовало от Него полного повиновения и веры. Между Ними существовало духовное единство и единство воли. Иисус пришел явить Бога людям, и сделал это в совершенстве. Филипп был с Иисусом и видел слова и дела Его, которые, несмотря на людские вызовы и презрение, были праведны и святы. На человеческие нужды Он отвечал мягко, милостиво и сострадательно. Сын являл Отца, дабы Своей жизнью и делами привести людей к Богу.
Обращаясь вновь к книге Иоанна, в величественном вступлении мы видим слова, которые красной нитью проходят через всё Евангелие: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (От Иоанна 1:14).
Ко всему тому, чему Иисус научился непосредственно от Отца, Он достигал совершенства еще и через страдания, испытания и искушения жизни. В Послании евреям 5:8 так прямо и сказано: «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию». Во всех событиях Своей жизни, во всех, принимаемых Им решениях, Он преуспевал не только в возрасте, но и в премудрости и любви у Бога и людей (От Луки 2:52).
И насколько же удачно Иоанн, размышляя над тем, кем был Иисус и как Он провел Свою жизнь, часто называет Его «Словом». Как мы узнали из вчерашней проповеди греческое слово «логос», переведенное как «слово», означает «план» или «намерение». Иисус в совершенстве исполнил план или намерение Бога. Во всем повинуясь Отцу, Сын в Своей человеческой жизни явил нравственные и духовные качества Отца. Благодаря Иисусу, возлюбленному Сыну, Бог милосердно открыл путь для нашего спасения. А потому стоит больше познавать, больше размышлять о Нем и точнее следовать Ему.
Пол Аштон