Библейские проповеди
Моисей, раб Мой (Псалтирь 89 и 90)
3.03.2007

Моисей является не только одним из заметных героев Библии, но ещё и весьма выдающимся слугой Господа Бога. В зависимости от присущих каждому из нас особенностей и личных интересов, мы имеем возможность черпать особое вдохновение из примеров жизни ряда людей, о которых читаем в Библии. Несомненно, что Господь Иисус Христос служит наиважнейшим примером из всех, но иногда мы ищем ободрение от людей, которые в большей степени похожи на нас самих по причине имевшихся у них схожих недостатков, совершенных ими ошибок или грехов. Мы видим, как милость Божья действовала и проявляла себя в их случае, и чрез то получаем надежду, что и мы можем ожидать столь же милостивого отношения к самим себе. По этой причине я выбрал Моисея в качестве примера моего исследования, которое не является строго хронологическим, но рассматривает такие события и комментарии, которые демонстрируют его характер как слуги Господа.

Начнем с Откр. 15:3. Исполнение этого отрывка всё еще относится к будущему и состоится во время брачного пира Агнца. Иисус возвратился на землю в славе и со всякой властью, так что должна быть воспета соответствующая этому событию песнь. Это неудивительно, если вспомнить о Псалмах и о многих песнопениях, исполнявшихся в Израиле во время поклонения Богу. Ученики спели псалом перед тем как отправиться на Елеонскую гору (Матф. 26:30), и точно таким же образом весьма уместной будет новая песнь на Брачной вечере Агнца, знаменующая собою исполнение всего. Эта песнь называется песнью Моисея и Агнца (Откр. 15:3). Моисей здесь не просто называется по имени, но упоминается и его привычный титул – раб Божий. И насколько это примечательно! В момент наивысшего торжества Иисуса, Господь разделяет с ним свою особую песнь. Помимо всего остального, этот момент демонстрирует замечательный, поистине великодушный характер Господа Иисуса. Весьма уместным выглядит то обстоятельство, что он захотел присовокупить имя своего предшественника. И насколько это желание Спасителя служит прославлению Моисея, которого он избрал из всего множества всех остальных верных мужей и жен Писания, чтобы разделить с ним эту песнь!

Мы узнаём о Моисее еще больше в Евр. 3:1-6; 11:23-26. Он занимал весьма видное положение при дворе фараона. Вполне возможно, что он являлся успешным военным предводителем, и не менее возможно, что он обладал правом на престол Египта. Нет сомнения, что он имел привилегированное положение, и вся египетская империя лежала у его ног. В Исх. 2:11-14 рассказывается история о том, как он убил египтянина. В Деян. 7:22,23 сообщается, что он был наставлен во всей мудрости Египта, и в возрасте сорока лет решил проведать своих братьев, народ Израилев. Сразу после их посещения и последовало убийство того египтянина. Когда мы читаем об этом «посещении», то возникает искушение думать, что оно состоялось «впервые». Однако из ст. 25 становится понятно, что к тому времени Моисей уже наладил связь со своими братьями. И он не только понимал своё предназначение как спасителя Израиля, но рассчитывал, что это понимают и его братья. Подготовка к исходу из Египта вовсю шла уже на том этапе. Вполне возможно, что Моисей к тому времени всё больше удалялся от фараона и отвергал высшую почесть, которую сулил ему Египет. Он уже тогда отказывался называться сыном дочери фараона и претендовать на соответствующие права, и поэтому весь двор египетского правителя смотрел на него без прежней благосклонности. Всё это способно объяснить, почему убийство им египтянина тут же привело к столь драматической реакции со стороны фараона. В те времена, отмеченные общей жестокостью к людям и их повсеместным попранием, убийство соплеменника низшего ранга членом царской семьи едва ли можно было считать чем-то из ряда вон выходящим. Подобное событие легко можно было объяснить как угодно, будь то нанесенным оскорблением, изменой, или чем-то подобным, но судя по всему фараон уже искал повода для того, чтобы лишить Моисея его сана.

С точки зрения времени и хронологии, Божий замысел отличался от того, как он представлялся Моисею, и для последнего всё случившееся должно было стать потрясением. Моисею и впрямь следовало вывести народ Израилев из Египта, но не тогда, когда он лично считал это наиболее подходящим, а позднее. Ему самому прежде надлежало подготовиться соответствующим образом к этому событию, и ему предстояло еще многому научиться. Властный, образованный, опытный египетский князь должен был сперва научиться смирению, покорности, благочестию и много чему ещё. Всего этого он и достиг в Мадиамской земле, будучи водим и направляем рукою Господа. Возможно, что именно по этой причине он выглядел настолько несговорчивым, когда по прошествии сорока лет зашла речь о его возвращении в Египет. Раньше ему уже довелось совершить ошибку, и возможно, что он был не тем человеком, возможно он был недостаточно подходящим для возлагавшейся на него теперь роли. Господь, однако, совершенствовал Моисея всё это время. Тот сильный и энергичный предводитель, которым он был в Египте и которым ему надлежало стать снова, приобрел теперь ещё более великие и важные качества (которые в будущем обильно проявили и раскрыли себя в Господе Иисусе). Пройдет совсем немного времени, и Моисей собственными глазами увидит написанное перстом Божьим на скрижалях, которые будет держать в своих руках, и, среди прочих, прочтет и такие слова: «Не убивай!»

Теперь мы переносимся в Исх. 23:20,21 (где узнаём об ангеле, несущем на себе Имя Божье); Исх. 33:20 (где читаем, что ни один человек не может видеть лица Бога и остаться в живых; позднее это подтвердил Иоанн в Иоан. 1:18); Исх. 33:9-11 (где повествуется о том, как Бог говорил с Моисеем лицом к лицу, как человек говорит со своим другом. При этом мы понимаем, что Моисей периодически общался с тем самым ангелом, на котором было наречено Имя Божье и который выступал для Моисея в роли Самого Бога); и наконец мы достигаем Исх. 33:12-22, где Моисей был помещен в расселину скалы, чтобы из нее он мог со спины увидеть проходящего мимо Всемогущего Господа Бога. Собрав воедино свидетельства всех этих стихов, мы понимаем, что в последнем случае это уже не был ангел, с которым столь тесно, лицом к лицу, регулярно общался Моисей. Не было то ни видением, ни образом, но Моисею действительно было позволено увидеть со спины Всемогущего Бога – Яхве. Больше никто другой в Писании, за исключением Господа Иисуса по его вознесении, не удостаивался такой чести, насколько то может быть известно. Этот случай уникален. Он свидетельствует о величайшем уважении, с которым Бог относился к Моисею.

В Исх. 32:9-14 Моисей неожиданно столкнулся с огромным искушением: у него появилась реальная возможность стать отцом новой великой нации, в то время как весь остальной народ будет уничтожен. Это никак не отразилось бы на исполнении обетований, данных Аврааму (ст. 13), потому что Моисей и сам был его потомком. Да и предложен такой сценарий был не им самим, но Богом. Тем не менее, Моисей всё понимает правильно – и Бог знал заранее, что именно таким и будет его понимание, – и противится искушению. Однако это еще не всё, но Моисей идет дальше (ст. 30-35): после греха народа с золотым тельцом, он обращается к Господу и умоляет его о прощении народа. Он предлагает, если нужно, взять не просто даже его собственную жизнь в обмен на жизнь людей, но свою вечную жизнь. И есть ещё кое-что. Во Втор. 9:13-29 мы имеем еще одно изложение событий, связанных с золотым тельцом. Девятнадцатый стих описывает, что испытывал Моисей и что он предпринял. Обратите внимание, что он не упоминает о своей молитве к Господу, о том как предложил себя и даже свою вечную жизнь в качестве выкупа, и ничего не говорит о своем отказе стать отцом великого народа, который заменил бы собой согрешивший Израиль. Всё, что он произнес, состоит из нескольких слов: «И послушал меня Господь и на сей раз». В этом и заключается истинное смирение!

Во второй раз Моисей предложил себя в Чис. 14:1-20, когда народ Израилев отказался войти в Обетованную землю и отправился странствовать по пустыне в течение последующих сорока лет. В стихах 11 и 12 Господь вновь предлагает Моисею тот же выбор. Моисей в этом случае указывает на Имя Господа и на Его репутацию среди народов. Стих 20 весьма примечателен. Господь говорит:

«Прощаю по слову твоему». Господь взял «слово» Моисея и присовокупил его к Своему собственному. Слово Божье лежит в основе Его Замысла, ибо Словом Божьим он был составлен изначально и им же исполняется по сей день, от Сотворения до Иисуса, который есть «Слово, ставшее плотью» (Иоан. 1:14). Таков был человек по имени Моисей, к которому прислушивался Сам Бог.

Чтобы рассмотреть последний, заключительный пример характера и положения этого примечательного слуги Божьего, обратимся к Книге Чисел, гл. 7. Эта большая глава детально описывает жертвоприношения при скинии, и в своем повествовании она точна и подробна, и изобилует предписаниями и указаниями. Ей предшествуют многие другие постановления Бога касательно того, как Ему нужно поклоняться. Нам известно, что требования о том, как Первосвященнику надлежало входить в Святое Святых, должны были исполняться строго и безукоризненно, без каких-либо отклонений в ту или другую сторону. Затем, в отличие от этих предписаний, мы читаем в ст. 89: «Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения между двух херувимов, и он говорил ему».

Всё это передается так, как будто Писание старается максимально возможно пояснить для нас, что речь идет о Святом Святых, и что Моисей имел право входить в него без ограничений, налагаемых Законом. Это подразумевает, что он имел возможность входить туда всякий раз, когда испытывал необходимость поговорить с Господом и послушать Его. И когда мы переводим свой взгляд на ещё более великого пророка, подобного Моисею, мы начинаем понимать, насколько такое положение дел было уместным. Господь Иисус общался со своим Отцом когда только хотел, и в этом отношении он не был связан ни одним из законов. Что касается Моисея, то он, несмотря на свою центральную роль в «Законе Моисеевом», в действительности жил милостью Божьей и ожиданием спасительного служения Иисуса.

И еще одна мысль напоследок: было ли известно Моисею имя Господа Иисуса? Он знал, что его преемник Иисус Навин введёт народ в Обетованную землю. Нет сомнения и в том, что он знал о другом, более важном вступлении в неё в будущем под руководством еще более великого предводителя. Иисус Навин выступает в качестве ветхозаветного прообраза Иисуса Христа, как нам о том хорошо известно. Благодаря сцене на горе Преображения, мы знаем также, что Моисей будет среди участвующих в более великом вступлении в Землю, которое состоится по возвращении Господа.

По всем этим причинам, я нередко обращаюсь к чтению и размышлению о Моисее, делая это всякий раз, когда нуждаюсь в ободрении и утешении!

Крис Брук

Книги:  |

Комментарии закрыты.