Стих, упоминаемый выше, один из тех, которые были переписаны слугами царя Езекии из притчей Соломоновых и которые подходят для нашего занятия по пророчеству Михея. Он пророчествовал во времена Иоафама, Ахаза и Езекии, царей Иуды, в период с 730 или 740 годов по 697 годы до рождества Христова. Сам пророк был родом из Морешефа, деревни, распологающейся недалеко от Гефа.
Иногда может показаться, что пророки, которые обращались к Израилю, жили в такие времена и в таких местах, которые сильно отличаются от нашего времени. Мы можем почувствовать слабую связь со средой, в которой они проповедовали, и тем посланием, которое они несли. И всё же одна вещь, которая поражает меня всё больше и больше, когда я смотрю на историю мира – это то, что человеческая натура повсеместно не умеет жить согласно путям Господним. Поэтому пророчество Михея не было только добрыми вестями. Люди стали самодовольными и отошли от путей Божьих. Это отражается в суровом порицании их непослушания. Михей приводит список характерных черт, которые, если люди от них не избавятся, приведут к Божьим судам:
- Жадность и материальность (Михей 2:1,2) – Искушение материальным богатством очень легко взращивает жадное желание еще больше обогатиться и ведет к жестокому притеснению тех, кто стоит на пути.
- Нечестность правителей (3:1-3) – Те, кто должен вести за собой, показывая хороший пример, наоборот, описываются как те, кто «ненавидит доброе и любит злое» (стих 2).
- Нечестие, ложь и обман (6:9-12) – Господь ненавидит обман и нечестность, ни в больших, ни в малых делах.
- Упадок праведности и незнание Божьих путей (7:2,3) – «Не стало милосердых на земле… каждый ставит брату своему сеть». Эти яркие фразы описывают отчаянную ситуацию.
- Лицемерие и псевдо-благочестие (3:9-11) – Это финальное осуждение народа очень ясно прослеживается – именно они должны были являться примером для других. Аналогичные отрывки из пророчества показывают сильное противостояние пророку, которого они подстрекали.
Несложно увидеть тесные параллели между грехами Израиля и Иудеи во дни Михея и сегодняшним миром, который окружает нас. Материальное богатство остается целью стольких многих людей в мире, в котором мы живем, и обладание вещами возводится в идолопоклонство. Лидеры этого мира подают плохой пример, и большинство людей игнорируют Бога. Другие, также как и во дни Михея, заявляют о том, что они верят в Бога, однако в то же время не чтят Божье Слово и не следуют Его заповедям. Когда апостол Павел писал в 1-м Коринфянам 10:6, что «это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы», он говорил нам опасаться отягощения «заботами века сего и обольщением богатством» (от Марка 4:19). Если же мы поступаем так, мы не будем готовы к возвращению Иисуса и началу суда Божьего.
Не нужно преуменьшать силу суда Божьего. Во дни Езекии храм был восстановлен почти до состояния бывшего великолепия и славы. Но Михей предрек, что не пройдет много времени, прежде чем он будет уничтожен в наказание за грехи людей (см. Михей 3:12). Он был первым пророком, который предсказал буквальное падение Иерусалима и храма; из-за этого его слова сильно озадачили как богобоязненных людей, так и тех, кто не чтил Бога. Езекия настолько встревожился, узнав об этом пророчестве (Иеремия 26:19), что стал просить милости Божьей, и таким образом обеспечил отсрочку во времени. Но в конце их постоянное непослушание привело к разрушению города и храма во времена Навуходоносора – разрушение, которое повторилось еще более масштабно в 70-м году нашей эры. И всё же позже Римский император Адриан в гневном порыве приказал, чтобы город был перепахан. Итак, слова Михея полностью претворились в жизнь.
А теперь добрые вести…
1. Новый порядок мира
Какие бы пророчества мы ни читали в Ветхом Завете, выделяется один важный момент – даже в самое ужасное время Бог продолжал чтить и продлевать Свои обетования о благословенном времени. В том же самом пророчестве (Михей 4:1) пророк говорит нам, что сама «гора Дома [Господня]», на которой суды Божьи будут показаны более драматично, будет сценой самых больших благословений в последние дни. Более те места будут ассоциироваться не с катастрофой, а с центром Царства Божьего. В будущем все нации мира придут в Иерусалим для поклонения, а Иисус будет править миром. Более достойно восхищения то, что те люди, которые останутся в живых после судов Божьих на земле, захотят изучать пути Господа и следовать Его заповедям (стих 2). Сегодня очень немногие люди хотят слышать что-либо о Слове Божьем. Его заповеди повсеместно пренебрегаются даже лидерами нашего общества. Царствование Иисуса по законам Божьим принесет мир и безопасность для всех (стихи 3-4), а не постоянное насилие и страх, которые мы видим в мире сегодня.
2. Царь, рожденный в Вифлееме
Исполнение других пророчеств Михея дает нам уверенность в Слове Божьем. Когда мы обращаемся к Михею 5:2-4, мы находим бесподобное пророчество о рождении Иисуса. Не было никакой гарантии, что 700 лет спустя маленькая деревушка Вифлеем все еще будет существовать. Указано также, что местом рождения Иисуса станет не Вифлеем, находящийся недалеко от горы Кармил, а Вифлеем Ефрафа в Иудее. Из этого маленького и незначительного места произойдет Иисус, тот, который будет править Израилем, и которого происхождение от начала, от дней вечных (стих 2), которому суждено быть «великим до краев земли» (стих 4).
3. Возродившийся народ
Во времена Михея Северное Царство Израиля было разрушено за его злодеяния. Обетование о восстановлении Израиля в их собственной земле еще более замечательно. Посмотрите на Михея 2:12,13 и обратите внимание на соединение всего Израиля (стих 12) и тот факт, что это будет завершено Царем при помощи Бога. Это указывает на будущий труд Господа Иисуса. Из Михея 4:6,7 и 10 понятно, что первичное свершение данного обетования произошло при возвращении народа Божьего из Вавилона, вторичное – восстановление Израиля после рассеивания в 72 и 135 гг. н.э. произошло по прошествии 1800 лет. И оно всё еще продолжается – как поразительное свидетельство истины Слова Божьего. Этот народ будет сильным и проблемным для своих врагов (Михей 5:7,8), но будут смиряем Богом до тех пор, пока не научится следовать Богу и не признает Господа Иисуса как своего Царя (5:11-15).
Уроки для них и для нас!
Те, кто слушал слова Михея, реагировали по-разному. Некоторые не обратили внимания, в то время как другие пытались заставить его замолчать, избегая Божьего Слова. Но Михей показывает нам, как Бог хотел, чтобы они (и мы) откликнулись на Его призыв (см. Михей 6:8). Господь хочет, чтобы мы смирились перед Ним, чтобы услышали Его слово и применили Его заповеди в нашей жизни. Недостаточно сказать, что мы верим в существование Бога и поклоняемся Ему, когда в то же время не повинуемся Ему. Иногда для нас это очень трудно, так как много соблазнов. Поэтому мы нуждаемся в Его прощении каждый день нашей жизни. Несколько последних стихов пророчества очень успокаивают нас, так как они были обращены ко всем верующим Израиля дней Михея. Напоследок посмотрите слова Михея в 7:18-20. Для тех, кто ищет Бога со смиренным и сокрушенным духом, Он предлагает милость и полное прощение всех грехов, а также надежду увидеть исполнение всех Его обетований. Вне всяких сомнений – это добрые вести из дальней страны (Притчи 25:25)!
Джон Боттен