Библейские проповеди
Кораблекрушение на Мальте (Деяния 27-28:10)
11.11.2006

Остров Мальта довольно невелик: всего лишь 310 квадратных метров. Сегодня это одна из самых небольших и густонаселенных стран в мире. Она находится в Средиземном море к югу от Италии, на расстоянии почти 88 километров от острова Сицилия. Там Павел потерпел кораблекрушение во время путешествия в Рим, в качестве заключенного, который должен был предстать на суде перед Цезарем.

Заключенные и их стражники отплыли из Кесарии в северном направлении вдоль побережья Иудеи и Сирии, а затем на запад вдоль южного побережья Турции и плыли вплоть до Миры. Именно до этого места они могли доплыть на местном судне, но римский сотник, который руководил этим путешествием, нашел корабль с зерном, который плыл из египетской Александрии в Рим. Он договорился о переводе всех узников на этот корабль. Это было легко сделать, так как этот корабль с зерном перевозил груз в соответствии с договором, заключенным с римским правительством, и его можно было реквизировать для перевозки войска или узников.

Путешествие морем в те дни было довольно рискованным делом, так как корабли двигались при помощи парусов, в которые дул ветер и поэтому всё зависело от превратностей погоды. Цель этого путешествия состояла в том, чтобы добраться как можно дальше до прихода зимы, которая не позволит продолжить это путешествие. Не без труда они достигли южного побережья огромного острова Крит. На южном побережье Крита есть несколько портов. В то время как самые безопасные порты находятся на северном побережье. Моряки удачно добрались до Хороших Пристаней, одной из нескольких безопасных гаваней южного Крита. Но это место посчитали недостаточно хорошим для размещения корабля и для того, чтобы его команда и пассажиры провели здесь зиму, поэтому было принято решение, продолжить путь до более вместительного порта Феникса на юго-западной оконечности Крита. В стихе 10 Павел протестует против этого дополнительного недолгого путешествия и предупреждает о том, что если оно всё-таки будет, то корабль будет утерян, а также его груз и будут человеческие жертвы. Конечно, сотник предпочитал доверять опытным мореплавателям — капитану и владельцу этого корабля, — а не узнику Павлу. Сотник плохо знал Павла. Как же глупо верить капитану корабля, но не верить откровению Божьему!

Как Бог и открыл Павлу, так бедствие и произошло. Капитан корабля намеревался медленно плыть на запад вблизи южного побережья Крита. Но мощный северо-западный ветер сдул их с курса, и они даже не могли управлять кораблем при помощи руля. Оставалось только позволить ветру направить их туда, куда ему заблагорассудится. В течение следующих 14 дней их отнесло на 640 километров и, в конце концов, выбросив за борт весь груз египетской пшеницы и все корабельные снасти, они увидели небольшой остров, который был им не знаком. В Деяниях 28:1 говорится о том, что этим островом была Мальта (Мелит).

Корабль прошел мимо юго-восточных портов, которые, скорее всего, были знакомы морякам и они плыли дальше на северо-запад. Во избежание попадания на скалы, они бросили четыре якоря (Деяния 27:29), пытаясь удержать корабль от приближения к берегу, сопротивляясь разбушевавшемуся шторму, который гнал их вперед. Когда наступил день, они увидели отлогий берег, к которому попытались пришвартовать свой корабль. Они подняли паруса, обрезали канаты, чтобы не поднимать якоря, и стали двигаться в сторону берега, пытаясь направить корабль в сторону этого неизвестного залива (стих 39).

Но Павел ранее пророчествовал о кораблекрушении, и именно это и произошло. Когда корабль двигался по направлению к берегу, он сел на незаметную песчаную косу и зарылся в нее носом. А волны, тем временем сильно бились о корму корабля. Судно не выдержало этого напора и начало разваливаться (стих 41). Вся команда и пассажиры корабля прыгнули в воду, а те ко не умел плавать, стали хвататься за его обломки (стих 44). Все 276 человек были вынесены ветром и волнами на берег и все выжили. Это чудесное спасение исполнило второе откровение, которое Павел получил от ангела относительно кораблекрушения в стихах 23,24.

На острове Мальта предполагаемое место этого кораблекрушения теперь называется залив Святого Павла. Построили даже католическую церковь в предполагаемом месте, где волны выбросили Павла на берег. Но есть определенные нестыковки относительно той истории, которую приписывают этому месту:

  • Нет никакого скрытого рифа или песчаной косы при входе в залив Святого Павла.
  • Залив Святого Павла не является безопасным пляжем для того, чтобы к нему стремился поврежденный корабль. В заливе есть много скал.
  • В заливе Святого Павла не было найдено каких-либо обломков корабля.
  • В заливе Святого Павла не нашли римские якоря.
  • Первое упоминание о заливе Святого Павла, как о месте кораблекрушения Павла, впервые упоминается спустя 400 лет после смерти Павла.

Еще одно возможное место кораблекрушения Павла находится в заливе Салина, который прилегает к заливу Святого Павла на востоке. Его топография лучше подходит под библейское описание, а также имеется некоторое археологическое доказательство в подтверждение этому:

  • В заливе Салина было найдено большое количество фрагментов гончарных изделий 1-го века, а также некоторые части римской судовой крыши.
  • Если смотреть на залив Салина с моря, то он представляет собой безопасный, широкий, песчаный пляж, к которому мог бы стремиться корабль.
  • При входе в залив Салина находится скрытая песчаная коса.
  • Морские археологи убеждены в том, что можно найти обломки корабля в этой песчаной косе.
  • В заливе Салина нашли четыре огромных римских якоря.

Четвертый якорь нашли при входе в залив Салина совсем недавно — в 2005 году. На нем были имена «Исида» и «Серапис». В соответствии с записями 4 века н.э. историка Макробия, Исида и Серапис были главными богами Александрии. Следовательно, велика вероятность того, что этот якорь с того александрийского корабля, который покинули при кораблекрушении в заливе Салина. Мы не можем быть точно уверены в том, что этот якорь, найденный в 2005 году, с корабля Павла, но есть серьезная вероятность того, что так оно и есть.

В Деяниях 28:2 мальтийцы гостеприимно встретили выживших и развели огонь, чтобы обогреть и обсушить их. Во время сбора хвороста для костра, Павла кусает гадюка, но он остается невредимым. Критики Библии указывают на то, что сегодня на Мальте мало деревьев и вообще нет змей. Эта критика безосновательна, так как нет доказательств тому, что и в первом веке всё было так же. Например, Библия часто упоминает о таких животных, как львы и медведи, бродящих по израильской земле (Судьи 14:5, 1-я Царств 17:34, 3-я Царств 13:24), но сегодня уже совсем другая картина. Количество животных и растений любого региона может меняться со временем из-за погоды или человеческой деятельности.

В Деяниях 28:4 рассказывается, что мальтийцы предположили, что Павел является убийцей, так как они считали, что змеиный укус являлся карой за его преступления. Когда Павел никак не пострадал от змеиного укуса, они решили, что он — бог (стих 6).

Затем в стихе 7 мы переходим к рассказу о Публии, который был начальником острова. Греческое слово, использованное для его описания “protos”, означает «первый человек». Найденные на Мальте надписи на латыни и греческом подтверждают, что это звание употреблялось в 1 веке. Лука, автор книги Деяния Святых Апостолов, давал верные подробные описания! Вот еще некоторая информация о Публии. Эти факты не убедительны, но интересны:

  • С видом на залив Салина находится церковь 17 века «Добро пожаловать Святой Павел», которая построена на месте более древней церкви, и предполагаемом месте дома Публия.
  • Во время Первой Мировой войны британские солдаты рыли окопы вокруг этой церкви и обнаружили руины римской виллы первого века. Это была большая и роскошная вилла – дом богача.
  • Раскопки и исследование в 60-х годах ХХ века показали, что эта вилла была сожжена дотла в 3 веке н.э. Это произошло во времена самых жестоких гонений христиан. Скорее всего, владельцы этой виллы были христианами.
  • Ее руины, указывают на то, что это место использовалось христианами в качестве святилища с 4 века н.э.
  • Древняя фреска, изображающая бородатого мужчину с кораблем, считается портретом Павла.
  • Предание гласит, что Публий стал «епископом» мальтийской экклесии. Может быть, он там был первым нашим братом!

Археологические доказательства свидетельствуют о том, что потомки Публия оставались христианами еще в течение 100 лет после его смерти, и что они страдали от гонений и унижений из-за своей веры.

Наша вера укрепляется тем, как детали идеально соответствуют внешне подтвержденным фактам. В Валлетте, столице Мальты, всё еще существует крошечная христадельфианская экклесия. Она получает поддержку от Христадельфианской Библейской Миссии (Великобритания).

Джордж Макдональд

Книги:  |

Комментарии закрыты.