Введение
Тема «воды жизни», или же «живой воды», проходит через все Писания, от книги Бытие до Откровения. Мы узнаем, что «живая вода» является образом слова Божия, что можно заметить как в Ветхом, так и в Новом Заветах. В этом мире жизнь без воды была бы совершенно невозможна, а в библейских странах Ближнего Востока вода, как правило, представляла собой большую ценность. В истории творения, записанной в Бытии 1, сначала говорится о сотворении света, а потом воды, необходимой основы жизни на земле.
Женщина у колодца
Иисус с учениками приблизились к городу Самарийскому, который назывался Сихарь (Иоанн 4:5,6). Для Иудеев держать путь через Самарию было необычным явлением, так как самаритяне почитались ими изгоями. Самаритяне были потомками нескольких народов, основавшихся здесь со времен пленения северного царства Израиля. Язычество оказало негативное влияние на их поклонение Богу, хотя, в конце концов, они и пришли к поклонению единому истинному Богу. Недалеко от колодца города Сихарь на горе Гаризим у них существовал храм. Об этом колодце в Ветхом Завете не говорится ничего определенного. В Бытие 33:18-20 сказано, что после того как Иаков возвратился из Месопотамии, он остановился перед городом Сихем (Сихарь) и «купил часть поля, на котором раскинул шатер свой». По преданию это и был тот участок земли, на которой Иаков выкопал этот колодец.
Иисус, уставши, сидел один у колодца, когда увидел идущую за водой женщину, у которой Он и попросил попить (Иоанн 4:7). Самарянская женщина была сильно удивлена, что иудей заговорил с ней, «ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (стих 9). Во время ее разговора с Иисусом, она узнала, что Он Мессия (стихи 25-26), который может дать ей воду живую. Обратив внимание на ее первоначальное удивление, «Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (стихи 10-14). Вода, которую дает Иисус, не просто вода, а нечто такое, что ведет к жизни вечной. Любой, пьющий эту воду, больше никогда не будет жаждать. Она станет источником, текущим в жизнь вечную.
Образ «воды живой» можно найти в Ветхом Завете, на учении которого главным образом и основывалось учение Иисуса. Вода является образом слова Божия, Его законов и заповедей, данных Его народу, Израилю. Для Израиля было жизненно важно знать, что человек живет словом Божиим. Когда Израиль пренебрегал Его словом, не повиновался ему, на него приходило Божие осуждение. Бог обращался к Своему народу с призывом повиноваться Его слову, обратиться к Нему, как к источнику «воды живой» (Иеремия 17:13). Бог обещал, что в Царстве живые воды (буквальные и духовные) будут течь из Его святилища в восстановленном Иерусалиме (Захария 14:8).
Живая вода в Ветхом Завете
Бог говорил пророку Иеремии, чтобы он призывал Его народ обратиться от лжебогов к Нему, как о том читаем в Иеремия 2:13: «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды». Единственным источником воды живой был только Бог. Израиль оставил законы Божии, чтобы попытаться самому найти воду учения своих же собственных лжепророков, как о том говорится в Иеремии 17:13: «Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. ‘Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой’». Израиль забыл Господа и тем самым навлек на себя осуждение Божие. Жаждущие правды, жаждущие Слова Божия призываются к водам Божиим в Исаии 55:1-3: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко… Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, [обещанные] Давиду».
Далее, в стихах 10-11, Исаия очень ясно приравнивает воду к Слову Божию: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его».
Слово Божие подобно живительному дождю, который нисходит и напояет сухую землю, чтобы она могла произрастить посеянное семя и дать хлеб сеятелю. Слово Божие нисходит к тем, кто принимает его, и дает возможность произвести плоды в их жизни во славу Божию. В этих стихах эхом отдается притча о сеятеле. Снова вода жизни упоминается в Откровении 22:17: «Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром».
Есть и другие места, говорящие о том, что Бог дарует живую воду. Господь – источник жизни. Надеющиеся на Божьи обетования будут насыщаться «из потока сладостей» (Псалом 35:8-10). Оживленные водой жизни верующие станут в Царстве бессмертными подобно Богу. В Псалме 45:5 говорится о речных потоках, веселящих град Божий, и в Откровении 22 перед нами открывается картина града Божьего и живительной реки. Бог дает воду Своим мирским творениям (Псалом 64:10,11) и Он же дает необходимое количество воды тем, кто хочет стать новым творением во Христе (2-е Коринфянам 5:17). К сожалению, многие отказываются от дара Божия.
В Исайе 12:3 сказано: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения». Здесь подразумевается Царство. Мы можем черпать воду из источников спасения, читая Слово Божие, размышляя над ним и прибегая к нему в жизни. «Господь будет вместо рек, вместо широких каналов… ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки» (33:21; 35:6).
Иезекииль 47:1-12 описывает поток воды Божией текущей от Сиона, воды, текущей из-под храма в Царстве. Здесь говорится о буквальном потоке, который также является и образом Слова Господня, исходящего от Иерусалима. В стихах 7 и 12 говорится о множестве деревьев по обоим берегам этого потока. Эти вечнозеленые деревья доставляют пищу, плодонося каждый месяц, листья же их служат для исцеления народов. Это описание совпадает с тем, что сказано в Откровении 22:1,2. В пророчестве Иоиля 3:18 говорится, что «из дома Господня выйдет источник». В Захарии 14:8 упоминаются живые воды, которые потекут из Иерусалима: одна река потечет к Мертвому морю (по долине, образовавшейся после сильного землетрясения, разделившего пополам гору Елеонскую), а вторая – к Средиземному морю.
Новый Завет
Обращаясь к Новому Завету, не надо забывать о Ветхом Завете, на котором зиждется учение Иисуса. Иисус сказал в Матфее 5:6: “Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся”. Жаждущие праведности, которые действительно стремятся к ней, получат благословение на испитие живой воды Слова Божьего.
Как говорится в Иоанне 6:35: “Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда”. Вера в Господа Иисуса — это принятие Его слов, как Слова Божьего, и повиновение Его учению. Далее Он показывает отличие между плотью (материальным) и духом. Плоть символизирует естественное человеческое мышление, а дух – ум или мудрость Божью (см. Иоанна 6:63). Апостол Павел более детально рассматривает это отличие, где «дух» человеческий означает «ум» человеческий, а «дух» Божий означает «ум» Божий (см. 1-е Коринфянам 2:10-16). Опять же в послании к Римлянам Павел использует то же самое отличие, где жить по «плоти» означает вести естественный образ жизни, а жить по «духу» означает следовать по Божьему пути и вести духовный образ жизни (см. Римлянам 8:5-7).
Слова, сказанные Иисусом, являются духом, а также они являются жизнью (Иоанна 6:63). Божье Слово является выражением ума Божьего, который приравнивается к духу Божьему. Слово Божье является продуктом силы Божьей, выражением Его ума, замысла и цели, которые Он открыл перед человечеством.
В последний день праздника кущей Иисус провозгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоанна 7:37). Именно в тот момент священники принесли воду из купальни Силоам и вылили ее в храме Господнем. Она символизировала воду, струящуюся из скалы в пустыне (Исход 17:5-6), на которую ссылается Иоанн в Иоан. 7:38, говоря о животворящей воде, данной израильтянам по Божьей милости. Вода спасения появилась после смерти Иисуса раз и навсегда.
Все, кто знают и веруют в учение Иисуса, в свою очередь передадут это учение другим, проходя через воду жизни. В этом случае Иисус ссылался на дар Духа (стих 39). Апостолы получили дары Святого Духа и теперь могли проповедовать слова Иисуса, Слово Божье. Учение Иисуса сохранилось в письменной форме, а боговдохновенное учение апостолов также было записано в Новом Завете. Когда Новый Завет был закончен, тогда дары Святого Духа были взяты назад (1-е Коринфянам 13:8-10).
Иисус упоминает несколько раз о воде жизни в Своем откровении Иоанну. Пример этому находится в Откровении 21:6: “Жаждущему дам даром от источника воды живой”. Это перекликается с Исайей 55:1: “Жаждущие! Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра, и без платы вино и молоко”. Пьющие живую воду Слова Божьего сейчас будут наделены вечной жизнью в Царстве.
В Откровении 22:1-2 и 17 нам дано прекрасное видение Царства, в котором будет избыток воды. Река воды жизни простирается от престола Отца и Агнца. Мы видим ссылки в Ветхом Завете в Исаии 55, Псалме 45, Иезекииле 47, Иоиле 3 и Захарии 14 на эту буквальную и духовную реку. Мы читаем о дереве жизни, которое посажено у реки жизни. Как сказано в Псалме 1:1-3: “Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в Законе Господа воля его, и о законе Его он размышляет день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет”.
В конце концов, в Откровении 22:17 мы снова читаем: “И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром”. Вот и приглашение. Заметьте, что Дух (сила Божья) и невеста (экклесия) говорят «прииди». Приглашение придти и взять воду жизни даром исходит всякий раз, когда мы говорим об Истине другим и проповедуем Слово. Мы, испившие воду жизни, должны в свою очередь поделиться ею с другими.
В итоге мы возвращаемся туда, откуда мы на прошлой неделе начали в 1 части – к Иисусу и женщине у колодца. Как Иисус передал ей Слово Божье? В Иоанна 4:14 говорится: “А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную”. Эта вода жизни – Слово Божье, проповедуемое Иисусом.
В стихах 16-19 мы видим, как Иисус исследует сердце этой женщины: Он знал все нелестные моменты ее жизни, которые она скрывала. “Ты пророк”, – сказала она в стихе 19. Затем у нее возник вопрос (см. стих 20). Вопрос был насчет того, где должно быть истинное место для поклонения Богу: “Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме”. Но стихи 23-24 говорят нам о том, что истинное поклонение Богу не может быть привязано к какому-то определенному месту: Ему следует поклоняться и в духе, и в истине. Истинные верующие должны фокусировать свой разум на Боге, читая и повинуясь Слову Божьему. Они должны следовать за духом, а не за плотью. Они должны стойко следовать за Богом, после заключения завета с Ним при крещении – это новый завет через жертву Иисуса. Иисус заявил в стихе 22, что: “спасение от Иудеев”. Иудеи являются средством, с помощью которого будет исполнен Божий замысел. Великие обетования, обращенные к Аврааму и Давиду, будут исполнены в Мессии Иисусе, как в обетованном потомке.
Затем в стихах 25-26 “Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою”. Эта женщина призналась в том, что она верит в Мессию, а Иисус сказал ей, что Он является Мессией. Так Иисус научил ее: Он даровал ей воду жизни. В ответ она собиралась пойти в город и рассказать другим о том, что она нашла Мессию: “Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?” (29 стих). В результате многие уверовали в Слово Жизни, проповедуемое Иисусом.
Итог
Мы увидели, что вода жизни в Святом Писании – это животворящее Слово Божье. Читая и изучая Библию, мы принимаем это Слово, и должны делиться им с другими, чтобы они также могли “взять воду жизни даром” (Откровение 22:17).
Джон Эдвардс