Библейские проповеди
Сеющий Слово
16.09.2006

(от Матфея 13:1-23; от Марка 4:1-20; от Луки 8:4-21)

Притчей о сеятеле начинается поворотный момент в миссионерской работе Иисуса. Он сосредоточен сейчас на обучении учеников, нежели больших скоплений народа. В особенности Он начинает обучать притчами. Он уже пользовался притчами и раньше, но только в качестве коротких иллюстраций. В этой новой фазе своего миссионерства Господь использует притчи более часто и структурировано.

Ученики отмечают перемену и спрашивают его об этом. Ответ в Евангелии от Матфея 13:10-12 поначалу кажется странным. Получается, как будто Господь говорит притчами, так что ученики поймут Его, но другие люди – нет. Почему же он поступал так? Кажется, что это несправедливо. Почему вторая группа людей не может получить Слово Божье? Ответ находится в притче о сеятеле и может быть, вот почему Господь пользуется этой новой притчей в новой фазе своего миссионерства. Итак, давайте посмотрим на притчу и увидим, что же мы можем узнать в помощь нашему собственному проповедованию и спасению. Господь предлагает нам четыре разных сценария, каждый из которых дает разный ответ на проповедование Слова. Одно является поразительным в этой истории – в то время как сеятель и семя одни и те же во всех четырех случаях, тип почвы всегда разный.

Но начнем с начала: кто является сеятелем? Конечно же, это Господь Иисус, но каждый, кто проповедует Слово продолжает его роль. Несомненно, что сеять Слово – это делать Божью работу. Первое семя упало при дороге, где не было шанса ему вырасти. Опытный фермер не стал бы делать так – так как это было бы расточительством хорошего зерна. Но естественные правила неприменимы к проповедованию. Божье Слово должно быть доступным каждому, кто желает слушать. Бог любит всех мужчин и женщин, и семя должно сеяться везде. Проповедование может принимать много форм; это может быть разговор с друзьями, коллегами по работе, нашими родственниками или соседями. Это может быть распространение листовок, развешивание постеров на досках объявлений, или рекламирование на автобусах. Это может быть подача рекламы в газету или Интернет; это может быть вебсайт, на котором предлагается Библейский курс. Какой бы путь ни выбирался, Евангелие проповедуется и семя сеется.

Несомненно, что семя – это Слово Божье (см. 1 от Петра 1:23-25). Слово подобно обычному семени, и это помогает нам понять то, как действует проповедование. Семя засеивается в землю и на некоторое время оно исчезает. Постепенно при благоприятных условиях семя прорастет. Оно появится над землей, преобразится в растение и станет питательным плодом. Бог изобрел семя со всем необходимым для роста в самом семени. По аналогии, когда мы проповедуем Евангелие, наша работа заключается в том, чтобы посеять семя, а затем предоставить ему возможность развиться в отведенное для этого время. Суть в том, чтобы и почва и условия были благоприятными. Иисус говорит нам, что есть четыре вида почвы – при дороге, каменистая местность, терние и добрая земля.

Семя, упавшее при дороге, всегда было пустой тратой времени – и не было шансов для роста. Во-первых, там не было почвы для того, чтобы оно проросло. Во-вторых, рядом были птицы, и как только семена падали, птицы подлетали и склевывали их. И Лука упоминает третью проблему – люди, ходящие по дороге, затаптывают семя! Какое же действительное значение этого графического образа? Матфей говорит нам, что семя будет похищено «лукавым». В этом проявляется человеческая натура, и Господь объясняет это. Он говорит нам, что эта почва – «всякий, слушающий Слово… и не разумеющий» (от Матфея 13:19). Произведение плода имеет две части: сначала услышать Слово и затем понять его. Тем не менее, проповедникам всё равно необходимо выполнять определенную работу. Мы должны побуждать людей к самостоятельному чтению Библии с молитвой, к размышлениям о том, что они читают, чтобы они понимали прочитанное. Они должны чувствовать, что всегда могут обратиться к нам с вопросом, а мы должны помочь им найти ответы.

Семя, упавшее на каменистую почву, имеет больше шансов – по крайней мере, есть хоть какая-то почва для произрастания. И оно выросло, даже более того – оно расцвело. Но возникла проблема: солнце взошло, и жара настигла это красивое, но хрупкое растение. Оно просто не могло устоять; оно стало съеживаться и, несмотря на многообещающий старт, завяло и погибло. Что пошло не так? Недостаток глубины в каменистой почве означал, что было недостаточно воды для того, чтобы противостоять силе солнца. Эта проблема и решение к ней упоминаются в Псалме №1. Растения, которые продолжают производить плод, несмотря на выжигающую силу солнца, это те, которые посажены при «потоках вод» (стих 3). В Библии вода часто символизирует Слово Божие (от Иоанна 4:13-14, Ефесянам 5:26). Плодоносные растения представляют людей, которые «не ходят на совет нечестивых» (Псалом 1:1) и о законе Божьем они размышляют день и ночь (стих 2). Слышание Слова Божьего и радостная взволнованность от этого – замечательны, но если это всё, что происходит с человеком (и более ничего), тогда его энтузиазм рано или поздно угаснет. Когда семя Божьего Слова начинает прорастать, то в конце концов (после серьезного изучения Библии) через крещение рождается новый ученик.

Для человека бессмысленно креститься, если он сначала не изучит детально Библию и тщательно не обдумает жизненно-важное решение последовать за Христом. В 1 Петра 3:21 говорится, что крещение – не просто погружение в воду для умывания, это должно быть ответом доброй совести Богу. Человеку требуется время, чтобы развить эту «добрую совесть» посредством постоянного изучения Библии. Им необходимо дать возможность ответить на вопросы о том, во что они верят. Вот почему мы проводим собеседование с людьми перед крещением – для того чтобы убедиться, что человек верит в основные Библейские учения, в которые верят все христадельфиане. После крещения новых учеников необходимо побуждать к самостоятельному чтению Библию и регулярным молитвам. Проблемы и стрессы, которые все мы испытываем в жизни ежедневно, включая преследование, могут так легко разрушить веру человека.

Семя, упавшее на тернистую почву, также не производит плод, но уже по другой причине. Это происходит не потому, что растение умирает, как это было с каменистой почвой. В этом случае растение продолжает существовать, но «не приносит плода» (от Луки 8:14). Источник проблемы заключается в следующем: «заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания» (от Марка 4:19). Невозможно для нас не быть вовлеченными в дела житейские, но чрезмерная озабоченность ими – вот что душит Слово. Очень важно наше сердце и то, чему мы позволяем поселиться там. Богатство мира обманчиво; кажется, что оно предлагает жизнь и безопасность, но в лучшем случае это будет временным. С другой стороны, духовное богатство и вечная жизнь приходят в нашу жизнь в результате того, что мы позволяем Слову расти в наших сердцах и приносить плод. В этом заключается еще один важный момент в отношении нашего проповедования. Базируясь на основных доктринах Библии, мы должны всегда осведомлять новых учеников о том, что они должны быть «странниками и пришельцами» в этой жизни (Евреям 11:13). Апостол Павел также говорит нам, что мы должны быть довольны пищей и одеждой (1 Тимофею 6:8).

Подобно сеятелю, который усердно работал, большая часть нашей работы будет напрасной. То, что мы не видим никаких результатов, может быть удручающим, но этого следует ожидать. В притче не было ничего неправильного ни с сеятелем, ни с семенем – проблема была в почве и в условиях. Также и с проповедованием. Нет чего-то неправильного со Словом Божьим или проповедниками, если у них верный мотив славить Бога и желание поделиться надеждой на жизнь вечную. Мы не должны опускать руки, но должны научиться терпению (см. Откровения 14:12). Мы должны продолжать проповедование, каким бы ни был исход. Заметьте также, что есть три вида почвы, не приносящих плод, и в двух из них проблемы возникают позже, т. е. после крещения. Это говорит о том, что необходимо поддерживать новых братьев и сестер после крещения.

Какую радость мы испытываем, когда встречаем того, кто принимает Слово «в добром и чистом сердце, и приносит плод в терпении» (от Луки 8:15). В этом случае семя легло на добрую почву. Некоторые принесут больше плодов, чем другие, как Господь и сказал в Матфея 25:14-30. Это люди, которые слышат Слово и разумеют его. Наша привилегия заключается в том, чтобы быть частью «сеяния» и иногда радоваться, когда кто-то откликается, принимает Евангелие и приносит плод (через крещение) во славу Бога.

Майкл Льюис

Книги:  |

Комментарии закрыты.