В Послании Галатам 4 апостол Павел описывает две ветви семейства Авраама – здесь говорится об Измаиле, сыне Агарь, и об Исааке, сыне Сарры. Это сравнение помогает нам лучше понимать значение необходимости принять крещение во имя Господа Иисуса Христа и стать наследниками обетований Бога Исааку (Галатам 4:28). Любой, кто крестился в Иисуса Христа, не должен волноваться об обрезании или Законе Моисея. Мы знаем, что Закон Христа пришел на смену Закону Моисея. Если мы будем следовать учению Господа Иисуса, мы станем наследниками обетований, которые Бог дал Аврааму. В Послании Галатам 4 говорится о двух заветах – один был заключен с Агарью, а другой с Саррой. Павел говорит, что они могут быть восприняты как образ или аллегория, но не только это они собой представляют.
Давайте поговорим о Сарре более подробно. Иногда Сарра делала вещи, которые нельзя считать правильными, например, она предложила Аврааму стать отцом ребенка своей служанки Агарь (Бытие 16:1-2). Авраам был богатым человеком, и традиции их культуры позволяли мужчинам иметь по несколько жен. Позже у внука Авраама Иакова было 12 сыновей и дочь от двух жен и их двух служанок. Сколько же было сложностей из-за этого в доме Иакова! Многоженство, существовавшее в то время, было не тем, что Бог предназначил для семейных отношений с самого начала. Он хотел, чтобы брак заключался между одним мужчиной и одной женщиной на всю жизнь (Бытие 2:24).
Существование двух жен, да еще и наличие сына у каждой из них, вызывало большое беспокойство и в доме Авраама. Когда пришла беда, Сарра сказала следующие слова в Бытии 16:5: «Господь пусть будет судьею между мною и между тобою».
Авраам вошел к Агарь, чтобы у нее был ребенок также по просьбе Сарры (стих 2). Позже, когда к супругам пришли ангелы, Сарра была не слишком почтительна (Бытие 18:10-15). Ангелы сделали ей замечание за её смех – она рассмеялась, когда они сказали, что у неё родится сын (стих 15). Учитывая её возраст – 90 лет, мы можем понять, почему она думала, что это невозможно.
С другой стороны, у Агарь также было огромное количество проблем. Она была служанкой, об этом апостол напоминает в Послании Галатам 4. У неё не было никакого положения, она не имела возможности контролировать свою жизнь, она просто должна была принимать то, что случалось с нею. После того, как ее отдали в жены Аврааму, и она сделалась беременной, она стала презирать свою госпожу Сарру. Мы можем представить чувство ревности, возникшее между этими двумя женщинами, но Сарра не должна была обращаться так резко с Агарь.
Впоследствии, когда Агарь убежала и отдыхала у родника в пустыне (Бытие 16:7), ангел Божий успокоил ее и дал ей обетование, касающееся будущего ее ребенка и его потомков. Он велел ей назвать ребенка Измаилом и описал, каким он будет (стихи 11-12). Из дальнейших стихов мы могли бы подумать, что она ушла недалеко, когда нашла родник. Но на карте показано, что дорога к Суру, где находился источник, пролегает через вершину Негев и низину ее западной стороны вблизи горьких озер; это прямой путь в Египет. Весьма вероятно то, что она собиралась вернуться именно в Египет, к себе домой! Всё же по повелению ангела, вместо того, чтобы идти дальше к Египту и свободе, она возвратилась в дом к Аврааму, чтобы провести еще несколько несчастных лет в качестве рабыни. Ее притесняли долгое время, но результатом было то, что ее ребенок Измаил родился в доме Авраама и, в конечном счете, получил его благословение. Мы узнаем, что Бог не хотел, чтобы сын Авраама был отвержен, даже если его мать была рабыней. Бог увидел бедственное положение Агарь, Он услышал ее призыв. В стихах 10-11 имя Измаил переводится как «Бог слышит».
В Бытии 17 сообщается о вечном завете обрезания между Богом и всеми потомками Авраама, как рабами, так и свободными людьми (стих 7). Измаил вступает в завет в возрасте тринадцати лет (стих 25), и Бог благословляет его (стих 20). Позже завет заключен с Исааком (Бытие 25:11), и через его потомков всем людям дана возможность спасения через Господа Иисуса. Это два завета, упомянутые Апостолом Павлом в Галатам 4:24-26.
Бог хотел, чтобы Агарь оставила ее сына в семье, даже несмотря на то, что он не наследует землю. Но после того как Исаака отняли от груди и Авраам устроил празднование, ревность Сары вспыхнула с новой силой. В Бытии 21:8-9 говорится, что Измаил дразнил Исаака, и мы можем представить себе подростка, который дразнит, бросает вызов своему младшему брату, Исааку. В 10 стихе Сарра требует, чтобы Измаил был лишен наследства и чтобы Исаак был единственным наследником Авраама – это было очень по-человечески. Авраам был снова обеспокоен кризисом своего семейства. Возможно, мы чувствуем иногда, что в нашей семье разобщенность. В таких случаях мы можем найти утешение в том, как Авраам решал свои семейные проблемы. Он не видел выхода, но затем Бог велел ему делать то, что требовала Сарра (стихи 11-20). И тогда Агарь увела своего сына Измаила из семьи.
Лишь много лет спустя на похоронах Авраама эти два брата встретились снова – им выпала грустная обязанность – похоронить отца в пещере Махпеле (Бытие 25:9). После того события в Священных Писаниях совсем немного говорится об Измаиле, за исключением того, что его потомки, измаильтяне, были торговцами в Египте. Именно измаильтяне купили Иосифа у его братьев, перевезли его в Египет и затем продал его как раба (Бытие 37:28,36).
Бытие 25:1-5 дает нам интересную информацию о потомках Хеттуры, на которой Авраам женился после смерти Сарры. Сыновья Авраама и Хеттуры перечислены во 2 стихе. Бог дал Аврааму правила относительно обрезания всех мужчин в его роде (Бытие 17:9-14). Без сомнения, сыновья Авраама и Хеттуры также подвергались обрезанию. В Бытии 25:5 проясняется, что Авраам оставил все свое наследство Исааку. Всем его сыновьям от Хеттуры, а также его наложницам, были даны подарки, а потом он отослал их на восток (стих 6). За эти годы они утвердились повсюду на Ближнем Востоке в различных семействах. Поскольку прошли столетия, потомки Измаила прекратили поклоняться единому истинному Богу, которому поклонялся Авраам.
Примерно в 620 году нашей эры Мохаммед создал религию Ислама, где бог называется «Аллахом» – это арабское слово означает «божество». Мы можем видеть сходство между Израилем времен Ветхого Завета и современным исламом. В Коране использованы измененные истории евреев; священная книга мусульман перекликается с Законом Моисея. Они заявляют, что Мохаммед – пророк и потомок Измаила. В их учении частично содержатся десять заповедей. Их требование молиться пять раз в день, стоя лицом к Мекке, подобно тому, как Даниил молился три раза в день на коленях, обратившись к Иерусалиму (Даниил 6:10). Интересно, что мусульмане имели обыкновение молиться лицом к Иерусалиму, но теперь они обращаются в противоположном направлении – лицом к Мекке, которая находится в Саудовской Аравии. Мы видим, что уставы жизни Авраама отражаются в жизнях мирных мусульман.
Апостол Павел в Галатам 4:24-26 говорится о двух заветах – один с Агарью, другой с Саррой. Ребенок Сарры Исаак показал новый завет в Иисусе Христе, доступный всем людям – и евреям, и язычникам. Ребенок Агари Измаил до сих пор остается под властью первоначального завета обрезания, заключенного с Авраамом, и основанного на законе, который был дан на горе Синай.
Библия показывает историю еврейского народа, давая возможность евреям и язычникам разделить обетования, данные Аврааму, Исааку и Иакову. Мы читаем в Галатам 3:26-29, что через веру и крещение в Господа Иисуса все преграды будут удалены. Не имеет значения, к какой нации мы относимся, какое положение мы занимаем в обществе, являемся ли мужчиной или женщиной – мы становимся частью тела Христа и наследниками обетований. Мы знаем из Деяний 4:10-12, что не имеется никакого другого имени, которым мы можем спастись от смерти. Только через Господа Иисуса мы можем по-настоящему познать нашего небесного Отца.
Боб Макслоу