Библейские проповеди
Притчи Иеремии – Узы и ярмо (Иеремия 27)
1.04.2006

Датировка Притчи/Пророчества

Иеремия пророчествовал от времен правления Иосии (627 г. до н.э.) до падения Иерусалима в 586 г. до н.э., то есть больше 40 лет. В этот период времени правили Иоахаз, Иоаким, Иехония (также называемый Хонией) и Седекия. Это был тревожный период в истории Иуды, который описан в 4Царств 23-25 и 2Паралипоменон 36. Дата этого пророчества в Иеремии 27, вероятно, около 597 г. до н.э., то есть за 10 лет до падения Иерусалима. Имя «Иоаким», упомянутое в стихе 1, вероятно, следует читать «Седекия» (См. также Иеремия 27:3,12,20 и 28:1).

Слова «Узы» и «Ярмо»

Большое ярмо – это деревянный или металлический каркас, используемый вместе с кожаными ремнями или ремнями для связывания животных, таких как быки для пахоты. С его помощью можно объединить силу животных. Во многих странах волов до сих пор используют для вспашки, тогда как на некоторых фермах волов заменили трактором.

В Ветхом Завете еврейское слово «мосаре» переводится как «наказание, недоуздок, удержание, повязка или узы». В буквальном смысле оно используется для описания сельскохозяйственных животных. Но оно часто употребляется и в переносном смысле для описания людей или наций, связанных вместе добровольно или вынужденно. В добровольном смысле некоторые страны согласились работать вместе по хорошим или плохим причинам. В вынужденном смысле рабы связаны со своими хозяевами, а покоренные народы связаны со своими завоевателями.

Ветхозаветное еврейское слово «мотах» переводятся как «шест, воловий лук, узы, тяжелый, посох, ярмо», а «оле» – как «ярмо».

В Иеремии 27:2 пророку велено возложить на себя, в буквальном смысле, узы и ярмо, которые олицетворяют (как своего рода живая притча) рабство, которое Навуходоносор, царь Вавилонский, наложит на Иудею и окружающие народы.

Греческое слово «дзугос», переведенное как «иго», встречается в Новом Завете. Иисус использует это слово в Матфея 11:29,30, чтобы образно описать отношение верующего к самому себе. Использование ярма в сельском хозяйстве было настолько знакомо людям в библейские времена, что вряд ли требовало объяснения; следовательно, в большинстве случаев это слово используется в Священном Писании в переносном смысле.

Притча об «Узах» и «Ярме»

Народ Иудеи легко понял бы используемый Иеремией символ ярма. В Иеремии 2:20 Бог сказал: «Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои». Сначала это произошло, когда Он избавил их от египетского рабства, а затем – когда Он много раз спасал их от врагов во времена Судей. В последнем случае они связали себя с ложными богами, а не с истинным Богом. Это проиллюстрировано в Плаче 1:14 и Иеремии 5:3-5, где мы читаем, что: «Они все сокрушили ярмо, расторгли узы», то есть (легкое) ярмо Господа Бога своего. В Исаии 10: 24-27 Господь сломил иго Ассирии точно так же, как и иго Египта, но помнил ли Иуда, что Он сначала использовал Ассирию в качестве Своей секиры в суде? Теперь Господь собирался использовать таким же образом Вавилон.

Возвращаясь к Иеремии 27:2, мы читаем: «Сделай себе узы и ярмо и возложи их себе на выю».

Это было деревянное ярмо (28:13) и, как говорилось ранее, оно олицетворяло иго Вавилона.

Несомненно, послы были посланы, чтобы обсудить, что они могут сделать с угрозой со стороны Вавилона (Иеремия 27:3). Обратите внимание, что сначала Иеремия должен был поговорить с ними. Многие народы (включая Иудею) будут служить Навуходоносору, которого Бог описывает как Своего слугу (Иеремия 27:4-7). Это напоминание о том, что, хотя народы преследуют свои собственные планы, в конечном итоге Бог несет ответственность за происходящее. Отметьте также, что это является исполнением поручения Иеремии в Иеремии 1:10.

Принцип, согласно которому Бог является Создателем и продолжает управлять событиями на земле, несмотря на то, что люди не знают Его, проиллюстрирован в Новом Завете апостолом Павлом в Деяниях 17:24-26.

Отсюда и совет народам, окружавшим Иудею (Иеремия 27:8-11): «Подклоните выю свою под ярмо царя Вавилонского и служите ему», а затем оставайтесь в своей земле (стих 11). Альтернативой было претерпеть суд Божий через Навуходоносора.

Им был дан совет не слушать своих лжепророков, и такое же послание было передано Иуде. Таким образом слушавшие Иеремию могли продемонстрировать превосходство Яхве над лжебогами, которым они поклонялись. Это пример Божьего милосердия, и Он, в ограниченном смысле, проповедовал Евангелие спасения Едому, Моаву, Аммону, Тиру и Сидону вопреки их собственным лжепророкам. Это напоминает реакцию волхвов фараона перед Исходом (Исход 8:18,19). Им пришлось признать, что казни были делом рук Божьих, а не их собственным обманом.

«Подложите выю свою под ярмо царя Вавилонского», — это теперь и послание Бога Седекии (Иеремия 27:12-18). Для Иуды проверка лжепророков было устоявшимся принципом. Во Второзаконии 18:20-22 описывается испытание, которое Бог дал людям, чтобы помочь им определить лжепророка, а также суровое наказание для любого, кто лжесвидетельствует. Это было необходимо для того, чтобы не ввести в заблуждение всю нацию. Во Второзаконии 13:1-5 также даны наставления, чтобы убедиться, что чудеса не означают, Бог поддерживает лжепророка. Учение и поклонение единому истинному Богу – вот высшее испытание для пророка. Это важный урок для нас сегодня, когда те, кто утверждает, что они библейские христиане, но преподают доктрины, которых нет в Библии, могут предложить знамения в качестве доказательства своей подлинности.

Люди могли проверить, является ли Иеремия истинным пророком, ссылаясь на такие предсказания, как история святых сосудов, описанная в Иеремии 27:19-22. Они бы узнали, что испытание Второзакония продемонстрировало истинность пророчеств Иеремии (Иеремия 26:10-14). К сожалению, они слушали только то, что хотели услышать, и поэтому в Иеремии 28:1-4 Ханания, сын Азура, говорил то, что они хотели услышать. Это было подобно пророкам Ахава, 3 Царств 22:6-8. В Иеремии 28:5-9 пророк напомнил им о критериях Второзакония. В ответ Ханания дерзко сломал деревянное ярмо на шее Иеремии (Иеремия 28:10-17). Таким образом он надеялся опровергнуть пророчество Иеремии, но вместо этого ему было предоставлено железное ярмо, и Господь наложил на него наказание лжепророка. Ханания пророчествовал в пятом месяце четвертого года (Иеремия 28:1), говоря, что в течение двух полных лет храмовые сосуды будут возвращены в дом Господа, но на самом деле он умер в том же году в седьмом месяце (стих 17). Быстрое исполнение слов Иеремии от Господа было еще одним доказательством того, что он, Иеремия, был истинным пророком, а Ханания – лжецом.

Итак, Израиль был освобожден из железной печи Египта (Второзаконие 4:20) только для того, чтобы принять на себя железное иго Вавилона, как и было предсказано (28:48). Это предупреждение для нас, потому что в некотором смысле мы были избавлены от египетской тьмы, тьмы этого мира, чтобы служить Господу Иисусу Христу. Давайте же избегать соблазна следовать пророкам и учениям ложного христианства или других систем убеждений.

Питер Ормистон

Книги:  |

Комментарии закрыты.