Библейские проповеди
Марфа и Мария (1 часть)
8.04.2006

В Библии встречается ШЕСТЬ женщин с именем «Мария». В этом занятии мы с вами поговорим о Марии, которая была сестрой Лазаря и Марфы. Именно их дому была оказана честь – к ним приходил Иисус. Складывается ощущение, что мы знаем Марию лучше всего, хотя по имени она упоминается только в трех главах – Луки 10, Иоанна 11 и 12. Марфа была более видной и известной, а также скорее всего она была владелицей их дома (см. Луки 10:38). Но благодаря тихому, менее напористому характеру Марии ее сестра и брат отходят на второй план в этой истории. Однако все эти трое человека ценны, так как Иисус любил их (Иоанна 11:5).

Как удивительно то, что Иисус выстраивал личные отношения с такими же простыми людьми, как я и ты. Если посмотреть Исход 33:11, то мы увидим, как Бог относился к Моисею: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим». Такое же отношение было у Бога и к Аврааму: «Не Ты ли, Боже наш, изгнал жителей земли сей пред лицем народа Твоего Израиля и отдал ее семени Авраама, друга Твоего, навек?» (2 Паралипоменон 20:7). Давайте вспомним, что нам говорит Иисус: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Иоанна 15:14). Слово «если» зачастую выкидывает нас из списка друзей Иисуса, ведь так часто мы нарушаем его заповеди и повеления.

Вернемся к нашим сестрам – Марфе и Марии. Их отношение к Господу было ревностное, они соперничали друг с другом за внимание Иисуса, как это обычно бывает между родными сестрами/братьями. Господь Иисус сильно повлиял на жизнь сестер, и теперь они знали его как своего друга и как частого гостя. Неудивительно, что у нас к ним большой интерес!

Какие именно отношения были между сестрами и Иисусом? В Евангелиях записаны три короткие истории, через которые мы узнаем не только о характере этих женщин, но и о самом Иисусе. Есть одна отличительная черта в их отношениях с Иисусом: есть ощущение близкой дружбы – в том плане, что в его присутствии они не были поражены страхом. Они уважительно к нему обращались, называя «Господь», но они вели себя как обычно и им было комфортно с этим человеком, которого они любили и которому доверяли.

Мы не знаем точно, когда произошла их первая встреча, но, вероятно, это было, когда Иисус завершал свой длинный путь с дальнего севера, от границ Тира и Сидона. Он намеревался достичь Иерусалима самым прямым путем – через Самарию, для того чтобы успеть на Праздник Кущей, который обычно проходит в октябре. Однако негостеприимные самаритяне преградили им путь (Луки 9:53). Вместо этого им пришлось пересекать реку Иордан и пойти к югу в сторону Иерихона. Оттуда они проследовали по скалистому пути вверх к Иерусалиму. Они опоздали, но, возможно, Иисус так и планировал совершенно неожиданно появиться посреди праздника в самом Храме.

Взойдя на Елеонскую гору, Иисус вместо того, чтобы спуститься к Иерусалиму, повернул в сторону Вифании. Иисус еще не раскрылся всему тому множеству паломников, которые наводняли улицы города и которые остались ночевать в палатках. Он не открылся священникам и иудейским правителям, которые постоянно его искали. Не имея «где приклонить голову», Иисус искал пристанище и пищу. Именно тогда на сцене и появилась эта щедрая семья в Вифании. Мы не знаем, как именно они познакомились, но это точно было благословением от Бога – как для семьи, так и для Иисуса. С этого момента и завязалась эта сердечная дружба. Описание этой встречи настолько эмоциональное, что кажется, что мы и сами знакомы с этой чудесной семьей. Эти человеческие черты дают нам возможность еще ближе с ними познакомиться.

Как мы уже говорили, дом принадлежал Марфе. Палатки/кущи для Праздника кущей, возможно, были сделаны Лазарем на 1 этаже дома (или во дворе), где они и разместили Иисуса. Мы не знаем наверняка, было ли это точно время Праздника кущей, так как хронология в этой части Евангелия непонятна. Возможно, слова «в продолжении пути их» (Луки 10:38) относятся к событию, описанному в 1 стихе этой главы, когда Господь отправил 70 своих учеников на проповедование. Если это так, то тогда речь идет о декабрьском путешествии Иисуса с 12 учениками в Иерусалим: «Настал же тогда в Иерусалиме [праздник] обновления, и была зима» (Иоанна 10:22). Лука не упоминает Вифанию, а говорит об «одном селении». Возможно, семья все еще проживала в том доме в Вифании, и когда Лука писал Евангелие, он намеренно опустил название селения, чтобы избавить семью от возможных проблем или чрезмерного любопытства со стороны соседей.

Авторы, посещавшие тот край, говорят о том, что та местность – это высокое плато с известняковыми скалами, кустарниками и низкими деревьями. Это плато затем резко переходит к углублению, где и располагалась маленькая деревушка Вифания – среди смоковных и оливковых деревьев, а также виноградных полей. В этом мирном уголке Иисус и остановился на Праздник кущей или Обновления. Но этот мирный край шел вразрез с назревавшим конфликтом между Марфой и Марией. Этот конфликт привел к разным точкам зрения и выявил два разных вида служения Господу. Давайте посмотрим, какой совет дает Иисус.

Прибытие такого уважаемого гостя был особым событием для Марфы, и она очень беспокоилась о том, чтобы оказать максимальное гостеприимство. Она возложила приготовления к празднику на свои плечи. Это рвение было описано так: «Марфа же заботилась о большом угощении» (Луки 10:40). Кажется, что Марфа заранее знала о приходе Иисуса и поэтому они с сестрой заранее начали готовиться к празднику. Но как только Иисус пришел, Мария сразу же оказалась у его ног, впитывая, подобно губке, его слова и оставляя оставшиеся приготовления на Марфу.

На протяжении какого-то времени Марфа продолжала работать одна, но потом она заметила отсутствие сестры и, найдя ее сидевшей у ног Иисуса, обиделась. Подобные эмоции часто приводят ко гневу, и в итоге она выплеснула свою обиду на Иисуса: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне» (Луки 10:38). Эта нелепая обида дала тень на добрый характер Марфы, раскрывая ее внутренние чувства, которые были полной противоположностью бескорыстному характеру Иисуса. Она пытается вмешаться в разговор Иисуса, ожидая, что он поддержит ее. Она ожидает, что Иисус поддержит то доброе дело, что она делает для всех братьев и сестер. Марфа признает то, что Мария до этого ей помогала, но сейчас она сидит и ничего не делает. Она так высоко оценивает свою работу (по сравнению с работой Иисуса), что предпочитает, чтобы Мария лучше помогала ей с приготовлением пищи. «Скажи ей – говорит Марфа, – чтобы помогла мне» (40 стих). Грубо говоря, Марфа дает инструкции Иисусу, чтобы он прекратил говорить и отослал Марию на кухню. Движимая обидой, Марфа не понимала значение своей просьбы. Если бы понимала, то она бы промолчала. Это предупреждение и для нас – не стоит делать необдуманных утверждений или суждений, особенно в отношении Божьих дел.

«Марфа, марфа…» – повторяет Иисус ее имя (41 стих). Вы заметили, что обычно, когда Иисус повторяет чье-то имя, он делает выговор этому человеку? Давайте посмотрим этот пример: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Луки 22:31). Посему Иисус делает ей выговор и просит слушать ее внимательно: «ты заботишься и суетишься о многом» (41 стих). Иисус говорит, что необязательно было все это готовить для него. Другими словами, он спрашивает ее: «Ты забыла, кто я? Разве ты не поняла, что я пришел не для того, чтобы мне служили, но чтобы я служил?» И потом он взглянул на Марию, которая сидела у его ног, и добавил: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Луки 10:42).

Только одно нужно, и именно этого мы должны желать. Посмотрите, как прекрасно это выражает Давид: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Псалтирь 26:4). «Созерцать красоту Господню» именно этим и занималась Мария! Придет время, когда болезнь или старость лишат Марфу ее удела/части, но ничто не может отнять у Марии ее части – слушания благой вести.

Колин Уолтон

Книги:  |

Комментарии закрыты.