Библейские проповеди
Послание Титу – жить верой
27.11.2005

Отрывок для чтения: Послание Титу, гл. 1, 2, 3.

Нам не известно, знал ли апостол Павел, что его послание, адресованное Титу, в последствии станет частью Нового Завета. Размышляя над особыми взаимоотношения между Павлом и Титом, мы постараемся заглянуть в разум Павла.

Сам Тит, по всей видимости, был родом из Антиохии в Сирии, и, вполне вероятно, получил наставление в истине от самого апостола (Титу 1:4). Он вырос в вере и стал надежным и ценным помощником и соработником Павла в его работе благовестия (2 Коринфянам 8:23). Он присутствовал и на конференции в Иерусалиме (Деяния 15), когда будущее ранней Апостольской церкви висело на волоске. При принятии важного решения в вопросе, нужно ли язычникам обрезываться, Тит сам был живым примером (Галатам 2:3). Он имел очень тесные взаимоотношения с церковью в Коринфе (существует семь упоминаний о Тите во втором послании Коринфянам), а также с экклесиями на Крите. Некоторое время он работал в Далматии (2 Тимофею 4:10).

Вероятно, послание Титу было написано апостолом Павлом поздно, скорее всего уже после его первого освобождения из Рима, т. е. примерно в тот же период, что и послание Тимофею. Апостол осознал, что пришествие Иисуса Христа не произойдет внезапно, и ему было известно, что ранним экклесиям предстоит пройти через великие испытания. Им понадобятся стойкие братья, которые смогут руководить и помогать следовать за Богом, чтобы вера не ослабла, а Евангелие распространялось. В послание Титу, подобно как и в первом послании Тимофею, идет речь об управлении экклесиями, увещевании, учении и роли старейшин. Именно по этой причине данное послание является очень ценным для нас, людей, которые стараются вести благочестивую жизнь во Христе.

Открывающие стихи послания представляют Павла рабом, и только потом апостолом (стих 1); он пишет о вере и истине (стих 2); своей надежде на жизнь вечную (стих 3); он молится, дабы милость, благодать и мир пребывали на Тите. Он также признает единство целей Отца и Сына, объединяя Их вместе одним титулом – «Спаситель» (стихи 3,4). Именно на этом прочном основании будут даны последующие указания.

Два наиболее ценных совета даны Павлом Титу, и в каждом из них мы можем найти увещание для себя. Они касаются избрания старейшин и преподаванию здравого учения.

Старейшины

Нет сомнений в том, что быть поставленным во главе других людей – положение довольно заманчивое, но таит в себе опасность. Без должного контроля власть подвержена коррупции. Описание неверных старейшин в послании Титу 1:10-16 драматично и пугающе. Контраст с описанием требований для благочестивого старейшины в 1:5-9 вряд ли может быть подчеркнут сильнее. Ему должно быть присуще уважение божественных принципов в семейной жизни. Во-вторых, он должен обладать такими качествами, как смирение, доброта и честность. В-третьих, он должен хорошо быть знаком с учением и силён в Слове. Старейшины должны во всем подавать пример другим. Нам всем нужно взглянуть в свою собственную жизнь, и тогда станет понятно, насколько хорошим является наше апостольство. Наше отношение к другим: часто ли мы проявляем сострадание, веру и любовь, видно ли наше апостольство окружающим нас в повседневной жизни людям, все эти вещи очень важны.

Здравое учение и благочестивое житие

Павел страдал от рук иудейских верующих, которые пытались вернуть молодую церковь обратно к Моисееву закону. Они твердо были убеждены в том, что для того чтобы стать верующим, нужно сначала стать иудеем. Вполне вероятно, что именно из таких людей возникли нечестивые старейшины, о которых упоминается в послании Титу. Милость Божия всегда занимала первое место в разуме Павла (3:4-7). Мы не спасаемся своими делами, но только верой. Однако люди, вкусившие благодать Божию, должны непременно показывать в своей жизни дела праведности и плоды духа. В Писании не идет речи об абстрактной вере. Если вера не выражается в поступках, то нет и самой веры! Итак, «слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам» (3:8).

Вероятно, вы знакомы с Библейским учением о природе человека, крещении, втором пришествии Иисуса Христа, будущем Царстве Божьем на земле и т.д., но христианская жизнь для вас находится в другой категории, является другой главой книги. В разуме Павла не существовало подобного разделения. Он плавно переходит от учения к практике и обратно. Для него любая доктрина имела влияние на жизнь, и каждое учение должно быть выражено в повседневной жизни. Совет этого «старца» – всегда обладать трезвым умом и здравым учением (2:2); жизнь слуги должна быть «украшением учению Спасителя нашего, Бога» (2:9-10). Связь эта лучше всего видна в 2:11-14, где благодать Божья приводит к спасению, но она же научает нас жить праведной, благочестивой жизнью; верить и надеяться на Второе Пришествие, быть ревностными в добрых делах.

Предупреждение, данное в 3:9-11, нужно рассматривать именно в этом контексте. «Глупые состязания и родословия, и споры и распри о законе» не могут принести плода, вызывают расхождения во мнениях и далее приводят к разделениям, конфликтам и расколам. Они не поощряют братьев и сестер к благочестивому житию, или развитию правильного поведения с чистотой, степенностью и неповрежденностью (2:7). Так «пусть и наши учатся упражняться в добрых делах… дабы не были бесплодны» (3:14).

Апостол напоминает о Господе Иисусе, как совершенном примере; и мы сейчас собрались с той же целью – вспомнить нашего Господа. Он говорит о «Спасителе нашем Иисусе Христе, который отдал себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (2:13,14). Наше спасение во Христе есть Божий дар, ставший доступным через жертвенную смерть и славное воскрешение Господа Иисуса. По милости Бога мы получили спасение. Дар Божий есть жизнь вечная через Иисуса Христа, нашего Господина. Мы не являемся рабами Закона. Спасение нельзя заработать делами, чтобы никто не хвалился. Тем не менее, Библия побуждает нас к добрым делам, чтобы мы «ходили в них» – наша вера должна быть всегда живой, мы должны приносить много плода. Сам Господь всегда жил по вере. Цитата из Деяний Апостолов напоминает нам слова псалмопевца: «Видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании… Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим» (Деяния 2:25-28).

Оставляя Послание Павла своему сыну по вере, призываю вас быть всегда живыми в служении по благодати, данной нам в Иисусе, нашем Господе, которого мы и вспоминаем сейчас посредством символов – хлеба и вина.

Крис Брук (27.11.2005г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.