Библейские проповеди
Унижающий себя возвысится
25.09.2005

Отрывок для чтения: Лука 18.

Наша проповедь на сегодня берет за основу слова из Притчи 15:33 – «Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение». Библия учит вполне ясно, что, вопреки нашей природной склонности и преобладающему влиянию современной философии, восхваляющей самоутверждение, мы должны смирить себя, если желаем достичь величия и небесной природы грядущего Царства Божьего на земле.

Главный принцип здесь – признание величия Бога, Творца нашего спасения, и подчинение учению Его Слова. «Ибо всё это соделала рука Моя, и всё сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Исаия 66:2).

Это как раз один из уроков, которому учит Господь в нашем чтении сегодня из Луки 18. Притчу о мытаре и фарисее Иисус заканчивает словами, содержащими в себе главный принцип, которому он хочет научить своих слушателей: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (18:14). Контраст в притче обозначен очень хорошо. Фарисей в молитве расхваливает самого себя, забывая упомянуть о своих грехах и о необходимости попросить за них прощения, в то время как презираемый им мытарь полностью отдает себя на милость Божию. Фарисей возвышает себя, мытарь же наоборот себя унижает. И, как утверждает Господь, мытарь этот пошел домой оправданным более, нежели фарисей, именно на основании своей веры в милующего Бога. Иисус таким образом учит, что спасение не приходит через самоправедность, что являлось качеством фарисеев, но лишь через праведность, которую вменяет человеку Сам Бог на основе веры человека.

И принцип этот настолько важен, что Евангелия приводят, каждое в отдельности, три эпизода, в которых Иисус подробно учит ему. Первый воспроизведен у Луки 14:7-11 в притче о гостях на свадебном пире. «Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Вновь острие притчи направлено против фарисеев. Иисус, будучи приглашенным на свадебный пир в дом фарисея, использовал ситуацию для осуждения фарисеев за то, что они использовали любую возможность выставить или возвысить себя перед всеми. Их надутое высокомерие подчеркнуто греческой фразой, переведенной как «первые места» (у Матфея 23:6 – как «предвозлежание». Заметьте, что и в третьем случае, где Иисус учит этому важному принципу (Матфей 23:12), он опять свидетельствует против фарисеев). Слово в оригинале буквально означает «первые ложа». Становится ясным, что даже на чисто домашнем торжестве фарисеи имитировали римский обычай возлежания во время приема пищи. Нетрудно представить их высокомерие и ленивые позы при этом. Равно возможно представить и их конфуз и негодование при публичном обличении их Иисусом.

Притча о свадебном пире частью извлечена из книги Притч 25. «Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои» (стихи 6,7). Не вызывает сомнения, что содержание этих слов, как и они сами, были хорошо известны фарисеям. Они видели себя «великими» в Израиле. По контрасту, Иисус заявлял о себе, как о Царе Иудейском, помазанном Богом, его Отцом. Несомненно, фарисеи испытывали внутреннее негодование. Но здесь важный урок и для нас. Вышеприведенные стихи очень похоже изображают картину последнего суда. Предыдущий стих говорит об утверждении престола: «Удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою» (Притчи 25:5). Возвышающие себя сейчас попадут в немилость на суде и будут преданы вечному забвению. Вполне возможно и вероятно, что привыкшие возвышать себя люди в своем высокомерии будут стремиться выйти вперед и перед судейским престолом Христа! Какое же унижение и разочарование ожидает их! Так это будет или нет – урок ясен: мы должны развивать в себе качество подлинного смирения сейчас, если желаем возвыситься в будущем.

Об этом же самом уроке смирения свидетельствует и апостол Пётр, касаясь поведения братьев в церкви. «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Петра 5:5,6). Обратите внимание и на общий принцип подчинения молодых старшим, конечно, при условии какого-либо компромисса с Истиной. Но заметьте, что мы все должны смириться перед Богом, о чем говорят слова «облечься смиренномудрием»; значение этого мы увидим ниже. Здесь и прекрасная комбинация идей в призыве смириться под крепкую руку Божию. Наши смирение и подчинение Богу вовсе не являются признаком слабости, также и не приводят к ней. Фактически, это позволение силе Творца действовать для нашего блага. Подобное поведение по образцу заявившего о себе, как о добром Пастыре, будет результатом нашего возвышения в будущем. «И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Петра 6:4,6). Давайте сейчас, день за днем, развивать в себе подлинное, искреннее смирение, чтобы в великий день суда к нам обратились со словами: «Друг, пересядь выше».

В нашем последнем эпизоде слова вновь исходят из уст Учителя и соединяют нити нарисованной картины воедино. «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» (Откровение 19:6-9). Мы вновь обращены к контексту событий вокруг судебного престола и свадебного пира. Заметим сначала, что наш отрывок имеет своим основанием воздаяние хвалы Вседержителю: «Хвалите Бога нашего». Возвеличивание Бога и смирение перед Ним человека есть то основание, на котором достойные будут также возвеличены в последний день. Это брачная вечеря Агнца, на которую будут приглашены избранные. Приготовив себя смирением и верой во дни испытаний, церковь (невеста) облечена теперь не только смирением, как отмечалось ранее, но и праведностью. Невеста оправдана верою по примеру мытаря из Луки 18, который пошел в дом свой оправданным.

Итак, проповедь наша ясна каждому. Давайте смирим себя сейчас, признавая, что спасение приходит к нам только через пролитие крови Агнца, которая символически представлена вином перед нами. Давайте растворим нашу веру в этой пролитой крови, что, конечно, является безумием для неверующих. Давайте бежать высокомерия фарисеев древности. Давайте облечемся в смирение и в праведность святых в полной уверенности, что получим воздаяние в свое время. Тело Христово, представленное хлебом, символизирует также и тех, кто принял крещение и вошел в церковь его в течение всех веков и по всему миру.

Ричард Меллоус (25.09.2005г.)

Книги: , ,  |

Комментарии закрыты.