Библейские проповеди
Добрый самарянин
18.09.2005

Отрывок для чтения: Лука 10.

В десятой главе Евангелия от Луки рассматривается одна из притч, которая, как и многие другие притчи, исходящие из уст Христа, заставляет людей восхищаться. Иисус рассказывал в форме притч – простых историй, содержащих в себе, тем не менее, глубокие истины, которые он хотел донести до людей. В случае, описанном в притче о добром самарянине, перед нами не только определенные действующие лица, но сам рассказ построен на реальных событиях, имевших место в истории народа Израильского.

Слова «иди, и ты поступай так же» (стих 37) содержат в себе определенную долю понуждения к действию. Самарянин оказал милость незнакомому человеку, к такому же действию призывается и законник, которому и была рассказана эта притча. В Ветхом Завете Бог явил себя человеколюбивым, милосердным, долготерпеливым, многомилостивым и истинным (Исход 34:6). Характер нашего Небесного Отца совершенно чужд нашему природному человеку, в сердце которого не живет ничего хорошего; и, тем не менее, Христос повелевает нам быть милостивыми: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Матфей 5:7). Эти слова содержатся в Нагорной проповеди (Матфей 5:7). Иаков добавляет позднее: «Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (2:13). Слова апостола, в самом деле, суровы и отрезвляющи, но в них и ободрение для всех нас. В виду того, что милосердие – вещь, чуждая для путей человека, проявление его требует смелости и мужества перед теми, кого можно причислить к сынам Саруиным (напр., 2 Царств 3:39), и отсюда – необходимость обладания нами этих качеств характера.

Именно на Иисуса взираем мы, как на идеальный пример милосердия. Он и есть Тот, кто показан в притче под добрым самарянином. Недруги говорили Ему: «Не правду ли мы говорим, что Ты самарянин и что бес в Тебе?» (Иоанн 8:48). Это подразумевало оскорбление, ибо иудеи не желали иметь никаких дел с самарянами, но именно он – презираемый и отвергаемый иудеями – оказал им милосердие.

Человек в притче, шедший из Иерусалима в Иерихон, представляет собой нацию Израиля. Иерусалим считался городом мира (Евреям 7:2), в то время как Иерихон находился под проклятием (Иисус Навин 6:25). Израиль повернулся спиной к городу мира и шел вниз по дороге, ведущей к проклятию. Эти слова были произнесены Богом на тех, кто не исполняет Его заповеди (Евреям 6:8). Израиль как нация «попался разбойникам», как можно сказать. Царь вавилонский много лет назад ограбил их Храм и забрал его сокровища, теперь то же делали римляне, облагая народ тяжелым налоговым бременем.

Кто мог помочь? Были священники, но в притче священник прошел мимо. Так же поступил и левит. Эти два характера представляют собой привилегированную верхушку израильского общества: священство, книжников, фарисеев и, конечно, законодателей. Именно с представителем последних и говорил Иисус. Вся эта верхушка видела беды и унижение народа, но ничего не делала для облегчения страданий его. Некоторым образом, своим положением они были обязаны римлянам, и поэтому являлись их союзниками в угнетении нации. Более того, они учили народ формальной религии, которая требовала уплаты десятины от произведений полей, деревьев и стад, и в то же время упускала из виду суды и милосердие Божьи.

После двух вышеупомянутых людей нашел на несчастного и некий самарянин, который, «увидев его, сжалился». Не относится ли это к Иисусу, не раз проявлявшему сострадание к людям? Для примера упомянем только два случая. У Матфея 14:14 и у Марка 6:34 говорится одинаковыми словами, что Иисус «увидел множество людей и сжалился над ними». Здесь перед нами две грани сострадания Иисуса, служащие примером для всех нас. В одном случае (у Матфея) Иисус исцелил людей физически, в другом (у Марка) – духовно. Это учит нас принципу, который хорошо озвучил Иоанн: «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?» (1 Иоанна 3:17). Неплохо будет остановиться и подумать над этим определенное время, но будет еще лучше уже утром встать и начать действовать, как написано: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иаков 1:22).

Итак, именно добрый самарянин (Христос), «подошед (к Израилю) перевязал ему раны, возливая масло и вино». Положение нации было в это время подобно описанию Исаии: «язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем» (1:5,6). Но вот, пришел врач, способный исцелить «дщерь народа моего» и привести ее к источнику воды живой – Слову Божьему, которое подобно бальзаму галаадскому (Иеремия 8:22).

Милосердие и благость нашего небесного Отца явили себя в том, что Он послал Христа, Сына Своего возлюбленного, чтобы спасти людей от их грехов. Иисус учил простых людей, и многие слушали его, и именно эти люди, после вознесения Христа на небо, откликнулись на проповедь апостолов, подобно содержателю гостиницы. Христос позаботился о всем необходимом для своих людей до дня своего возвращения на землю: он дал повеление апостолам пасти стадо Божие, и это вменяется в обязанность всем, кто является содержателем «гостиницы» Божьей – его церкви – до прихода Христа.

Притча о добром самарянине имеет некую связь с инцидентом в истории Израиля, о котором повествует 2 книга Паралипоменон 28.

Мы знакомимся здесь со днями правления нечестивого царя Ахаза, который не пожалел даже сына своего, проведя его черед огонь в долине сынов Еннома. Не было у этого царя ни сострадания, ни веры. А ведь Ахаз был потомком царя Давида, в отношение которого Богом было сказано: «Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его» (2 Царств 7:12). И вот, вместо того, чтобы заботиться о сыне в надежде на исполнение обетований, данных Давиду, его отцу, Ахаз запятнал свое имя ритуальным его убийством, и черед это деяние явил свое неверие в великие и драгоценные обетования, сделанные праотцам Богом. Ахазу противостоял пророк Исаия, который подтвердил небесный завет с домом Давидовым: «Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исаия 7:14).

Этот Ахаз, царь иудейский, навлек на себя и на народ множество бед. Милостивый человек благотворит собственной душе, но жестокий мучает собственную плоть, и неизбежно на порог приходит война и связанные с ней страдания. Сначала сирийцы, а затем и его соседи – 10 колен Израилевых – начали воевать с ним. Факей, царь Израилев, уничтожил 120000 иудеев и увел в плен 200000 жен, сыновей и дочерей, как повествует 2 Паралипоменон 28:6,8. Трудно в наше мирное время вообразить, какие страдания навлек на свой народ Ахаз.

Слова пророка Осии застали царя Ахаза врасплох: «И тебе, Иуда, назначена жатва, когда Я возвращу плен народа Моего» (Осия 6:11). Иуда пошел в плен за грехи свои, и всё же была надежда на скорое возвращение. Навстречу войску, возвращающемуся в Самарию с добычей, выступил пророк Господень по имени Одед. Он осудил сынов Израилевых за их жестокость и предупредил их о гневе Господнем за их деяния. Один человек противостал всей нации и говорил о милосердии к пленным, вскоре к нему примкнули четыре начальника сынов Ефремовых. Но могут ли пять человек изменить весь народ? Сами по себе, конечно, нет, но если с Богом, то с Ним возможно всё! Солдаты оставили свою добычу и ушли, пленных одели, обули, накормили, помазали елеем, слабых посадили на ослов и отправили в Иерихон (2 Паралипоменон 28:9-15).

Эти четыре начальника сынов Ефремовых оказались подлинно добрыми самарянами, которые, увидев своих соседей в столь жалком состоянии и не побоявшись властей земных, заговорили о милосердии Божьем. Когда четверо защищают права столь многих, Бог не действует на демократической основе. Подобным же образом действовал в одиночестве и Христос. Даже когда ученики оставили Его и бежали, Христос свидетельствовал о милосердии Божьем и победил, и в этом смысл урока об одиноком самарянине. Не думая о своей собственной безопасности, он проявил сострадание. Он один оказал помощь несчастному, в то время как другие прошли мимо. Он сокрыл свое благодеяние, и похвала ему была не от людей, но от Бога. Всем, что у него было, он распорядился щедро, и это всё ради совершенно незнакомого человека!

Мы тоже когда-то были едва живыми. И своим спасением обязаны Тому, кто проявил к нам сострадание; и теперь, бедны ли мы или богаты, мы одно можем дать нашим ближним – Слово Божье. Мы можем разделить с ними надежду на Царство Божье на земле и поделиться благой вестью о праведном Царе – Господе Иисусе, Который и будет управлять этим Царством справедливо и милостиво. И именно Господа Иисуса мы вспоминаем сейчас, обращаясь к символам его крестной смерти – хлебу и вину.

Дэвид Блэклок (18.09.2005г.)

Книги: , ,  |

Комментарии закрыты.