Отрывки для чтения: Исход 1,2; Псалмы 53-55; Римлянам 7.
Из наших сегодняшних чтений книги Исход 1 и 2 мы узнаём, как страдали израильтяне под рукой нового египетского фараона. Народ Израилев процветал до такой степени, что фараону необходимо было сделать их рабами (Исход 1:8-14). Очевидно, он был очень могущественным человеком, который ожидал подчинения от всех. Египтяне почитали фараона богом. Поэтому еврейские повивальные бабки поступили очень смело, умышленно ослушавшись его конкретного повеления (Исход 1:15-17).
Казалось бы, у повивальных бабок хватило мужества сделать то, что они сделали, потому что они «боялись Бога» более, нежели фараона. Подобно им поступил и Петр, когда, в ответ на повеление синедриона не проповедовать больше во имя Иисуса, сказал: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деяния 5:29).
Временами мы с неохотой говорим о страхе Божьем. Слово «страх» в переводе с оригинала может означать «уважение», «благоговение». Однако то же самое слово использовано в книге Исход 2:14 – «Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле»; и снова оно встречается в Исход 14:13, где описывается, что израильтяне испытывали страх, когда им показалось, что они находятся в опасности на берегу Чермного моря.
Страх – это чувство, которое испытываем мы все. Однако Давид утверждает: «Не убоюсь зла» (в оригинале то же самое слово), а также: «Не боюсь; что сделает мне плоть?» Автор послания Евреям увещевает нас: «Не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (13:5,6).
Нам сказано, что мы не должны бояться ни человека, ни его злых дел, противостоящих нам, потому что Бог пообещал, что во всех подобных обстоятельствах Он пребудет с нами. Но мы должны задать себе вопрос: ‘Как же тогда мы, такие же грешники, можем находиться пред Богом, безусловно, Существом самым добрым и праведным?’
Есть очень ясное утверждение в книге Екклесиаст (12:13) – «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека». Без сомнения, мы можем прочитать «уважай» вместо «бойся», но в оригинале снова используется то же слово, которое мы упоминали ранее, означающее «страх».
Мы уже подметили, что псалмопевец в 23 Псалме говорит: «Не убоюсь зла». Но он также продолжает в Псалме 33: «Бойтесь Господа, святые Его». Оба слова, говорящие о страхе, с оригинала переводятся одинаково. Очень хорошо подчеркнут контраст между боязнью «зла» и боязнью пред Господом. Божьи святые должны бояться второго, но не первого. Слишком часто мы понимаем это неверно и делаем всё наоборот. С одной стороны, нам недостает веры и доверия Богу, когда мы сталкиваемся с большими проблемами; с другой – мы тотчас приближаемся к Богу, когда у нас всё в порядке.
Настоящий и великий страх пред Богом, на самом деле, повышает наше осознание Его любви. Обдумывая временами свое поведение и сравнивая его с безупречными славой и святостью Божьими, какие еще чувства мы можем испытывать, кроме страха, когда хотим предстать пред Его лицом? Вот почему, скорее всего, автор книги Притч пишет:
«Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум» (Притчи 9:10).
Этот принцип, конечно, заложен еще в Бытии. Прежде чем Адам и Ева согрешили, они не знали страха, но как только они осознали свой грех, Адам сказал Богу: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся (то же самое слово), потому что я наг, и скрылся» (Бытие 3:10).
- Верный слуга Божий, Моисей, окутанный Славой Божьей на горе Синай, сказал: «Я в страхе и трепете» (Евреям 12:21).
- Исаия, увидев славу Божию в видении Серафимов, произнес: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами» (Исаия 6:5).
- Даниил, получив видение славы Божьей, сказал: «И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться… Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом» (Даниил 10:7-11).
- Гедеон, Захария, Мария, пастухи – они все были исполнены страха, когда стояли лицом к лицу с Ангелами Всевышнего.
И всё же, любовь Бога к нам так велика, что когда человек познаёт свою ничтожность, и вся его сила и уверенность покидают его, Бог обращается к нему и говорит: «Не бойся».
В действительности же Он говорит: ‘Ты правильно делаешь, что боишься, ведь грешные и злые люди всегда боятся доброты. Но я удалю страх от тебя, и сделаю это не просто словами о том, что ты не должен бояться, но чем-то много более глубоким. Я удалю от тебя твой природный страх, простив твои грехи’.
Вкушая хлеб и пригубляя вино, мы приближаемся к Божьему престолу благодати. Наши сердца наполнены страхом, когда мы предстаем пред Его всепоглощающей непорочностью. Но после, невероятные красота и изумление оттого, что за этим последует, наполняют наши сердца.
Ведь Бог, Создатель и Опора всего окружающего, во всей Своей праведности и славе, приближается к каждому из нас и тихо произносит: ‘Не бойся. Я люблю тебя. И, несмотря на то, что у Меня слишком чистые очи, чтобы смотреть на злодеяния’, – как говорит Аввакум (1:13), – ‘Я забрал от тебя всё зло; и через Моего Сына Я снял с тебя все грехи твои’.
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Иоанна 4:18).
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн 15:13).
Барри Лэмбсдаун (30.01.2005г.)