Отрывок для чтения: Евангелие от Луки 19.
В главах 9-19 Евангелия от Луки описано путешествие Господа Иисуса в Иерусалим. В нашем разуме проплывают картины событий, произошедших в Иерусалиме: жертва Господа, Его страдания, распятие, смерть и величественное воскрешение «на третий день».
- Лука 9:18-22 – После исповедания Петра о том, что Христос – Сын Божий, Иисус рассказывает Своим ученикам о предстоящей смерти от рук правителей и о воскрешении на третий день. Апостолы не понимают слов Господа.
- Лука 9:28-30 – Сразу после этого, на горе во время преображения, Моисей и Илия разговаривали с Иисусом об исходе, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.
- Лука 9:51-53 – Иисус «восхотел идти в Иерусалим». Он готов был пойти и расстаться со Своей жизнью.
- Лука 18:31-34 – Иисус еще раз объявляет Своим ученикам, что Ему предстоит претерпеть смерть согласно тому, что написано в писаниях ветхозаветных пророков.
- Лука 19:11 – Написано, что Иисус рассказал притчу о минах, «ибо Он был близ Иерусалима», и что «они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие». После этой притчи (в стихе 28) Иисус «пошел далее, восходя в Иерусалим».
В стихах 41-44, по мере того как Иисус восходит на гору Елеонскую, город появляется перед Ним, и стены величественного Храма сверкают под лучами солнца. Здесь Иисус вскоре будет предан, подвергнут бичеванию, оплеван, осмеян и, в конце концов, распят. Однако Господь плачет не о Себе, а об Иерусалиме, пророчествуя о Его разрушении, которое и произошло позднее в 70 году н.э. Искупитель пришел на Сион, чтобы стать совершенной жертвой за грех. Следующий раз Он придет на Сион как Царь, Лев из колена Иудина.
Читая ветхозаветные Писания, Иисус прекрасно осознавал, что ожидает Его в Иерусалиме. Он помнил пророчество и обетование Бытия гл.3 о «семени женщины»; приношение Исаака, единственного возлюбленного сына своего отца, символизирующее Его жертву (Бытие 22), отрывок из Псалма 21 и 68, где подробно говорится о Его страданиях и воскрешении (Псалом 15). Существует также пророчество о страдающем слуге в Исаии 53, в котором есть такие слова: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши», «наказание мира нашего [было] на Нем». Иисус должен был исполнить всё это, как «Агнец Божий, который берет на Себя грех мира». После воскрешения Иисус истолковал все приведенные отрывки Своим ученикам.
С самого начала Своего служения Иисус полагал Свою душу в служении другим, и кульминацией этого служения стал крест. Каждый день Он одерживал победу в битве над грехом, происходившей в Его человеческом теле, и, страдая, Он учился быть послушным. Эта битва не была слишком легкой для нашего Господа.
После крещения Иисус был веден Духом в Иудейскую пустыню для искушения в течение сорока дней. Этот период был отражением сорокалетнего путешествия народа Израильского по пустыне. В Евангелии от Луки 4:1-13 описаны три вида искушений. Поддавшись любому из них, Иисус мог бы избежать креста и получить царство. У Иисуса была сила сделать это.
- Лука 4:3,4 – Превращение камней в хлеба. Иисус мог обеспечить народ хлебом, превратив в него камни, и быть провозглашенным Мессией. Однако Он процитировал отрывок, в котором говорится, что только Слово Божие является настоящей духовной пищей, необходимой для духовного благополучия.
- Лука 4:5-8 – Почитание и поклонение. Человек всегда старается захватить бразды правления силой. Иисус мог это сделать, использовав безграничную силу Бога. Однако человеческие пути не есть пути Божьи. Пищей и питием для Иисуса было поклонение Богу, и только Ему.
- Лука 4:9-12 – Крыло Храма. Если бы Иисус совершил подобное чудо, бросившись с крыши храма, тем самым Он мог заслужить всеобщее поклонение. Однако с другой стороны это означало подвергнуть Бога испытанию.
Заметьте, что все три отрывка процитированы Иисусом из книги Второзаконие и относятся к периоду блуждания народа Израильского по пустыне. Все три искушения были побеждены Иисусом тогда, но они постоянно повторялись в течение Его служения (Лука 4:13). Например:
- Лука 4:28,29 – После проповеди в синагоге в городе Назарете, люди попытались сбросить Иисуса со скалы, однако Он не позволил им сделать это, Он победил искушение стать чудотворцем.
- Иоанн 6:14,15 – После насыщения 5000 Иисус победил искушение, когда народ хотел сделать Его царем. Вместо этого Он отослал учеников и распустил толпу.
Когда Петр попытался убедить Иисуса, что путь, включающий страдания и смерть, ошибочен, и его можно избежать, Тот осудил его: «Отойди от Меня сатана». Намерения Петра были благими, но он тем самым стал противником («сатаной») для Иисуса.
- Лука 22:40-44 – В саду Гефсиманском Иисус молился Отцу и просил, если существует хоть малейшая возможность, если есть какой-нибудь другой путь для спасения человечества, чтобы Бог воспользовался им. «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Затем Он попросил сил выстоять перед предстоящими испытаниями и распятием, и получил просимое.
- Лука 23:35 и 39 – Правители народа насмехались над висящим на древе Иисусом: «Пусть спасет Себя Самого, если Он Христос (Мессия), избранный Божий». В Евангелии от Матфея 27:40-43 записаны такие их слова: «Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Иисус мог сойти с креста, но Он остался там, как жертва за грех, как Агнец Божий.
Евангелие от Луки подчеркивает, что Иисус был тем совершенным человеком, в котором нуждался Бог (Бытие 1:26). Иисус разделил нашу природу, с ее склонностью ко греху. В евангелии от Луки, глава 3, родословная Иисуса восходит к Адаму. Иисус даже назван вторым Адамом. Адам был сотворен по образу Божьему, но потерпел неудачу. Тем не менее, Божий план подразумевал то, что человек является венцом Божьего творения, отражением Его характера. И, как второй Адам, Иисус в совершенстве выражал характер Бога. Нам известно из Послания римлянам: там, где Адам потерпел неудачу, Иисус победил. Через Адама возникли грех и смерть, Христос же принес жизнь и праведность. Адам поддался искушению, Иисус противостал вожделениям плоти (камни в хлеба), желаниям очей (царства целого мира) и гордости житейской (возможности стать чудотворцем).
Иисус смирил Себя (Филиппийцам 2:5-11), как страдающий слуга, быв послушным даже до смерти. Он поборол все искушения и не дал воли Своим желаниям, но во всем подчинился воле Бога. Каждый день Иисус исполнял волю Отца, Он искал Бога в молитве и изучал Его Слово. Его пищей было исполнять волю Отца. Каждый день Иисус отвергал Себя и распинал Свою жизнь в служении, Его послушание ярче всего видно в самопожертвовании на кресте за грехи всего человечества. Крест должен был предшествовать венцу.
Благодаря Своему послушанию и смерти на кресте, Иисус победил грех, живущий в каждом человеческом существе. Бог воскресил Его из мертвых «на третий день» и даровал бессмертие – Иисус разделил божественное естество. Мы вспоминаем жертву Христа, преломляя хлеб и пригубляя вино, Его победу над грехом и смертью. Только через Христа и мы можем стать участниками в этой победе!
Крещением мы присоединяем себя к смерти и воскресению Иисуса: образно умираем для прошлой жизни «в Адаме» и воскресаем к новой жизни в Иисусе Христе. Участвуя в хлебопреломлении «в память о Нем», вкушая тело и кровь нашего Господа, мы вспоминаем сделанное Им ради нас. Его тело было отдано в жертву, Его кровь была пролита – «кровь нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
И мы должны полагать свои жизни в служении Господу, отрекаясь себя, побеждая искушения, обращаясь к Богу в молитве и читая Его Слово, прося прощение, когда мы оступаемся. Мы можем приступать к Богу с уверенностью, благодаря Господу Иисусу и через Него, ибо Он – наш Первосвященник, предложивший Себя в качестве совершенной жертвы за грех, Он разделил нашу природу и тяжелую жизнь, чтобы стать нашим заступником (Евреям 4:14-16).
И сейчас, когда мы разделим символы друг с другом в память о нашем Господе, давайте решим в оставшиеся перед приходом нашего Господа дни исполнять волю Божью и научимся всегда говорить: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Давайте стремиться быть готовыми к встрече с нашим Господом и будущим Царем в этот великий и чудный день Его возвращения, чтобы по милости Бога нам получить разрешение войти в Его величественное Царство и воссесть рядом с Ним. Аминь.
Джон Эдвардс (26.09.2004г.)