Библейские проповеди
Закон, вера и плоды
3.10.2004

Библейские чтения: 1 Паралипоменон 17, Иезекииль 29, Галатам 3,4

В своей проповеднической деятельности апостолы часто встречались со всевозможными трудностями. Так в Послании Галатам апостол Павел особо озабочен тем фактом, что христиане из иудеев старались заставить новообращенных верующих из язычников соблюдать закон, данный через Моисея.

В Галатам 1:6,7 апостол предупреждает об опасности «иного благовествования». Эти новые учения не были просто легким искажением подлинного евангелия, но являли собой совершенно другую перспективу. Фактически, Павел применяет здесь слово, которое используется в описании преображения Иисуса, при котором «вид лица Его изменился» (Лука 9:29). Вместо того чтобы ободрять новообращенных братьев и сестер, иудейские христиане, как пишет Павел, извращают благовествование Христово, меняя его на нечто совершенно иное. Эти ложные учителя лишали верующих надежды на разделение с Христом Его бессмертной славы. Их альтернативное евангелие делало работу Христа явно бессмысленной.

В 2:16 слова «оправдывается» и «оправдаться» почти ничем не отличаются в греческом и несут идею о праведности перед Богом. Аргумент Павла следующий: мы не можем оправдаться перед Богом, лишь исполняя требования Закона Моисеева. Это может произойти только в случае прощения грехов. В свою очередь, это может произойти только через веру в Иисуса и в то, что свершилось Им на кресте. И опять всё это только в случае, если Бог зачтет нашу веру в праведность, как Он сделал это с Авраамом.

Павел продолжает эту тему и в 3 главе. В первом стихе он выражает удивление, как быстро эти ложные идеи овладели умами галатийских верующих, и называет их «несмысленными». Он использует то же слово, какое использовал и Иисус в Своем известном восклицании: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки» (Лука 24:25).

Галатийцы были «околдованы», обмануты этим новым учением. Несколько раз в своем послании Павел призывает их понять серьезность их положения; обратите внимание на его вопросы – 4:9 и 5:7. Они пошли по ложному пути, и, отсюда, прямой риск потери своего спасения. Прежде они «подчинились» Истине, в которую уверовали и в которой были убеждены, но теперь начали отходить от нее.

В стихах со 2 по 11 Павел противопоставляет четыре аспекта закона Моисеева и веры во Христа. Затем показывает, что в каждом случае не идет никакой речи о спасении посредством дел Закона, и отсюда выражает удивление, почему они хотят опять возвратиться к нему. Дары Святого Духа и обетования пришли к Аврааму через веру, а не через дела Закона. Человеческая слабость препятствует исполнению всего Закона, и, как следствие, это делает смерть явлением просто неизбежным. И, наконец, если бы даже люди и были в состоянии исполнить Закон, всё равно без веры Богу угодить нельзя.

Почему так важна вера?

Опыт верующих в Галатии преподает нам хороший урок: исполнение Закона без веры – просто пустая трата времени и сил. Они полагали, что буквальным исполнением Закона служат Богу, когда на самом деле вызывали этим лишь Его недовольство. «Тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицом Господа Саваофа?» (Малахия 3:14).

Две вещи объединяют верующих святых в Послании Евреям 11. Во-первых, они веровали Богу наслово, без каких-либо конкретных подтверждений. К примеру, Ной, получив предупреждение от Бога, построил ковчег ввиду грядущего наводнения, хотя прежде никогда и не видел дождя. Авраам был призван оставить свой родной город Ур Халдейский, чтобы идти в землю, о которой он не имел никакого понятия. Далее еще больше: по повелению Исаака, не сомневаясь, «что Бог силен и из мертвых воскресить», хотя еще никто никогда не восставал из мертвых!

Во-вторых, их дела вырастали из веры. Евреям 11 дает множество примеров этому – все их поступки просто стоят на фундаменте веры, это похоже на ветер, который нельзя увидеть, но последствия работы которого всегда перед глазами.

Почему был сначала дан Закон?

Согласно Гал.3:19, Закон был дан «по причине преступлений». Как грешные потомки Адама, мы имеем двойную проблему. Во-первых, как говорит Бог, «пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших», и отсюда мы не можем понять небесный стандарт праведности. Апостол в Послании Римлянам говорит, что Закон был дан, чтобы показать, как «грех становится крайне грешен посредством заповеди». Во-вторых, мышление эдемского змея присуще и нам, и поэтому «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено». Человек всегда скор на оправдание своих проступков, идущих в противоречие с Божественным Законом, и всегда найдет причину, заставившую его поступить так, а не иначе.

Закон был сильным визуальным помощником. Он обосновывал необходимость искупления, ясно высвечивая аспекты нарушения его заповедей. Он использовал нечистоту в природных вещах для научения людей более фундаментальным урокам. Он просто кричал, – если бы только они слушали, – о грехах, которые невозможно видеть, но которые всегда реальны: гордыня, гнев, коварство, эгоизм и прочее, которые упоминает и Господь у Марка 7:18-23. Реальность жизни для большинства людей, стоящих под Законом, свидетельствовала, что они постоянно нуждались в очищении; необходимость Божественного прощения присутствовала всегда и была очевидной. Таким образом, Закон показывал им, и показывает нам, необходимость в спасении. А это указывает уже на Христа.

До прихода Иисуса все люди были «заключены под грехом» (Галатам 3:22), ожидая освобождения, которое могло прийти только с Ним. Всемогущий дал им закон, который они не могли исполнить, чтобы показать им их полную зависимость от Него. Но Израиль перевернул Закон с ног на голову, полагая, что через исполнение самых мельчайших требований его, они поставят Бог в положение из должника – Он должен будет даровать им жизнь. Но никакая плоть не может и не должна славить себя в Его присутствии. Все и всё полностью зависят от Его благоволения и милости. Единственная основа для приемлемого богослужения – это признание за грехом его истинной сути, которая состоит в разрыве отношений с Богом – и вера в Его милость во Христе Иисусе.

Что Закон был бессилен сделать, – пишет апостол, – сделал Бог, послав Сына Своего «в подобии плоти греховной» (Римлянам 8:3). В Его плоти, где у всех буйно цветет грех, этот самый грех был уничтожен на месте. А это произошло, благодаря приведению всех помыслов Его в русло исполнения воли Отца.

Свои добровольным смирением Он исполнил Закон, хотя и попав под его проклятие, будучи повешенным на дереве. И всё это из-за любви к Отцу и к нам: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством» (Исаия 53:11).

Что сказать о нас?

Чем мы можем воздать за эту любовь? Всё это выше заключения какой-либо сделки, ибо не может быть никакого прописного возмещения за долг, который мы ничем не в состоянии выплатить. В Галатам 5:24 Павел говорит, что «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». При крещении мы умерли для прежнего образа жизни и возродились в Нем и для Него. «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Коринфянам 5:14,15). «Один умер», и все крещеные должны умертвить свои плотские страсти с Ним. Наша новая жизнь должна стать Его прославлением. Таково послание Галатам гл.5 с его осуждением плотских дел и требованием приношения плодов духовных, и «на таковых нет закона». Свобода от Закона Моисеева вовсе не означает, что мы можем делать всё, что нам нравится. Истинная вера должна проявлять себя в плодах для Него, которые произрастают из семени слова Божьего и стремления поиска прощения, которого нам самим по себе никогда не заслужить.

Теперь мы обращаемся опять к Его совершенной жертве. Мы видим в хлебе Его ломимое тело, в котором никогда не было позволено править греху. Никогда в Нем не было позволено развиться какому-либо злому умыслу, который всегда отвергался с самого начала, чтобы не получил развития грех. И в вине мы видим жертвенную кровь, пролитую Им на кресте. Сын Божий, не совершивший никакого греха, умер за грехи всего мира. Плод виноградной лозы – наше вино – есть прекрасный символ жизни, отданной во исполнение воли Отца. Это было исполнение всех пророческих аспектов Закона.

Для чего всё это?

Всемогущий взял одного из представителей греховной адамовой расы, но особо укрепил Его для сопротивления греховным помыслам, пребывавшим в Нем, как и во всех нас. Бог сделал его первопроходцем, пионером спасения для всех других, уповающих на Его милость, чтобы вывести многочисленную армию узников из темницы смерти. Освобождение от уз греха и смерти, и в бессмертной славе, они будут вечно славить и величать своего Творца посредством избирания для себя вершить то, что приятно Ему, – и всё это до совершенства.

Наша жизнь сейчас зачастую есть испытание нашей веры. Данная нам свобода выбора позволяет нам продемонстрировать добровольное послушание Богу. Имея во Христе свободу от силы греха и смерти, давайте на предстоящей неделе использовать эту свободу для совершенствования наших характеров по образцу Его Сына. Чтобы при Его возвращении и при встрече с Ним Он увидел в нас частицу Самого Себя, произнеся при этом такие долгожданные слова: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Ник Уайт (3.10.2004г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.