Библейские проповеди
Пустая гробница (часть 1)
22.08.2004

Евангелия от Матфея 28; Марка 16; Луки 24 и Иоанна 20.

Евангельские свидетельства об этом значительном периоде жизни Иисуса краткие, но ясные. Например, из Ев. от Марка 15:43 «Иосиф из Аримафеи… осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова». Каждое слово было тщательно подобрано по вдохновению Божьему, которое направляло Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Все они говорят, что Иосиф был «член совета, человек добрый и правдивый, …ожидавший также Царствия Божия…» (Ев. от Луки 23:50,51). Не потому ли он открыто поддержал Иисуса несмотря на то, что первосвященники осудили Иисуса на смерть? Его решимость (или, пожалуй, его вера) побудила его «осмелиться» пойти к Пилату.

Гробница принадлежала Иосифу. Он пошел с Никодимом, ранее имевшим подробный разговор с Иисусом, в котором говорилось о распятии Иисуса и о его последствиях. Так открыто поддерживая Иисуса, они, вероятно, поставили под угрозу свою принадлежность к синедриону. Иосиф был одним из лидеров иудейской общины и, как таковой, вероятно, имел постоянный доступ к Пилату. Это, возможно, помогло ему добиться выполнения своей просьбы о теле Иисуса. По словам греческого писателя Филона, взяточничество в то время было обычным явлением, особенно у Пилата. Но об этом ничего не упоминается в евангельских повествованиях, так что, похоже, он мог просить о теле Иисуса, не прибегая к подкупу: «Иосиф …просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса» (Ев. от Иоанна 19:38).

Почему Иосиф попросил тело Иисуса? Обычная процедура для распятых людей заключалась в том, что их тела выбрасывали на мусорную свалку в долине Геенны, которая постоянно горела. Для этого конкретного тела ситуация была иной, потому что один человек, Иосиф, попросил об этом. Несомненно, он испытывал большое уважение к Господу, при этом явно демонстрируя свое несогласие со священниками. Также привлекает внимание его надежда, поскольку он «ожидал Царства Божия» (Ев. от Марка 15:43). Зная о воскресении Лазаря, он рассчитывал, что Иисус тоже воскреснет из мертвых. При этом поддержка Никодима могла только усилить значение такого образа мыслей.

 «И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.» (Ев. от Матфея 27:59,60)

Ничего не говорится о том, что эту работу выполняли слуги, но их помощь была необходима. Сначала надо было принести специи: «Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литров около ста» (Ев. от Иоанна 19:39). Кроме того, там были пелены из льняной ткани и само тело. И чтобы закатить камень на место, требовалась сила большего числа людей, чем просто двух мужчин. Тем временем женщины наблюдали и обдумывали свое участие. Приведены имена двух из них: «Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали» (Ев. от Марка 15:47). Эта та самая Мария, которая является и матерью Иисуса – Иосиф был его сводным братом. Оставалось совсем немного времени до начала пасхальной субботы, когда все должны были вернуться домой, чтобы есть пасху.

Несмотря на то, что несколькими днями ранее Мария Магдалина помазала тело Иисуса: «на день погребения» (Ев. от Иоанна 12:7), похоже, что эти женщины были не готовы к такой внезапной и трагической смерти своего Господа. Возможно, они предполагали, что поскольку это было распятие (а такие тела обычно сжигались), у них не будет возможности что-либо сделать с телом. У Каиафы была другая реакция. Похоже, он ожидал, что тела будут брошены в Геенну, потому что, услышав, что этого не произошло, он бросился к Пилату жаловаться.

Надо иметь в виду, что иудеи считают дни, начиная с 6 часов вечера. Многие исследователи Библии предполагают, что этот визит к Пилату состоялся на следующее утро, но это может также означать, что он случился сразу после 6 вечера, т.е. можно считать, в тот же день. Мы можем наблюдать, как Каиафа и священники рьяно изображали свое послушание закону Моисея, когда они впервые привели Иисуса к Пилату, потому что: «Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ев. от Иоанна 18:28). Но несколько часов спустя, в настоящую пасхальную субботу, это уже не было для них проблемой, когда они захотели, чтобы Пилат поставил стражу.

Мы знаем, что сожжение тела (или любые другие обстоятельства смерти) не помешают Воскресению, если Бог этого захочет. В Первом послании к Коринфянам 15:35-38 говорится: «Но скажет кто‐нибудь: «как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» …но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело»». Воскресение Иисуса произошло бы в любом случае, но наличие пустой могилы позволяет извлечь немало уроков. Это также было большой поддержкой для отчаявшихся учеников.

Первосвященник был одним из саддукеев, которые не верили в воскресение. То, что последовало за этим, должно быть, глубоко на них подействовало. Просьба Иосифа о теле Иисуса послужила основой для дальнейшего явления «славы Божьей» (относящейся к Его воскресению), всем. Вот как Иисус ссылался на воскресение Лазаря, когда он говорил с Мартой: «Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ев. от Иоанна 11:40).

Существуют неоднократные упоминания о женщинах, которые стояли недалеко от креста. Имена некоторых из них приведены, вероятно, потому что они являются очевидцами. Это были именно те женщины, которые встали рано утром в первый день недели и принесли апостолам весть: «он воскрес». Общество было патриархальным, и тут женщины с этим очень важным сообщением. Они были очевидцами, которые получили известие из первых рук от ангелов, а затем непосредственно от Иисуса. Неудивительно, что они цеплялись за него, пока он не велел им отпустить его.

В Ев. от Иоанна 19:25 упоминаются Иоанн и некоторые из учениц Иисуса: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его…». Сестру его матери называют Саломией в Ев. от Марка 16:1,

«матерью сыновей Зеведеевых» в Ев. от Матфея 27: 56. Также с ними были «… Мария Клеопова и Мария Магдалина» (Ев. от Иоанна 19:25). Эти четверо и Иоанна пришли к гробнице. Там, возможно, было еще больше людей (см. Ев. от Луки 24:10). На Пасху Иерусалим посещали десятки тысяч людей, и возможно, эта люди из Галилеи/Вифании были все вместе. Для того чтобы разделить пасхального агнца в доме требовалось от десяти до 20 человек, и можно предположить, что группа всех этих последователей Иисуса, разместилась в одном и том же доме.

Возвращаясь немного назад, мы читаем, что Иисус учил их: «…что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Ев. от Марка 8:31). Иисус воскрес из мертвых в первый день недели, которая началась, когда суббота закончилась в 6 вечера в нашу субботу, что делает субботу третьим днем и ночью после распятия. Если мы сделаем обратный отсчет, то второй день / ночь была пятница, а первый – четверг.

Пасха праздновалась в 14-й день месяца Авива (Исход 12:6), который мог прийтись на любой день недели и соблюдался как суббота. Из этого следует, что на той неделе должно было быть две субботы. Таким образом, трапеза, которую Иисус разделил с учениками, была вечером в среду, после чего одиннадцать учеников вместе с Иисусом отправились в Гефсиманию. Иоанн 18:1 называет его «садом» и дважды отмечает, что гробница также была в саду (19:41). Там Иисуса был арестован, доставлен в дом Первосвященника и подвергнут лже-суду правящих иудеев. Когда в четверг рассвело, последовали события, приведшие к распятию, вероятно, около 9 утра. С полудня до 3 часов дня наступила темнота, и вскоре после этого Иисус умер.

Каждое из четырех Евангелий сообщает нам какое-нибудь важное известие о воскресении и пустой гробнице. Собрать их вместе непросто, и есть много различных толкований от разных исследователей Библии. Четыре основные цитаты: Матфея 28: 1-10, Марка 16: 1-8, Луки 24:1-12 и Иоанна 20:1-18.

Матфей начинает с впечатляющего события в темноте, которое напугало людей, охранявших гробницу: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые…» (Ев. от Матфея 28:2-4).

Точное время случившегося не известно, и воскресение здесь не упоминается. Стражники очень испугались и сообщили священникам, что там нет больше тела, при этом нигде не отражено то, что они видели или сказали на самом деле. Они были как «мертвые», что может означать, что они были без сознания или просто парализованы страхом, когда все это произошло.

Филип Расселл (22.08.2004г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.