Библейские проповеди
Пустая гробница (часть 2)
29.08.2004

В Ев. от Марка 16:1 говорится, что «По пришествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать его». День субботний закончился в 6 вечера. Торговцы возобновили свою деятельность, и тогда женщины купили и подготовили свои материалы для помазания тела Иисуса. В стихе 2 говорится: «И весьма рано, в первый день недели, приходят к гробу, при восходе солнца», «…очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу и вместе с ними некоторые другие» (Лука 24:1 и стих 10). Это подтверждает, что воскресение произошло во мраке ранних часов воскресенья. В те дни Иерусалим имел был примерно в 1000 метров, и гробница, похоже, была прямо за стеной. Так что это было в нескольких минутах ходьбы от того места, где они остановились. «И говорят между собой: кто отвалит на камень от двери гроба?» (Марка 16:3). Они не знали о размещении стражи, потому что это произошло через некоторое время после завершения захоронения. «И, взглянув, видят, что камень отвален…» (стих 4; см. также от Луки 24:2).

Было ли время это, когда Мария Магдалина побежала назад, чтобы сказать Петру и Иоанну, что тело Иисуса пропало? Она не сказала им «он воскрес» и она побежала обратно с ними. Все это заняло совсем немного времени, возможно, несколько минут. Петр и Иоанн прибежали к могиле, пока женщины еще были там. Мы можем предположить, что женщины не входили в гробницу, пока Пётр и Иоанн не ушли, потому что, когда женщины увидели ангелов, им было сказано рассказать Петру и ученикам.

Евангелие от Иоанна рассказывает о реакции этих двух людей. Иоанн делает паузу и изучает внутреннюю часть гробницы. Евангелие от Луки фокусируется на Петре и записывает, что: «Но Пётр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Луки 24:12). Здесь нет упоминания о Иоанне, но мы можем считать это еще одна версия записи Иоанна.

Пётр идет прямо, но Иоанн: «…наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб» (Иоанна 20:5). Проблема, с которой мы сталкиваемся, пытаясь согласовать четыре записи, на самом деле связана с Евангелием от Иоанна. Следует ли читать эти несколько стихов как происходящие в то же время, что и стихи, которые мы уже рассмотрели? Если так, то Пётр и Иоанн, возможно, прибыли и ушли до того, как женщины (включая Марию) вошли в гробницу.

Женщины: «…войдя, не нашли тела Господа Иисуса» (Луки 24: 3), но: «…увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись» (Марка 16: 5). Какое значение имеет «правая сторона», когда нам не было сказано, где в могиле лежал Иисус? Также в Евангелии от Луки 24: 4 говорится: «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали пред ними два мужа в одеждах блистающих» и сказали им: «…не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь… скажите ученикам Его и Петру…» (Марка 16: 6,7).

Различия характерны для очевидцев, которые были в состоянии страха и растерянности. Ангел обратился к Матвею: «…не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Матфея 28:5,6). В этот момент кажется, что все женщины были вместе, и именно тогда ангелы появляются и говорят им: «Он воскрес». Их приглашают посмотреть улики, и их первый взгляд показал, что тело исчезло. Второй взгляд, более осторожный, подтвердил, что надгробная одежда была на месте. Обратите внимание, что нет упоминания о большом количестве специй. Наличие могильной одежды, аккуратно лежащей там, без тела, показало, что произошло какое-то сверхъестественное событие. Помните воскресение Лазаря: «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Иоанна 11:44). Это было совсем другое. Как Иисус был удален из тесной могилы? Если бы тело было развернуто, как посылка, то специи были бы пролиты. Кажется, что в их испуганном состоянии им потребовалось немного времени, чтобы понять значение всего этого. «И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба…» (Луки 24: 8.9).

Ангел добавляет срочное сообщение: «И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предварят вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Матфея 28:7). Марк расширяет это, когда записывает ангела, добавляя: «Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Марка 16:7). Включение имени Петра означает, что это было сказано до того, как Петру и другим ученикам сказали, что Иисус воскрес из мертвых.

Группа женщин отправилась в путь: «И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Матфея 28:8). Марк добавляет, что: «…их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись» (Марка 16:8). Возможно, они не зашли слишком далеко, на самом деле они все еще могли быть в саду возле гробницы, потому что они увидели кого-то, кого Мария считала работником сада. «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Матфея 28: 9). Вероятно, это был тот же случай, что и в Евангелии от Иоанна 20:11-18, где названа только Мария Магдалина, но здесь она входит в группу. «Не прикасайся ко Мне» (Иоанна 20:17) означает, что они держат его «за ноги» (Матфея 28:9).

«Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Матфея 28:10). Иисус успокаивает их: «Не бойтесь» и повторяет наставление, данное им ангелом, а затем добавляет к нему. Женщины «И, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам» (Луки 24:9,10). Апостолам было трудно понять новости, которые принесли женщины: «И показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Луки 24:11). Это включало Петра и Иоанна или только девять? Это испытание веры учеников, по-видимому, является одной из причин, почему Бог выбрал женщин первыми в новостях.

Обратите внимание на прогресс в этом коротком разделе: от простого взгляда на то, что было перед ними, до понимания важности увиденного, а также повторений в этих нескольких стихах. То, что увидел Иоанн, заставило его поверить, хотя в записи не сказано, во что он верил. Очевидно, он верил, что Иисус воскрес из мертвых, а не в похищение его тело. «Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (Иоанна 2:22).

Был ли другой аспект? Когда Иисус был преображен перед Петром, Иаковом и Иоанном, они были «очевидцами Его Величества» (2Петра 1:16). Для них слово пророчества стало более уверенным. «И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Матфея 17:9 и Марка 9:9). Помнил ли это Иоанн и понимал ли он, что, поскольку Иисус был воскрешен, тогда и Царство Божье наверняка придет?

Кого Иисус называет своими «братьями» в Матфея 28:10 и Иоанна 20:17? Если он имел в виду апостолов, то это единственный раз, когда он называл их своими братьями. В качестве альтернативы он мог иметь в виду Иакова и Иосию и его двух других сводных братьев. Несколько недель спустя они были среди компании учеников, которые собрались вместе после того, как увидели, как Иисус вознесся на небеса. Это собрание апостолов сводится к следующему: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деяния 1:14). Записи в Евангелиях так хорошо сочетаются друг с другом, что мы можем легко их прочитать. Когда мы думаем о подробностях, которые нам дали, становится ясно, что это важные факты, которые нельзя упускать. Господь Иисус был «…Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых» (Римлянам 1:4). Это хорошее заявление, о котором нужно часто думать.

Филипп Рассел (29.08.2004г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.