«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Колоссянам 3:1-4).
Эти волнующие слова были адресованы церкви, находящейся в Колоссах. В них Павел напоминает нам о той перемене, которая должна произойти с нами вслед за крещением во имя Господа Иисуса Христа. Смерть Христова и воскресение, говорит Павел, есть нечто более, чем события истории, – они вновь и вновь обыгрываются в опыте Его последователей. Иисус умер, был погребен и воскрес из мертвых. И сейчас присутствует на небесах, ожидая величественного дня, когда вернется на землю в великой славе, и весь мир увидит Его. Следуя тому же примеру, Его народ входит в воды крещения, символически переживая смерть и погребение, и, выходя из них, восстает к новой жизни, уже всецело посвященной Ему. В некотором смысле они мертвы, то есть мертвы для грехов, которые совершили до крещения. В другом смысле, они ожили, чтобы разделить новую жизнь с Христом. В предыдущей главе Павел раскрывает эти образы, напоминая верующим в Колоссах, что они «быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (2:12).
Смерть и воскресение Христовы есть путь или образ жизни для Его последователей. Его победа над грехом и смертью открыла новую эру, и Его ученики уже принадлежат ей, хотя и живут еще в эре вчерашней. Они освобождены от власти греха, хотя их природа еще далека от совершенства. Они уже восстали с Христом, хотя еще и смертны. Послания Павла насыщены противостоянием между «уже» и «еще нет». Настолько сильным было его видение будущей славы, что он изображает ее, хотя и как событие будущего, тем не менее, как уже присутствующее, и народ Христов живет в двух эрах одновременно.
Написание Послания Павла колоссянам было вызвано полученными им известиями, что в их среде появились еретики, которые принимали Христа, но рассматривали Его, как лишь начало совершенства перед Богом, они должны взять на вооружение более изощренные формы богопочитания. Сюда входили правила, касающиеся пищи и напитков, отличие особых святых дней, новолуний и суббот. Они почитали ангелов, возможно, видя в них посредников между Богом и человеком. Они переживали видения, и через это верили, что душа может достичь горнего и приблизиться к Богу. Однако Павел отвергает все эти взгляды, как угрожающие всему тому, чего достиг Христос. Вот почему он посвящает две первые главы своего послания развернутой информации о центральном положении Христа, как Того, ради Которого создано всё. Павел учил, что единственный путь к познанию небесного есть общение с Христом, Который победил смерть и воссел одесную Бога.
Что же за «горнее», чего должны искать христиане? Смертным не гарантировано прямое видение небесного. Но Тот, Который сейчас на небе, когда-то жил на земле и в Своей земной жизни воплотил всё, что есть небесное и божественное. Указание Павла «ищите горнего», отсюда, есть указание на Христа, земная жизнь Которого явила совершенное отражение характера Отца. В Нем, то есть во Христе, возможность жизни без греха и с характером всё отдающей любви была проявлена в человеческой жизни. Когда мы размышляем над характером нашего Господа, мы получаем отблеск вещей небесных.
Качество человеческой природы сказывается на том, что люди зачастую уподобляются тому, чему они поклоняются. Если они поклоняются идолам – работе рук человеческих и произведению человеческого воображения – тогда в своем характере и поведении они обязательно отразят испорченность и аморальность этого мира. Но если они служат Богу непревзойденной святости, в их жизни обязательно отразятся любовь и сострадание. Учение Павла о единении верующего с Господом вовсе не абстрактная философия. Символизм крещения, – разумеется, истинно уверовавшего, – несомненно, найдет свое выражение в его повседневной жизни. Отсюда и наставление Павла: «умертвите земные члены ваши» (стих 5). Третья и четвертая главы как раз и посвящены проявлению этих принципов в жизни верующих. Мертвые не могут грешить, и поэтому умершие с Христом при крещении, должны умертвить и выбросить из своих сердец греховные плотские вожделения, которым потакали в прежней жизни. Среди них и блуд, и гнев, и злоба, и злоречие, и сквернословие (стихи 5 и 8). Всё это навсегда должно быть оставлено верующими. А взамен должны найти свое выражение положительные качества характера, которые явил перед всеми Христос: милосердие, смиренномудрие, кротость, долготерпение (стих 12). Все эти качества должны проявиться в жизни тех, кто «ищет горнего». Для раскрытия этого образа Павел использует и другую метафору. В стихе 8 он увещевает отложить всё прежнее и облечься (стих 10) во всё новое, наподобие того, как мы выбрасываем старую одежду и заменяем ее на новую.
С обывательской точки зрения смерть Христа стала концом Его жизни и поражением Его служения. Истинная природа Его небесного правления сокрыта от глаз неверующих. Она станет видимой для всех, когда Он вернется во всем Своем величии и славе.
Эта скрытость имеет свою параллель и в жизни Его последователей. Как пишет Павел: «жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (стих 3), – подразумевается под этим то, что истинный статус ученика Христова скрыт от настоящего мира. Огромное число искренне верующих людей служили Господу всю свою жизнь, но их труд остался незамеченным для их соседей, и даже имена их уже забыты. Многие из них за свою принадлежность Христу претерпели насмешки, были презираемы, и даже расстались с жизнью. Другие пожертвовали своим состоянием и высоким социальным положением. Но будущее покажет их истинную заслугу: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (стих 4). Верующие смотрят в будущее, не только ожидая личной встречи с Христом, но и для получения от Него их истинной оценки. При Своем возвращении Христос наградит всех, кто потрудился на Его ниве. Тогда все жертвы и перенесенные страдания окажутся малозначительными по сравнению с теми благословениями, которыми их одарит Христос: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Римлянам 8:18; см. также 1 Иоанна 3:1-3).
Хлеб и вино напоминают нам «о горнем», к которому мы и призваны; о той великой жертве, которую принес Христос во исполнение воли Своего небесного Отца. Напоминают нам символы и о прощении. А это – тоже вещи «горние», и к ним должны мы направлять все наши мысли и желания. Следовать за Христом – значит всегда стремиться сообразовать свою жизнь по явленному Им примеру, всегда смотреть на жизненные обстоятельства как бы с Его точки зрения. Мы должны позволить Ему заполнить все уголки нашего естества, должны избавиться от всего обветшалого, должны переделать себя на Его небесный манер.
«Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе всё» (Филиппийцам 3:20,21).
Пол Уоссон (16.05.2004г.)