Иисус говорил, что Он пришел исполнить Закон. Это было важное заявление. Оно подразумевает, что закон Моисеев был пророчеством, которое указывало на Него (Матфей 11:13 и 5:17). Когда двое из учеников Иисуса встретили Его по дороге в Еммаус, Он, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лука 24:27). Поэтому, хотя мы сами и не стоим под законом, есть очень многое, чему он может научить нас относительно жертвы Иисуса, ради Которого мы и собрались сегодня вместе.
Наша первая часть чтения – Числа 19 – знакомит нас с уставом закона о порядке очищения пеплом рыжей телицы. Этот закон необычен с многих сторон. Например, мы встречаем здесь единственный случай, когда особо оговорен цвет или окраска жертвенного животного. Это была жертва за грех, но никакого греха не совершалось. Пепел телицы должен был сохраняться, и здесь же требовалось наличие живой (проточной) воды.
Стих 3 говорит нам, что жертвенную рыжую телицу должны были отдать Елеазару священнику, хотя из стиха 1 мы знаем, что Аарон был всё еще жив. Это указывает на служение того, кто не только является наследником Аарона, но и представляет лучшее священство, то есть на Иисуса: «…тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евреям 7:22-25).
Из стиха 9 и далее мы узнаем, что пепел телицы служил для очищения человека, оскверненного прикосновением к мертвому телу, вне зависимости от степени родства к умершему, и даже прикосновение к кости человеческой или к гробу делало человека нечистым (стих 16). Во всех этих случаях требовалось очищение, хотя, объективно, вроде бы и не совершалось никакого греха. Тем не менее, смерть – это неизбежное «возмездие за грех» (Римлянам 6:23); и закон был настолько суров, что требовал смертного приговора для человека, не прошедшего обряда очищения (стихи 13 и 20). А теперь обратимся к деталям.
Все жертвоприношения животных по Закону являли собой, по сути, пророчества, которые исполнились во Христе (Евреям 9:13,14). Тот факт, что цвет телицы – рыжий, оговорен особо, и этот цвет нашего плотского тела указывает на Христа, Который имел точно такую же человеческую природу, как и все люди. «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти» (Римлянам 8:3). Или, как поясняет это брат Джон Томас, «грех не мог быть осужденным в теле Иисуса, если не существовал в нем». Насколько благодарны мы должны быть Христу, «Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха» (Евреям 4:15), т.е. из всех искушений вышел победителем, не поддавшись их соблазну и не совершив никакого греха. Как и рыжая телица, Он был «без порока» и без «недостатка» (стих 2) и никогда не был под ярмом (стих 2) греха. Целью всей Его жизни было исполнение воли Его Отца (Евреям 10:7).
Телицу полагалось закалать вне стана (стих 3), что опять указывает на Христа, и что подчеркивается в Послании Евреям (13:12,13): «Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание». Мы и собираемся всегда с той целью, чтобы вспомнить совершенное Иисусом и поразмышлять о нашем отклике на это.
Никакая часть рыжей телицы не сжигалась на алтаре, что контрастирует с законом о жертве за грех, где лучшие части животного полагались на алтарь (Левит 4:8-10). Греховная плоть обречена на смерть, и поэтому нуждается в очищении. В этом один из важнейших уроков, который дает нам устав закона о рыжей телице; и очень важная часть того, что Христос совершил для нас.
К жертвоприношению телицы прилагались кедровое дерево, иссоп и нить из червленой шерсти (стих 6). Эти составляющие также указывали на Христа. Псалом 91:13 говорит: «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане», а Псалом 50:9 добавляет: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега». У Исаии 1:18 мы читаем: «Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю». Иисус был прекрасным, благоухающим кедром, возвышался подобно пальмовому дереву и, подобно иссопу, очищал людей от греха.
В разбираемом жертвоприношении были задействованы три человека: а) Елеазар (стих 3); б) тот, кто сжигал жертву (стих 8); и в) тот, кто собирал пепел (стих 9). Все эти трое становились нечистыми в процессе совершения жертвоприношения. Сам Христос, несмотря на всё Свое моральное совершенство, оставался нечистым в виду рождения от обыкновенной женщины.
Пепел должен был храниться в чистом месте, как и Христос пребывает на небе (временно) для блага тех, кто желал и желает быть очищенным от своей нечистоты. Это чистое место должно было находиться вне стана, ибо подлинное очищение не могло быть приобретаемо силой Закона. Слово «пепел» в стихе 17 – то же самое что и «прах», и использовано в Бытие 18:27 в обоих этих значениях, когда Авраам говорит о себе как о прахе и пепле. Этим признанием Авраам демонстрирует понимание того факта, что он обратится в прах после того, как будет взято от него «дыхание жизни».
В процессе обряда очищения пепел смешивался с живой (проточной) водой. Вода эта – есть символ Духа, который соединится с телом верующего, когда он будет воскрешен, т.е. восстановлен из праха для наследования обетованного Царства. Когда живая вода смешивалась с пеплом телицы, она получала название «воды очистительной» (стих 9). Использование этой воды подчеркивало для Израильтянина тот факт, что контракт со смертью (а значит – грехом) делает его нечистым, и до такой степени, что в случае не окропления его очистительной водой, он может осквернить (жилище Господа) и, отсюда, будет истреблен из среды Израиля (стих 13). В предыдущем стихе (12) мы наталкиваемся и на потрясающий временной указатель по очищению водою – «в третий день»! Это вновь указывает на Христа, ибо, только спустя три дня пребывания в могиле и после воскресения, смог Он завершить исполнение Закона.
Закон обеспечивал постоянное наличие пепла рыжей телицы для любого, нуждающегося в очищении. Тем не менее, очищение вменялось совершать под личную ответственность каждого Израильтянина, как только он осознавал себя нечистым. Увещевание для жертвоприношения Христова распространялось на любого, будь то еврей или язычник, как только он или она осознают необходимость своего спасения. Жертвоприношение рыжей телицы уникально еще и в том, что, совершённое однажды, оно производило продолжительный эффект. Христос также принес Себя в жертву однажды, но жертва Его действенна на протяжении многих веков вплоть до наших дней. Именно вера в искупительную работу Христа сделает нас чистыми на седьмой день (стих 12), когда наступит утро Тысячелетнего Царства, и мы получим бессмертие, на которое все надеемся, из рук Самого Христа, Который взойдет на судебный престол и перед Которым нам всем предстоит явиться.
Как сообщает нам стих 13, «всякий… не очистивший себя, осквернит жилище Господа». В этом содержится очень важный урок и для нас. Когда мы встречаемся за символами жертвоприношения Христова, жизненно необходимо для каждого из нас признать нечистоту нашей природы и уразуметь, что только оно, то есть это жертвоприношение, может сделать нас чистыми. Неприятие этого навлечет на нас «истребление из среды Израиля» (стих 13) и, как следствие этого, уничтожение надежды на Землю Обетованную, то есть надежды на Царство Божие.
По мере приготовления нашего разума к принятию символов, я хочу обратить ваше внимание на еще один прекрасный момент, связанный с разбираемым жертвоприношением. Мы уже подчеркивали, что весь Закон в целом и закон о рыжей телице в частности нашел свое завершение во Христе. Вполне возможно предположить, что приносимое в жертву животное было мужского пола. Однако это не так. Животное было женского пола. Жертвоприношение Христово было совершено как для Него Самого, так и для других, как написано: «Он должен как за народ, так и за себя приносить [жертвы] о грехах» (Евреям 5:3). Этот «народ», за которого Он умер, составляет церковь – Его невесту, то есть непорочную девственницу.
Дорогие братья и сестры, мы обладаем огромной привилегией в понимании истины. Насколько благодарными и радостными мы должны быть за то, что через веру в жертвоприношение Христово мы можем с уверенностью смотреть в будущее. Нам не надо, отсюда, беспокоиться о нашем смертном естестве и печалиться по поводу смерти наших близких, ибо еще немного, и мы сделаемся «причастниками Божеского естества» (2 Петра 1:4).
Симон Гриффитс (04.04.2004г.)