Библейские проповеди
Иисус в Храме (Ев. от Марка 11)
15.02.2004

Драматические события, описанные в 11-ой главе Евангелия от Марка, показывают нам различия между внешней показухой и внутренним убеждением при служении Богу. И это помогает решить ряд вопросов. Очень вероятно, что ликующие крики людей при вхождении Иисуса в Иерусалим исходили от гостей из Галилеи, прибывших в город на праздник, а не от самих жителей Иерусалима.

Ясно, что в их головах пророчество Псалма 23:7-10 находилось на грани своего осуществления. Как указывает ссылка на «Царство отца нашего Давида» (Марк 11:10), круг интересов толпы заострялся прежде всего на политическом успехе, свободе, силе и славе. Из жизни и учения Иисуса они не сделали никаких выводов о том, что представляет собой Царство Божье. «Царь славы» явил перед ними такие качества, как смирение перед Богом, жажду духовного познания, кротость, безгреховность и праведность. Не оценив этого, уже спустя несколько дней, по мере того как их надежды оказались нереализованными, толпа обратила на Иисуса всю свою враждебность и уже кричала: «Распни Его».

Посетив Храм и увидев, что там творится, Иисус вернулся на следующий день и дал волю Своему праведному гневу, очищая прилегающую к Храму площадь от всевозможных дельцов, собиравших свои состояния на эксплуатации веры людей. Очевидно, что двор язычников был оккупирован торговцами и менялами с той целью, чтобы прибывшие на праздник могли обменять деньги для отдачи их в храмовую казну и купить голубей для жертвоприношения. Также очевидно из стиха 16, что и другие использовали храмовую площадь как выгодное место для быстрого заработка, принося для продажи всевозможную утварь, используемую для повседневных нужд. Захария 9:8 говорит следующее: «Я расположу стан у дома моего… против проходящих вперед и назад…», что позволяет предположить, что Иисус использовал Своих учеников для охраны ворот, чтобы препятствовать проникновению внутрь всех тех, кто попытался бы использовать храмовую площадь не по назначению. Торговый люд не мог упустить такую прекрасную возможность для обогащения, и храмовые власти шли им навстречу, имея свой процент от каждой сделки. Цитируя Исаию 56:7, Иисус дает понять, что двор, отведенный для язычников, также является священным; это было место для неевреев, которые приходили чтить Бога в праведности и смирении, и именно этому мешали менялы и торговцы.

Глава 56, пророчества Исаии, – удивительно обнадеживающая для язычников. Суббота была средством выражения веры в Бога, как Творца и Искупителя. В этой главе Бог обещает, что те язычники, которые явят свою веру хранением субботы от осквернения (стих 2), будут обрадованы «в Моем доме молитвы» (стих 7). Таким образом, очищая двор язычников, Иисус символически открывал путь для всех иноплеменных народов для получения спасения. Это было символом той огромной работы по искуплению, которую Ему предстояло совершить.

Глубокий смысл сделанного Иисусом подчеркивается у Марка в 11:15, из чего явно видно, что Иисус воспрепятствовал как покупающим, так и продающим жертвы. Покупающие были, или по крайней мере считали себя, искренними верующими и поступали так, как по их мнению было совершенно верно. Останавливая их, Иисус, несомненно, указывал на новый завет, который должен был быть введен в самое ближайшее время, и согласно которому жертвоприношение животных уже не имело никакого смысла, как только было совершено жертвоприношение Агнца. Об этом же говорит и Исаия в 56 главе на примере евнухов, которым, согласно Моисееву Закону, вход в Храм был запрещен; но теперь им «дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее» (стих 5). На память сразу приходит случай эфиопского евнуха (Деяния 8), которому был запрещен вход в Храм для поклонения Богу, но после крещения Филиппом ему была открыта широкая дорога для общения с Богом через искупительную жертву Иисуса.

Обыгранная притча о засохшей смоковнице также очень уместна здесь. Оставляя в стороне вопрос о времени собирания смокв, очень хорошо видно, что в случае с этим конкретным деревом Иисус явно рассчитывал найти на нем плоды. Отсутствие их – вызвало Его осуждение. Точно также Иисус искал среди иудеев некоторые плоды святости и смирения. У подавляющего числа народа и, в особенности, у его вождей Он не нашел их. Завет с отдельным народом через Моисея подходил к концу и закончился жертвоприношением Иисуса. Сам Храм был разрушен до основания при событиях 70 г. н.э. Плоды, угодные Богу, не являлись теперь привилегией только одного народа, как потомков Авраама, но через личное покаяние и смирение каждого человека любой национальности.

Наконец, в этой главе мы видим интересный диалог о власти Иисуса. Ясно, что священники, книжники и законники не один раз обсуждали вопросы, касающиеся Иисуса, и в конце концов разработали план, согласно которому Он должен был быть пойман или на богохульстве, или на оскорблении римских властей. Ответ Иисуса обратил противника вспять его же оружием. Иоанн Креститель прошел тест пророка, как указано во Второзаконии 13:22, объявив о приходе Мессии. Он был признан за пророка подавляющим числом людей, пусть даже они и не поняли истины о первом пришествии Мессии и поэтому оказались невосприимчивы к Иисусу. Религиозные вожди посетили Иоанна, как то описывается в Евангелии от Иоанна 1:19-26. Его призыв к покаянию был для них неприемлем. Признать его за пророка от Бога, с соответствующим признанием его власти, значит радикально изменить образ жизни и свое положение. Более того, это означало бы согласие с заявлением пророка о том, что «среди вас Некто…», который «будет крестить вам Духом Святым и огнем» (Иоанн 1:26,27; Матфей 3:11). Если они не могли признать полномочий Иоанна, то тем более они не могли признать и полномочий и власти Иисуса. Таким образом, заставив вождей поразмышлять над работой Иоанна Крестителя, Иисус продемонстрировал их нежелание признать власть и авторитет Бога.

Эти случаи заостряют внимание на взаимоотношениях Иисуса с Иудейским народом и его вождями. Как бы там ни было, и нам будет полезно применить эти уроки к самим себе. Павел в своем послании Тимофею говорит о некоторых, имеющих «вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тимофею 3:5).

Подобно Иудеям, мы с нетерпением ожидаем нашего Царя – времени, когда Он будет царствовать на Сионе; времени, когда всё будет в гармонии с волей Божьей. Но сначала мы должны принять участие в Христовом служении, являя нищету духа, смирение, голод и жажду праведности и желание отдать нашу жизнь ради Христа. Насколько легко произнести эти слова, но как трудно жить в согласии с ними.

Размышляя о дворе для язычников, напрашивается вопрос: какие мировые проблемы или личные мотивы могут помешать нашему освящению? В конце концов, Исаия дал ясно понять, что язычники, которым было обещано благословение Божье, должны иметь веру в Бога как Творца и Искупителя. Как это выражает Павел в послании Римлянам 1:16,17 – благовествование «есть сила Божия ко спасению всякому верующему… В нем открывается правда Божия от веры в веру», – праведность, исходящая от верного Бога к верным служителям.

Обыгранная притча о смоковнице дает ясно понять, что вера должна проявлять себя в делах. «Вера без дел мертва». Плоды нашей веры должны быть явлены в «любви, радости, мире, долготерпении, благости, милосердии, вере, кротости и воздержании» (Галатам 5:22,23).

Иисус был спрошен об источнике Своей власти. Мы верим, что Он есть Сын Божий, Который получил всю власть на небе и на земле. Сказывается ли это на нашей преданности Ему, на нашем выборе, на наших приоритетах, на наших ценностях? Каждый лично должен дать ответ на этот вопрос.

Ставя перед читателями эти вопросы, автор хорошо сознает свою собственную ограниченность и недостатки. Путь в Царство кажется таким длинным, а пройдено еще так мало. Но при этом он всегда помнит, как и все мы должны, что мы не можем сделать самих себя достойными. Мы можем быть причислены к ним только благодаря праведности, которую получаем через веру в Иисуса. Наши слабые попытки на этом поприще есть ответ на любовь, явленную Им по отношению к каждому из нас.

Вспоминать об этом через хлеб и вино – есть наша величайшая привилегия. Делая это, мы молим, чтобы в нас самих и в нашей жизни были явлены некоторые черты Его характера.

Дерек Рассел (15.02.2004г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.